Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Жаркова Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие

Жаркова Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособиеЖаркова Л.С. Методика организации работы библиотеки в сфере социально-культурной деятельности: научно-практическое пособие / Л.С. Жаркова. – М.: Литера, 2009. – 111 с.

Одним из основных направлений работы в областных, городских, районных библиотеках является социально-культурная деятельность, в числе составляющих которой – информационно-просветительская, художественно-публицистическая и культурно-развлекательная функций. Настоящее научно-практическое пособие предлагает современные методики организации работы в сфере социально-культурной деятельности.


Содержание

Введение

4

Глава 1. Библиотека в сфере социально-культурной деятельности

1.1. Сущность социально-культурной деятельности библиотек

6

1.2. Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке

13

1.2. Правовое обеспечение социально-культурной деятельности в библиотеках

28

Глава 2. Содержание деятельности библиотек в социально-культурном аспекте

2.1. Воспитание гражданственности в библиотеке

36

2.2. Информатизация – ведущее направление деятельности библиотек

42

2.3. Компьютеризация – ведущее направление деятельности библиотек

50

Глава 3. Организация деятельности библиотек в региональном пространстве

3.1. Концепция приоритетной социально-культурной деятельности в регионе

55

3.2. Организация библиотечной деятельности в городах-спутниках

61

Глава 4. Организация взаимодействия работы муниципальных библиотек и учреждений культуры

4.1. Деятельность муниципальных библиотек

66

4.2. Основные направления деятельности учреждений культуры

74

Заключение

108

Литература

109

 

1.2. Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеке

Определив особенности современных социокультурных функций библиотек и их типологические черты, важные в исследовании культурно-досуговой деятельности в библиотеке, становится возможным выявить все многообразие культурно-досуговых программ, их форм и жанров, характерных для библиотечной работы. Основной функцией библиотек была и остается информационная, но это не делает культурно-досуговые функции значительной части видов библиотек побочными: они органично входят в единство библиотечной работы и обеспечивают тот естественный фон библиотечной среды, который определяет социокультурную значимость библиотек.

Специфика культурно-досуговой деятельности в библиотеках выражается в двух основных аспектах:

• в номенклатуре форм культурно-досуговых программ, диктуемой профилем библиотечной работы;
• в особенностях хозяйственного механизма реализации культурно-досуговой деятельности в библиотеке.

Библиотеки являются одним из системообразующих элементов сферы культуры, и они естественным образом связаны с деятельностью иных учреждений культуры. Однако информационное ядро библиотечного дела, важность центрального – информационного направления библиотечной работы, определяет отсутствие в деятельности абсолютного большинства библиотек таких широко распространенных форм культурно-досуговых программ, как народные гулянья, массовые праздники, дискотеки и танцевальные вечера, вечера песни и т.д., хотя, естественно, некоторым библиотечным учреждениям в силу экономических обстоятельств или исключительной специфичности функций приходится организовывать и их. Однако существуют типические формы культурно-досуговых программ, часто встречающиеся в практике библиотек и не являющие собой прямого противоречия библиотечной сфере. Культурно-досуговые программы в библиотеках отличаются такими чертами, как камерность, локальность, связь с литературно-художественной проблематикой в частности, или искусством в целом. Иными словами, культурно-досуговые программы, организуемые средствами библиотек, реже являются массовыми, чем групповыми, в них выше роль индивидуальной работы, больше значение слова, чем двигательной активности (исключение здесь составляют, пожалуй, только детские библиотеки) или физической работы.

Можно выделить основные формы культурно-досуговых программ, наиболее часто встречающиеся в практике библиотек. Это:

• литературные вечера;
• читательские клубы;
• клубы по интересам;
• встречи с деятелями культуры, искусства и т. д.;
• выступления художественной самодеятельности (чаще – литературного и театрального характера);
• краеведческие вечера;
• просветительские лекции;
• вечера памятных дат;
• праздники, чествования;
• конкурсы и т. д.

Читательские вечера и клубы по интересам являются наиболее востребованными среди классических библиотечных культурно-досуговых программ. Так, в исследовании «Досуговая деятельность библиотек Воронежской области» В.Л. Бубнов и Н.В. Бубнова свидетельствуют: «…Такие читательские клубы зачастую объединяют определенные возрастные и социальные категории посетителей или группы людей с устоявшимися интересами. С учетом этих обстоятельств можно классифицировать все библиотечные читательские объединения в две большие группы: возрастные клубы и клубы по интересам. Первая группа подразделяется на:

• клубы для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста;
• клубы женского общения;
• молодежные клубы;
• семейные клубы;
• клубы для детей и подростков.

Вторая группа читательских объединений включает в себя:

• клубы литературные и нравственно-эстетической направленности;
• экологические клубы;
• клубы краеведческого направления...1

Подобные формы характерны для большинства типов и видов библиотек, однако в детских библиотеках, например, реже проводятся программы, требующие специальной априорной подготовки от посетителей, и, наоборот, чаще применяются познавательно-развивающие программы:

• викторины;
• олимпиады;
• конкурсы;
• игры;
• кружки по интересам;
• секции по интересам и т. д.

Особенности работы с детьми, важность для детской аудитории ощущения группы, наличия веселых сверстников, снижают долю индивидуальной работы в детских библиотеках по сравнению с библиотеками для взрослых, но никоим образом не делают ее исключительной – зачастую именно в индивидуальной работе с ребенком, в достижении полного взаимопонимания с ним кроется успех культурно-досуговой программы.

Культурно-досуговая специфика работы в библиотеках, ориентированная на отдельные категории населения (например, лиц с ограниченными возможностями, пенсионеров и т. д.), соединяет в себе важность групповой и индивидуальной практики. Людям таких категорий как никому важно чувствовать единение с себе подобными (воспринимаемыми иногда как «товарищи по несчастью»), но не в меньшей степени нуждаются они и в индивидуальной заботе специалиста, который, например, организовав стойкое объединение по интересам, не должен считать свою миссию выполненной.

В.Л. Бубнов и Н.В. Бубнова относительно библиотечных клубов для ветеранов, инвалидов и людей пожилого возраста пишут следующее: «…Обслуживание этой немалой категории читателей по-прежнему занимает большое место в работе библиотек. Оно направлено на сохранение полезной, целесообразной активности пожилых людей, создание для них благоприятного психологического микроклимата.

В общении с этой категорией пользователей библиотечные работники учитывают их потребности и интересы, приглашают пенсионеров на разнообразные мероприятия: встречи с интересными людьми, вечера воспоминаний, поэтические вечера, конкурсные программы, организуют для них клубы по интересам. Так, в Бобровском районе клубы для ветеранов войны и труда не только в ЦРБ, но и во всех сельских библиотеках-филиалах. В Каменской ЦБС популярность у пожилых людей приобрел клуб «Искорка». Отзывы его членов говорят о том, насколько необходима такая работа с людьми преклонного возраста и как велика их потребность в общении: «Мы все безгранично рады каждому проведенному занятию и впредь надеемся, что руководство библиотеки будет организовывать наши встречи, где мы узнаем много нового, обмениваемся опытом. Это поднимает наше настроение и увеличивает жизненный тонус». В целом же зачастую для многих пенсионеров, ветеранов, инвалидов, проживающих в сельской глубинке, клубы остаются сегодня единственным местом приятных и полезных встреч...2

Руководитель библиотечной сети г. Югры СЮ. Волженина описывает специфику библиотечной культурно-досуговой деятельности с данной категорией населения так: «…Традиционным стало для библиотек Советской централизованной библиотечной системы участие в Декаде пожилого человека. В 2005 году в рамках декады прошли вечер отдыха «Вальс листопада» (поселок Алябьевский), литературный конкурс «Супер-Бабушка» (поселок Агириш), вечер уважения пожилых людей «Осеннее танго» (поселок Коммунистический).

Среди досуговых форм работы особую популярность приобрели клубы по интересам при библиотеках, каждый клуб интересен по-своему и своеобразен.

Посещение их позволяет пенсионерам пообщаться, показать свои таланты, узнать для себя много интересного и полезного...

При библиотеке-филиале № 1 города Мегиона действует клуб «Гармония», который объединяет самых активных читателей пожилого возраста, где проводятся различные мероприятия: вечера отдыха, встречи, посиделки. Стало традицией в клубе отмечать Международный День пожилых людей, Международный женский день.

При Центральной городской библиотеке города Мегиона действует литературно-творческое объединение (литературный клуб) «Логос»...3

Реализация культурно-досуговых программ в библиотеках требует обеспечения и развития материально-технической базы этих учреждений, причем развития ее не только и не столько в направлениях, предусматриваемых основной – информационной – функцией библиотек. Проведение вечеров, смотров, организация читательских объединений и т. д. требует наличия:

• оборудованных помещений, пригодных для использования в рамках культурно-досуговых программ и достаточно удаленных от читальных залов;
• демонстрационно-проекционной и звуковой техники, зачастую специального назначения (например, для слабослышащих людей или детей младшего возраста);
• традиционных средств визуализации – плакатов, транспарантов, макетов и т.д.;
• специального театрального оборудования и реквизита, хотя бы в минимальной номенклатуре (осветительная техника, разборная сцена и проч.);
• рекреационных возможностей для участников программ, которые могут просто-напросто устать, не обладая крепким здоровьем.

Практика убеждает, что проведение культурно-досуговых программ в условиях библиотеки невозможно без их целевого финансирования. Поэтому при оценке эффективности культурно-досуговой деятельности необходимо учитывать степень как достижения поставленных целей, так и «затратного механизма» их достижения. Это величина многомерная, включающая показатели социально-политического, материально-производственного и нравственного порядка, находящиеся в тесном единстве и взаимодополняющие и обусловливающие друг друга.

Выявить эффективность культурно-досуговой деятельности в «чистом виде» без учета «затратного механизма» достижения целей в настоящее время практически невозможно. Суть «затратного механизма» в том, сколько материально-технических средств, финансовых и людских ресурсов будет затрачено на проведение цикла или серии программ, организацию предметной деятельности в определенный период.

Эффективность функционирования хозяйственного механизма современной библиотеки в решающей степени определяет личную заинтересованность каждого члена в результатах своей деятельности. А личная заинтересованность является и непременной предпосылкой формирования и становления коллектива работников, принимающих участие в реализации культурно-досуговых программ. Интерес в действительности яеляется сложной категорией. Природу интереса личности специалиста понять только путем познания объективной системы потребностей и интересов общества, социальной роли личности и ее ценностных ориентации, в которых проявляется совокупность целей и установок личности. Именно социальные потребности образуют основу трудовой активности личности в библиотеке, как и любом ином учреждении культуры, служат средством ее побуждения к высокопроизводительной общественно полезной деятельности.

При этом в толковании коллективного и личного интереса подчас обслуживаются в большей степени субъективные представления отдельных личностей, не совпадающие с объективным содержанием этих интересов. Особенно значительна возможность расхождения объективного содержания индивидуального интереса и его субъективного восприятия личностью. В этом заключена опасность возникновения противоречий, в результате которых личность действует вопреки интересам своего места работы, а в конечном счете и своим собственным. Поэтому очевидна необходимость поиска в каждом конкретном случае путей и средств предупреждения такого рода противоречий, а при их возникновении – быстрого их устранения. Основой для этого служит создание стройной системы экономических стимулов в культурно-досуговой деятельности.

Для финансирования отраслей культуры в нашей стране используются средства государства и населения в пропорциях, обусловленных мерой платности за предоставление различного рода культурных благ. В советское время все культурно-досуговые программы и услуги в библиотеках и иных учреждениях культуры были практически бесплатными. Сейчас финансирование в основном происходит через систему местных бюджетов, развитие системы платных услуг, а иногда – и за счет благотворительности.

Важным источником финансирования библиотек и клубов были фонды социально-культурных мероприятий, создаваемые на промышленных предприятиях, в мелких населенных пунктах. Значительные средства на содержание своих библиотек и клубов выделяли общественные организации, союзы писателей, композиторов, художников, театральные и хоровые общества и т. д., что в наши дни, к сожалению, уже распространено редко.

Однако в наши дни в практику вошел так называемый «остаточный принцип» выделения ассигнований на развитие культуры, согласно которому государственным планом на эти цели предусматривалось не более одного процента из госбюджета. Выделение государственных капиталовложений на культуру на основе «остаточного принципа» в течение многих лет, естественно, не обеспечивало потребности отрасли.

Поскольку библиотеки были и в основном остаются бюджетными организациями, состоящими на сметном финансировании, планирование их расходов осуществлялось по принципу «от достигнутого уровня», что связано, в частности, с отсутствием системы нормативов финансирования. Расчет ассигнований производился на основе фактических расходов за предыдущие годы, при этом часто происходила их произвольная, экономически не обоснованная корректировка.

Основная идея оптимизации технологии культурно-досуговой деятельности в современной библиотеке состоит в том, чтобы, используя и преобразуя уже имеющийся потенциал, добиться превращения данного учреждения в самоуправляемые центры, в которых гармонично сочетаются интересы личности и общества, где работают постоянные и временные инициативные объединения. При этом саморазвитие библиотеки осуществляется на основе механизма самоуправления и финансовой самостоятельности.

Одно из главных препятствий в функционировании технологии культурно-досуговой деятельности в условиях рыночной экономики заключается в противоречии между функциональной и нормативной структурами. Функциональная структура предполагает, что каждый член коллектива библиотеки независимо от его официального положения должен осуществлять ту или иную функцию или несколько одновременно, привлекая к своей деятельности широкий актив. Теперь нормативная структура (приказы, распоряжения, планы, инструкции, директивы, текущий, статистический, бухгалтерский учет и отчетность) позволяет осуществлять несколько функциональных обязанностей. Это, в свою очередь, дает возможность использовать в технологии культурно-досуговой деятельности материальные и моральные стимулы. Поскольку огромное число целей, задач, направлений деятельности, масштабы, трудности при подготовке и проведении отдельных программ, разделение труда, которое, в свою очередь, также является важным фактором снижения его производительности.

Эффективность библиотеки в аспекте культурно-досуговой деятельности во многом зависит от степени вовлеченности членов трудового коллектива в процесс управления, навыков и опыта самоорганизации и самоуправления. В настоящее время хозяйственный механизм библиотек включает в себя: формы экономических связей с другими учреждениями и организациями, обеспечивающие единство механизма его функционирования; методы использования экономических законов; определенные пути, формы и методы устранения экономических противоречий, обусловленных состоянием производительных сил и характером производственных отношений в системе культуры. Следовательно, хозяйственный механизм – понятие комплексное, отражающее не только экономические, но и производственно-технические, а также частично политические и юридические отношения.

Средняя стоимость одной культурно-досуговой программы в течение года определяется путем деления всей суммы затрат на количество проведенных программ. В связи с этим все возрастающее значение в деятельности библиотек приобретает необходимость получения специалистами и сотрудниками экономических знаний и умения применять их на практике за счет планирования затратных сторон культурно-досуговых программ. Внедрение планово-экономического метода в технологию деятельности библиотек может проходить через следующие этапы: разработка идеи; ознакомление специалистов и сотрудников с новой идеей, осведомление о фактах, подтверждающих ее правильность; разъяснение идеи в целях более глубокой ее проработки и освоения сотрудниками и специалистами; выяснение реальных духовных потребностей и интересов всех слоев населения; определение состояния уровня организации деятельности смежных учреждений культуры и методики подготовки и проведения культурно-досуговых программ; побуждение сотрудников к действиям по реорганизации организационных структур, форм и способов реализации намеченной программы. В реальной практике каждый из этих этапов представляет собой, в свою очередь, непрерывный процесс, который осуществляется одновременно и в тесной связи с другими процессами.

Современный планово-экономический метод в сфере культуры –это действенное средство разрешения назревших противоречий в технологии их деятельности, когда экономические и моральные стимулы специалистов и сотрудников, развивающие чувство хозяина, становятся осязаемыми. Появляется заинтересованность сотрудников учреждения культуры в формировании нового экономического мышления, которое выражается в умении регулировать материальные стимулы специалистов и сотрудников, руководствоваться тем, что выгодно трудовому коллективу, обществу в целом, каждой личности и наоборот. Это позволяет сформировать и соответствующий тип специалистов, у которых развито экономическое мышление, появляется чувство ответственности за эффективное использование средств, выделяемых из госбюджета.

Внедрение планово-экономического метода требует разработки от всех участвующих структурных подразделений обоснованных плановых заданий, вытекающих из стоящих перед библиотекой целей. Сегодня не обойтись без оперативно-хозяйственной самостоятельности в распоряжении хозяйственными ресурсами, в выборе путей выполнения социальных заказов.

В целом финансовые средства, необходимые на проведение культурно-досуговых программ, могут образовываться из добровольных взносов граждан; целевых поступлений платежей от организаций, учреждений, предприятий за реализацию заказов по культурному обслуживанию их трудовых коллективов; средств населения, поступающих в порядке реализации платных форм программ и оказания платных услуг; аренды и иных форм хозяйственной активности. В этом варианте все средства фонда творческо-производственного и социального развития предназначаются для расходов на расширение материально-технической базы, формирование финансового резерва, увеличение собственных оборотных средств и на другие нужды, определяемые советом трудового коллектива. Сумма фонда заработной платы исчисляется на основе штатного расписания. Распределение средств фонда дополнительной оплаты труда между сотрудниками проходит дифференцированно.

Среди многих факторов, не входящих в компетенцию библиотеки, следует отметить прежде всего правовое обеспечение технологического процесса. Правовое обеспечение обновления хозяйственной деятельности учреждения культуры опирается на Конституцию, указы, законы, правовые акты и распоряжения администрации. Создание и внедрение полноценной концепции правового обеспечения деятельности учреждений культуры в целом, и библиотек в частности, на основе учета всего многообразия различных моделей и форм управления этим сложным феноменом могут менять порядок, установленный сложившимися устаревшими стандартами.

В целях совершенствования хозяйственного механизма библиотек в аспекте культурно-досуговой деятельности многие специалисты предлагают определять принцип их финансирования в зависимости от необходимости оказания услуг, направленных на удовлетворение существующих духовных запросов населения; подготовки и проведения программ коммерческого характера; сбора, изучения и хранения предметных носителей культуры. Эти направления деятельности практически синтезируются в каждой культурно-досуговой программе, но в разной пропорции, что позволяет выделить приоритетную направленность.

Рынок культурного обслуживания не предполагает непременно прибыль. Когда цена оказывается лимитирующим фактором для определенной части потребителей, вполне естественно использование дотаций от государства. Однако, когда речь идет об обслуживании, дотацию следует включать в цену, т. е. непосредственно увязывать с объемом фактически востребованных потребителями услуг. Все культурно-досуговые программы нуждаются в целевом сметном финансировании. Предпочтительнее целевое финансирование «под результат» на хозрасчетных началах. Это означает, что культурно-досуговая программа оплачивается государственными и общественными организациями, по инициативе которых она проводится, бесплатна для аудитории, но платна и даже рентабельна для организаторов.

Следовательно, основные положения хозяйственного механизма как системообразующего элемента технологии культурно-досуговой деятельности в библиотеке таковы:

• библиотеки самостоятельно планируют свою творческо-производственную и финансово-хозяйственную деятельность и социальное развитие коллектива;
• творческо-производственная деятельность строится на основе целевых культурных программ, самостоятельно разрабатываемых библиотеками с учетом социальных заказов населения региона, трудовых коллективов предприятий, организаций, хозяйств, договоров с государственными и общественными организациями, творческими союзами и кооперативами;
• многие целевые культурные программы утверждаются заказчиками и финансируются за их счет.

Источниками финансирования являются: ассигнования вышестоящих организаций; платежи по договорам объединений, предприятий и общественных организаций за обслуживание (предоставление услуг) их трудовых коллективов; сборы от продажи билетов, реализации творческой продукции и других видов эксплуатационной деятельности и платных услуг населению; выручка от реализации излишнего, устаревшего и изношенного оборудования, материалов и других материальных ценностей; отчисления и добровольные взносы граждан, государственных и общественных, коммерческих организаций.

В целях расширения прав в самостоятельном решении вопросов производственного и социального развития и оплаты труда работников трудовой коллектив может принять один из двух способов распределения доходов: при нормативном способе выплачивает заработную плату работникам за счет фонда заработной платы, образуемого по нормативу к доходу; при результативном способе создает единый фонд оплаты труда. Из доходов возмещаются материальные и приравненные к ним затраты, производятся расчеты по обязательствам со сторонними организациями, выплачиваются проценты за кредит, после чего образуется хозрасчетный доход коллектива.

В области организации и оплаты труда при осуществлении культурно-досуговых программ библиотеки могут:

• использовать договорные и другие формы организации и стимулирования труда;
• дифференцированно определять формы и системы оплаты труда работников;
• вводить в штатное расписание должности специалистов из других организаций и применять схему должностных окладов, сдельных расценок и тарифов, действующих в других отраслях, для которых эти должности являются типовыми;
• утверждать структуру и штатное расписание без соблюдения средних окладов по схеме должностных окладов, без учета соотношений численности руководящих работников и специалистов;
• разрабатывать и утверждать положение о премировании членов коллектива и административно-управленческого аппарата.

Значение социально-культурной деятельности в нашей стране поняли и в руководстве нашей страны, которое стало предпринимать энергичные меры для подъема ее статуса в обществе. Так в Послании Федеральному собранию РФ, с которым выступил Президент В.В. Путин 26 апреля 2007 года, наряду с другими основополагающими для дальнейшего развития страны вопросами, был поставлен вопрос и о возрождении в стране библиотечного дела. Он отметил, в частности, что в нашей стране была выстроена в свое время уникальная библиотечная система, равной которой не было в мире. Однако за долгие годы недофинансирования она, надо признать, пришла в упадок. Необходимо на современной основе возродить в стране библиотечное дело.4

В средствах массовой информации идею возрождения российских библиотек назвали мегапроектом XXI века.

Пристальное внимание к проблемам библиотечного строительства не было неожиданным для библиотечного сообщества. Накануне нового года В.В. Путин подписал указ «О проведении Года русского языка в России и за рубежом». «Неслучайно Год русского языка в России совпал с Годом чтения, поскольку именно нашей литературе принадлежит честь открытия вселенной изумительной красоты – вселенной русского языка», – сказал В.В. Путин.

Основным механизмом реализации этих задач – Года чтения и Года русского языка – являются библиотеки.

На сегодняшний день в России около 130 тысяч библиотек. Из них 60 тысяч – школьные библиотеки, 48 тысяч – областные, районные, городские и сельские, в которых трудится свыше полумиллиона человек. Библиотеки всегда считались важным и социально значимым учреждением культуры. Сейчас функции библиотеки значительно расширены, они и научно-информационные, и образовательные, и культурно-досуговые, и социально-культурные.

С точки зрения социально-культурной деятельности информация сегодня – это не только знания, с появлением всемирной библиотеки под названием Интернет она вышла за границы сферы культуры. И сама информация приобретает все более и более черты и качества хорошо продаваемого, востребованного и постоянно дорожающего товара. На информационном рынке царят современные, гибкие и динамичные интернет-структуры. В конкурентной борьбе по предоставлению информационных услуг эти структуры преследуют одну цель – прибыль. Это делает их быстро приспосабливающимися к новым запросам, жесткими, восприимчивыми к новым целям. Они беспощадны и беспринципны, так как, используя по большей части тот богатейший информационный ресурс, который накопили библиотеки, они вполне могут полностью вытеснить с поля информационных услуг сами библиотеки. Причем бережно, кропотливо собирать этот ресурс они не любят, а любят продавать.

Социально-культурный аспект здесь следующий. Читатель оказывается перед выбором: бесплатное, но давно устаревшее обслуживание, где основной поисковой системой выступает библиотекарь (хорошо, если профессионал и умница!), или предлагаемый за плату полный набор всех библиотечно-библиографических услуг, какие только может дать современный информационный рынок.

Поэтому библиотекам необходимо развиваться, ибо они рискуют превратиться в пассивную базу для развития современных интернет-магнатов, в некий «сырьевой придаток». Традиционная, финансируемая государством на нужном уровне, современная библиотека очень нужна. Ей просто нужно помочь стать не просто частью информационной среды, а структурой, полностью отвечающей современным задачам. Еще удалось сохранить многое от той могучей библиотечной системы, которая была создана в нашей стране и включала в себя и огромные универсальные научные библиотеки, и небольшие – городские, сельские, школьные. В крупных научных библиотеках, как правило, уже внедрены самые современные библиотечные технологии. Небольшим библиотекам пока, к сожалению, не до предоставления услуг на современном информационном рынке. Слишком длительный период нам приходилось просто выживать. Библиотекам, где главным принципом была общедоступность и бесплатность, трудно перестроиться на то, что информация теперь – товар, за который нужно платить. В сознании молодых людей такие библиотеки и существуют как нужное, но в целом ветхозаветное учреждение, доставшееся нам от прошлого.

Тем не менее проблема, что лучше – книга или электронные носители информации, еще не решена. Очевидно, что должно быть и то и другое. Эти формы не могут быть конкурентны друг другу. Словесный текст вполне хорошо себя чувствует на экране. Лишенный физических параметров, он обретает тиражируемость и подвижность и более не нуждается в посредниках. Автор публикует его, вывешивая в Интернете, рассылая по электронной почте. Читатель имеет возможность скачивать текст на мобильное устройство, размещая в кармане целую библиотеку.

Другой возможный «конкурент» традиционной книге устраняет не только «обложку», но и «тело» текста, замещая его звучащим голосом. Речь идет об аудиокнигах. Потребности рыночных отношений радикально меняют саму систему чтения как досугового времяпрепровождения, позволяя параллельно заниматься другими делами. Они и придуманы для занятых людей, которым читать некогда. Тело и глаза «аудиочитателя» свободны, но заняты слух и мышление. Социально-культурная деятельность молодежи на досуге у 70% проходит в прослушивании через наушники. Звук разносится не в пространстве, а в голове у человека, изолируя его от коммуникаций. То есть ситуация отъединенности, изоляции, характерная для чтения печатной книги, не только сохраняется, но и усугубляется. Произведение звучит, требуя крайнего напряжения памяти, внимания. А их концентрация возможна далеко не всегда.

В одной из школ провели эксперимент. Школьникам предложили не прочитать, а прослушать «Капитанскую дочку» А.С. Пушкина. В итоге многие не могли запомнить ни имен персонажей, ни последовательности событий. Воспринимаемый только слухом текст приводит к поверхностному, скользящему восприятию.

Страны Запада в конце XX века столкнулись с явлением функциональной неграмотности населения, которое трактовалось как неумение человека выполнять производственную функцию, связанную с чтением текстов. Встала задача любой ценой поднимать престиж чтения, тренировать его навык. Само по себе чтение – это просто определенный процесс, чисто деловая практическая деятельность, если в ней не задействована деятельность духовная, мыслительная и эмоциональная. Она невозможна без соучастия и сопереживания, без работы самосознания. Чтение как считка текста, несущего определенную информацию и определенный навык ее смыслового воспроизведения, еще не значит, что человек стал подлинным читателем.

Компьютеризация – это революция в деле хранения, поиска и передачи информации. Никакой Интернет не может быть конкурентом книге. У книги остается великое преимущество – ее можно читать так, как тебе нравится, а не как запрограммировали.

Социально-культурная ситуация осложняется тем, что виртуальный мир оказывает на детей и подростков столь притягательное действие, что стремление посетить его переходит все грани разумного. Этим способом в Сети снимаются типичные проблемы подросткового возраста – проблемы встречи с этим жестоким миром и нахождения в нем своего места. Киберзависимость уже называют электронной иглой. В мире виртуальных грез легко почувствовать себя героем. Реальная жизнь привлекает подростка все меньше, он теряет интерес к нормальному общению, черствеет, менее бережно относится к близким. Интернет из полезного средства получения информации превращается в реальную опасность для неокрепшей психики. Сегодняшние дети вовсе не такие уж черствые и отпетые – с ними поговоришь и понимаешь: под наносным слоем жива прекрасная душа. Не дети должны служить компьютеру, а он должен работать как инструмент для творческого развития ребенка.

Спасти общество от нравственной глухоты, от эпидемии всех видов наркомании, включая и компьютерную, может только прививка хорошей литературой, сделанная еще в детстве. Опыт показывает – читающие дети растут в читающих семьях.

Голоса, предсказывающие скорый закат книги, раздавались еще в конце XIX века и должны были получить свое подкрепление с появлением телевидения и других средств массовой информации, но этого, к счастью, не случилось.

Книга, несмотря на новые информационные технологии, базирующиеся на использовании компьютерной техники, несмотря на мощное развитие видеотехники, переносящей вас в виртуальный мир, остается востребованной человеком и востребованной не только как источник информации, а как нечто большее. В этом и заключается загадка и парадокс величайшего изобретения человечества. В частности, чтение художественных книг доставляет думающему человеку невообразимо большее удовольствие, чем просмотр даже интересно поставленного фильма. Читая книгу, мы уходим в другой мир, в котором сами воссоздаем образы героев, наблюдаем и ощущаем природу, то есть в своем сознании сами создаем и «прокручиваем» свой фильм. И, возможно, благодаря именно этому творческому процессу мы получаем огромное наслаждение.

Компьютер вошел в нашу жизнь навечно, и не нужно бороться с ним, а необходимо использовать его для дела. Для того, чтобы пристрастить ребенка к чтению, все средства хороши. А на чем будет текст – на бумаге или на экране, не столь уж важно.

Актуальная социально-культурная задача – гуманизация подрастающего поколения – напрямую связана с чтением. Суть вопроса – что читать и как читать. Чтение может способствовать развитию, возвышению читателя, а может вести к деградации, ибо еще Л. Толстой сказал: «Яды умственные от чтения дурных книг, к несчастью, заразительны».

В наши дни на почве бездуховности пышным цветом расцвела литература, несущая в себе пропаганду насилия, страха, отрицания традиционных ценностей. Оскверняется язык, отечественные святыни, отрицаются всякие нравственные законы. Эта литература, в соединении с сайтами насилия в Интернете приводит к тому, что человек незаметно для себя начинает считать нормой человеческих отношений безнравственность, жестокость, равнодушие к чужим страданиям. По данным многих исследований, более половины молодых людей считают агрессию единственным способом решения конфликтов. Именно поэтому важнейшей социально-культурной задачей стала гуманизация подрастающего поколения, которая напрямую связана с чтением «экологически чистых» книг. В школьную программу всегда включались лучшие произведения отечественной и мировой литературы. Если бы не школа, то многие из них никогда бы не были прочитаны. Неслучайно в составленных молодежью списках произведений классической литературы, известных им, значатся только те, что входят в школьную программу. К сожалению, главным на уроке литературы становится не понимание, не наслаждение от чтения, а усвоение информации о книге, непрочувствованной, непродуманной и часто непрочитанной.

Однако если бы дело ограничивалось только невеждами и лентяями, плохим преподаванием – не стоило бы огород городить. Проблема гораздо шире – дети не читают классики потому, что с ней перестали советоваться и взрослые. Многократно увеличился темп жизни. В современной России не наблюдается никаких предпосылок к тому, чтобы классика чем-нибудь заменилась. Новых писателей серьезного масштаба не появляется. Новому большому писателю неоткуда взяться – у него нет времени писать. Литература превращается в часть индустрии развлечений. Сегодня писателя кормят левые заработки. Бессмысленно писать эпос для людей, которые после очередного социального взрыва не научились толком читать.

Нам предстоит долго «нагуливать» ум и опыт, чтобы через много лет научиться рассказывать о дне сегодняшнем и думать о нем без навязанных извне стереотипов, – так писал критик и писатель Дм. Быков.

Писатель не просто оторван от читателя – он его не уважает.

А читатель во все времена хочет любви, справедливости, правды и сказки. И все это требует таланта, мастерства и фантазии. Пренебрежение к читателю так же губительно для литературы, как подчинение сиюминутной конъюнктуре. Отсюда – взаимное неуважение в цепочке «писатель-читатель». Как сказала одна из читательниц библиотеки в г. Москве: «Мне не стыдно, что я это читала, мне противно, что я держала в руках эту книгу».

В современной социально-культурной ситуации население в большинстве своем не собирает и не хранит книги: их выбрасывают или, в соответствии с новой модой, оставляют на скамейке в людном месте. Это движение называется буккроссинг («книговорот»). Считается, что такое отношение нормально: прочел – передал. А ведь для настоящего книголюба книга всегда была живым существом. Но речь-то идет о книгах, которые – одноразовый продукт. Это результат, к которому пришла литература за последние десятилетия в результате руководства менеджеров и маркетологов, заправляющих и кинематографом, и литературой.

Из культуры сделали индустрию, в результате она стала неким нашествием клонов. Промышленность подхватывает чужие ноу-хау и тиражирует успех, но в литературе это губительно. Здесь нельзя повторять успех – нужно искать другие механизмы. У современного же писателя на это нет ни времени, ни желания. Поэтому современная книга усваивается за один раз и выбрасывается без сожаления, а автор, предлагающий нечто новое и оригинальное, – «не рыночен» по определению.

Однако неверно и другое, что серьезная литература не может быть коммерчески успешной. Современные писатели способны возродить ту значимость и роль, какие были у литературы до 90-х годов.


1 Бубнов, ВЛ., Бубнова, Н.В. Досуговая деятельность библиотек Воронежской области, http://vladimirbubnov.narod.ru/dosug.html

2 Cм. предыдущее прим.

3 Волженина, С. Ю. Роль общедоступных библиотек автономного округа в обеспечении доступности культурных ценностей и организации досуга старшего поколения, http://www.okrlib.ru/ru2/content/1265/leisure

4 См. Российская газета, 27 апреля 2007 г.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–16