Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход

Захаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подходЗахаренко М.П. Молодые кадры современной библиотеки: организационно-управленческий подход: науч.-практ. пособие / М.П. Захаренко; предисл. Ю.Н. Столярова. – Санкт-Петербург : Профессия, 2013. –240 с.

Материал пособия отражает актуальную для библиотековедения и современной библиотечной практики проблему управления профессиональной мотивацией молодых библиотечных специалистов.

Аналитически оценивается состояние кадровой ситуации в библиотечной отрасли, сопоставляются и логически интерпретируются социально-демографические параметры молодых библиотечных специалистов. На основе обобщения практического опыта и материала проведенного автором эмпирического социологического исследования представлены факторы, влияющие на формирование профессиональной мотивации молодых библиотечных сотрудников, аргументированы мотиваторы и демотиваторы их профессиональной деятельности, обоснован необходимый комплекс организационно-управленческих условий формирования и развития позитивной профессиональной мотивации молодого библиотечного персонала с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды библиотеки.

Содержащийся в книге методологический и теоретико-прикладной материал представляет научно-практический интерес, вводит в профессиональный оборот новые подходы к управлению молодым персоналом библиотеки с использованием принципов и методов мотивационного менеджмента в его интерпретации к библиотечной сфере. Сформулированы предложения по оптимальным условиям мотивационного управления молодыми библиотечными специалистами применительно к отдельной библиотеке.

Издание адресовано руководителям, специалистам кадровых и методических служб библиотек, а также студентам и преподавателям профильных вузов, слушателям системы переподготовки и повышения квалификации библиотечных работников. Оно может быть использовано в качестве учебного пособия при подготовке магистров библиотечно-информационной деятельности и аспирантов.


Оглавление

Вводное слово. Исследование глубинных основ мотивации молодежи к библиотечной работе (Ю. Н. Столяров) 5
Введение 9
Глава 1. Научно-практические подходы к профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов 13
1.1. Эволюция взглядов на мотивацию в управлении персоналом как основа формирования профессиональной мотивации библиотечных специалистов 13
1.2. Интерпретация понятий «мотивация» и «стимулирование» в кадровом менеджменте библиотеки37
1.3. Проявление мотивации в сфере профессиональной библиотечной деятельности41
1.4. Молодые специалисты как особая социальная группа трудовых ресурсов библиотеки 53
Глава 2. Формирование, поддержка и развитие профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов: эмпирическое исследование 71
2.1. «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»: характеристика авторского эмпирического исследования. 71
2.2. Факторы формирования профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов91
2.3. Мотиваторы и демотиваторы профессиональной деятельности молодых библиотечных специалистов 108
2.4. Организационно-управленческие условия развития профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов 122
Заключение 138
Список литературы 144
Приложения 167
Приложение 1. Социологические исследования кадровых аспектов библиотечной деятельности (1993-2011 гг.; по материалам профессиональной печати и данным анкетирования) 167
Приложение 2. Различные трактовки понятия «мотивация" 179
Приложение 3. Отражение понятия «молодежь» в законах о молодежной политике субъектов Российской Федерации 183
Приложение 4. Анкета 1 – молодого сотрудника библиотеки (I этап исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)193
Приложение 5. Анкета 2 – руководителя библиотеки (II этап исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России») 196
Приложение 6. Анкета 3 – молодого сотрудника библиотеки (II этап исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России») 199
Приложение 7. Перечень библиотек – баз II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России».204
Приложение 8. Перечень должностей молодых сотрудников библиотек – респондентов исследования206
Приложение 9. Образовательный уровень молодых сотрудников библиотек – баз исследования (сводная таблица по городам на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)208
Приложение 10. Образовательный уровень молодых сотрудников библиотек – баз исследования (сводная таблица по библиотекам на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)214
Приложение 11. Семейное положение респондентов исследования (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»).. 220
Приложение 12. Восприятие молодыми сотрудниками своей работы в библиотеке (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»).......221
Приложение 13. Привлекательные особенности работы в библиотеке молодых сотрудников (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)..222
Приложение 14. Причины неудовлетворенности работой в библиотеке молодых сотрудников (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)....224
Приложение 15. Интенсивность повышения квалификации молодых сотрудников библиотек – баз исследования (на основании ответов респондентов II этапа исследования «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России»)..226
Приложение 16. Примерное положение о социально-экономической поддержке молодых сотрудников библиотеки/библиотечной системы227
Приложение 17. Примерное положение о Молодежном библиотечном объединении233
Приложение 18. Примерное положение о Молодежном совете при директоре библиотеки/библиотечной системы...236

1.4.1. Дефиниция понятия «молодежь» и правовой статус молодого специалиста

Молодежь – это социальная группа, отличающаяся возрастными рамками и особым статусом в обществе. Еще в первой половине XX в. молодежь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа. Обособление молодежи в отдельную социальную категорию и выработка подходов к ее определению произошли в 60-е гг. XX в. Важнейшими группообразующими признаками молодежи были определены возрастные характеристики и особенности социального положения, а также обусловленные ими социально-психологические свойства.

Одно из первых комплексных определений понятия «молодежь» предложено В. Т. Лисовским (1968): «Молодежь – поколение людей, проходящих стадию социализации, усваивающих (в более зрелом возрасте уже усвоивших) образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции. В зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет». Позднее (1979) И.С. Коном было дано развернутое определение: «Молодежь – социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленная теми или иными социально-психологическими свойствами. Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанные с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации».

Современные трактовки молодежи аккумулируют в себе достижения социологии в изучении молодежи в последние десятилетия. Так, достаточно гармоничной представляется следующее определение молодого поколения, сформулированное В.В. Городним: «Молодежь – это самостоятельная социально-демографическая общность, отличающаяся совокупностью возрастных характеристик, особенностями социального положения, внутренних субъективных свойств и специфической активной жизненной позицией, проявляющейся в различных формах социальной деятельности». Таким образом, молодежь представляет собой самостоятельный социальный субъект, активно действующий и органично вписанный в общество в целом. Из этого вытекают следующие особенности молодежи: социальная мобильность, социальная активность, социальная адаптивность, склонность к инновациям, а также повышенная потребность в самореализации, профессиональном и жизненном самоопределении, самоидентификации и т. д.

Несмотря на длительное изучение молодежи, до сих пор не сложилось единого мнения относительно возрастных границ этой социальной группы. Известный исследователь молодежи В.Н. Боряз провел анализ суждений более 120 авторов и выяснил, что нижняя граница определяется от 14 до 20 лет. Верхние границы молодости, по мнению В.В. Городнего, завершаются тогда, когда молодой человек окончательно интегрировался в основные сферы жизнедеятельности и сформировался его социальный статус, обычно это происходит к 30 годам. Именно к этому времени большинство людей достигает экономической самостоятельности и независимости, трудоустраивается на постоянное место работы, повышает свою квалификацию, а также вступает в брак и обзаводится детьми.

Понятие «молодежь» стоит существенно расширить и включить в него также людей в возрасте 25–34 лет, утверждают авторы исследования «Age of Youth» («Возраст молодости», подготовленного Viacom Brand Solutions International). В исследовании приняли участие более 25 тыс. респондентов в возрасте 16–46 лет в 18 странах мира. По данным исследования, «молодежью» нередко являются и люди 30–34 лет, если учитывать не биологический возраст, а их социально-психологическое состояние и интересы.

Понятие «молодежь» зафиксировано в законодательных актах федерального и регионального уровней. В проекте Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2010) дана следующая формулировка: «Молодежь (молодые люди) – проживающие на территории Российской Федерации физические лица (граждане Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, также иностранные граждане и лица без гражданства) в возрасте от 14 до 30 лет». В то же время Федеральная служба государственной статистики в категорию «молодежь» включает возрастные группы населения в границах 15–29 лет, т. е. лиц, которые относятся к трудоспособному возрасту. В большинстве (свыше 60) субъектов Российской Федерации приняты законы о государственной (региональной) молодежной политике, где в той или иной степени характеризуется понятие «молодежь» (Приложение 3). Анализ текстов законов позволяет констатировать, что практически во всех российских субъектах молодежью признаются граждане в возрасте 14(18)–30 лет (исключение составляет Москва – от 14 до 25 лет и Чеченская Республика, где возрастные границы расширены до 35 лет).

Как активная и перспективная часть общества молодые люди являются объектом изучения многих наук – философии, психологии, педагогики, социологии, политики, права. При этом каждой наукой в понятие «молодежь» вкладывается различное содержание. Поскольку нами молодежь рассматривается как трудовой ресурс, правомерно обратиться к определению частного понятия «молодые специалисты».

Дефиниция «молодой специалист» до сих пор не получила нормативного оформления. Официальное понятие «молодой специалист» в действующем российском трудовом законодательстве пока отсутствует. Обратимся вновь к проекту Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» (2010), где зафиксировано определение «молодой специалист – гражданин Российской Федерации, возраст которого не превышает 30 лет, впервые окончивший на территории Российской Федерации обучение в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования и получивший документы государственного образца о соответствующем уровне высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «бакалавр», «специалист», «магистр», в течение одного года со дня окончания, либо, если лицо трудоустраивается и работает по специальности соответствующей полученному образованию, и отвечающий иным требованиям в случаях установленных федеральным законодательством – в течение трех лет со дня окончания учебного заведения». Однако этот законопроект не имеет пока юридической силы. Отметим, что Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации до 2016 г. ориентирована преимущественно на граждан Российской Федерации в возрасте от 14 до 30 лет. Между тем в преамбуле документа разработчики ссылаются на результаты исследований молодых людей в возрасте 18–35 лет, например, специализирующихся в области науки.

Юридическое определение рассматриваемого понятия можно найти в федеральных подзаконных актах специального действия, а также некоторых региональных законах и нормативных актах о поддержке молодых специалистов (стимулирующие выплаты, стипендии, субсидии на приобретение жилья и т. д.). В данном ряду выделим: Постановление Правительства РФ от 28 апреля 2006 г. № 250 «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов... по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности» [6, п. 32 б]; Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858) [9, п. 26 б]; «Паспорт Московской программы „Молодой семье – доступное жилье“» на 2009–2011 гг. [7, п. 10 ч. 1]; «Отраслевое соглашение по федеральным государственным учреждениям, находящимся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на 2010–2012 годы» (утв. Минздравсоцразвития РФ 14.12.2009, Профсоюзом работников здравоохранения РФ 15.12.2009) – раздел VII «Гарантии социально-экономических и трудовых прав молодых специалистов и учащейся молодежи»). В этих документах статус молодого специалиста определяется только для целей данных нормативных актов. Региональные власти, как и отраслевые ведомства, формулируют данное понятие с учетом местных интересов и возможностей.

Отсутствие единообразной трактовки понятия «молодой специалист» не способствует решению важнейших социальных проблем молодежи, начавшей реализовывать свой потенциал в трудовой сфере, в том числе в библиотечном деле. Современное разноуровневое российское законодательство не позволяет установить четких границ статуса такого сотрудника.

Анализ региональных правовых актов дал возможность констатировать, что нет четко установленных возрастных границ молодых специалистов. Так, в Москве и Рязани этот возраст формально установлен – до 35 лет, а в Санкт-Петербурге возрастная граница колеблется в зависимости от сферы труда: молодые специалисты на педагогических должностях ограничены возрастом не старше 30 лет, а во всех других сферах (в том числе библиотечной) – 35 лет, в Саратове, Челябинске, Ямало-Ненецком автономном округе – до 30 лет, в Омске – установлена граница в 29 лет.

Отсутствуют и унифицированные требования к уровню образования выпускников профессиональных учебных заведений. В большинстве регионов к молодым специалистам относят лиц, имеющих среднее или высшее профессиональное образование, но в ряде случаев к этой категории отнесены также лица с начальным профессиональным образованием. При идентификации молодых специалистов на региональном законодательном уровне зачастую важен факт начала трудовой деятельности – не приступили к работе после окончания учебного заведения – не будут относиться к этой категории работников и, соответственно, теряют те немногие установленные льготы и гарантии.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17