Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Варганова Г.В. Организация научно-исследовательской работы в библиотеках

Варганова Г.В. Организация научно-исследовательской работы в библиотеках: учебное пособие для студентов магистратуры: направление подготовки 51.04.06 «библиотечно-информационная деятельность»; профиль «теория и методология библиотечно-информационной деятельности». – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2015. – 160 с.Варганова Г.В. Организация научно-исследовательской работы в библиотеках: учебное пособие для студентов магистратуры: направление подготовки 51.04.06 «библиотечно-информационная деятельность»; профиль «теория и методология библиотечно-информационной деятельности». – Санкт-Петербург: СПбГИК, 2015. – 160 с.

Учебное пособие посвящено рассмотрению теоретико-методологических и организационных проблем проведения научных исследований в библиотечно-информационных учреждениях. Рассмотрены роль и функции библиотечного сообщества в производстве и распространении нового библиотековедческого знания. Особое внимание уделено проблемам разработки программы научных исследований и характеристике научных методов, используемых при изучении актуальных библиотековедческих проблем. Каждая глава учебного пособия снабжена вопросами для самоконтроля и списками использованной и рекомендуемой литературы. Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность», а также может быть полезно аспирантам и преподавателям вузов культуры, слушателями системы дополнительного профессионального образования.


Содержание

Введение6
1. Библиотечно-информационное сообщество как генератор научного знания8
1.1. Научное сообщество как социальная группа8
1.2. Основные задачи и функции научного сообщества12
Вопросы для самоконтроля17
Практическая работа 17
Практическая работа 218
Практическая работа 318
Литература18
2. Программирование научных исследований20
2.1. Типы научных исследований20
Вопросы для самоконтроля22
Практическая работа 423
2.2. Количественные и качественные исследования23
Вопросы для самоконтроля28
Практическая работа 529
2.3. Программа научного исследования: содержание и структура29
2.3.1. Теоретический раздел программы научного исследования 29
2.3.2. Процедурно-методологический раздел программы научного исследования32
Вопросы для самоконтроля36
2.3.3. Организационный раздел программы научного исследования36
Вопросы для самоконтроля38
Практическая работа 639
Литература40
3. Научные методы исследований42
3.1. Методы анализа документов42
3.1 Л. Традиционный (неформализованный) анализ документов42
Вопросы для самоконтроля47
Практическая работа 749
3.1.2. Контент-анализ (формализованный анализ документов)49
Вопросы для самоконтроля52
Литература53
3.2. Метод наблюдения53
Вопросы для самоконтроля60
Практическая работа 861
Литература62
3.3. Эксперимент62
Вопросы для самоконтроля71
Практическая работа 971
Практическая работа 1072
Литература72
3.4. Методы опроса73
3.4.1. Анкетирование73
Вопросы для самоконтроля79
Практическая работа 1179
Практическая работа 1280
Литература80
3.4.2. Интервьюирование80
Вопросы для самоконтроля84
Практическая работа 1385
Практическая работа 1485
Практическая работа 1585
Практическая работа 1685
Литература86
3.4.3. Метод фокус-групп86
Вопросы для самоконтроля93
Практическая работа 1794
Практическая работа 1894
Практическая работа 1994
Литература94
3.5. Метод кейс-стадис (метод исследования «случая»)95
Вопросы для самоконтроля104
Практическая работа 20105
Практическая работа 21105
Литература106
3.6. Методы прогнозирования106
Вопросы для самоконтроля112
Практическая работа 22112
Практическая работа 23113
Практическая работа 24113
Литература113
4. Компьютерные программы обработки и анализа данных115
Вопросы для самоконтроля120
Литература120
5. Этика библиотековедческих исследований122
5.1. Этический кодекс исследователя129
Вопросы для самоконтроля131
Практическая работа 25132
Практическая работа 26132
Практическая работа 27132
Практическая работа 29133
Заключение134
Приложения135
Приложение 1. Глоссарий135
Приложение 2. Паспорт специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение»144
Приложение 3. Кодекс этики российского библиотекаря147
Приложение 4. Таблица случайных чисел150
Приложение 5. Нормативные документы о защите персональных данных158

Введение

Актуальность тематики учебного пособия определяется необходимостью освоения магистрантами, обучающимися по направлению подготовки «библиотечно-информационная деятельность», теоретико-методологическими и организационными знаниями в области проведения научных исследований.

Целью учебного пособия является формирование общекультурных и профессиональных компетенций обучающихся, необходимых для проведения научно-исследовательской деятельности в библиотеках различных типов и видов, а именно:

– готовности к применению системного подхода как базового при проведении научных исследований в области библиотековедения;
– готовности к освоению теоретико-методологических основ проведения научных исследований;
– готовности к определению приоритетных направлений научно-исследовательской деятельности и постановке целей и задач научных исследований;
– готовности к использованию в научных исследованиях системы парадигмальных подходов и научных методов;
– готовности к разработке содержания, структуры, основных принципов и этапов программы научных исследований и др.

Первый параграф ориентирован на освящение роли, задач и функций библиотечного сообщества в организации и проведении научно-исследовательской деятельности.

Во втором параграфе рассматриваются вопросы, связанные с разработкой программы научного исследования.

В третьем параграфе излагаются особенности научных методов, наиболее активно используемых в библиотековедческих исследованиях, как у нас в стране, так и за рубежом.

Каждый параграф сопровождается вопросами для самоконтроля и списками использованной и рекомендованной литературы.

Список литературы, включает учебные и научные издание, которые с одной стороны были использованы при подготовке учебного пособия, а с другой стороны рекомендованы магистрантам для более углубленного изучения курса.

В ходе обучения предусматривается проведение лекций, семинаров, практических занятий в интерактивном формате.

Формами контроля являются собеседование, ответы студентов на семинарах, работа на практических занятиях, промежуточное и итоговое тестирование по темам, отраженным в учебном пособии.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

– знать роль, задачи и функции профессионального сообщества в проведении научных исследований в библиотечно-информационной отрасли;
– уметь определять актуальные темы исследований с учетом социальных и внутринаучных потребностей библиотековедения;
– владеть общекультурными и профессиональными компетенциями, необходимыми для проведения научных исследований, в том числе теоретико-методологическими и организационными подходами к разработке программы исследования и ее реализации в учреждениях библиотечно-информационной отрасли.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17