Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 

Подведены итоги Межрегиональной акции «Ведь это – счастье писать для детей»

15.12.2017

Курганская областная детско-юношеская библиотека им. В.Ф. Потанина при поддержке Управления культуры Курганской области организовала и провела межрегиональную акцию «Ведь это счастье – писать для детей», которая была приурочена к 165-летнему юбилею Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка, отмечавшемуся 6 ноября 2017 года.

Участниками акции стали 172 библиотеки России, самых разных уровней, от поселенческих, модельных муниципальных, до национальных, республиканских, краевых, областных библиотек для детей и юношества. Участниками акции также стали средние общеобразовательные школы и школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Географический масштаб участников широк: Амурская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Курганская, Московская, Мурманская, Омская, Ростовская, Самарская, Саратовская, Свердловская, Тверская, Томская области. Республика Башкортостан, Республика Коми, Республика Крым и Саха Якутия. Но самое многочисленное количество участников представляло Республику Татарстан, которая недаром стала Лауреатом III Всероссийского конкурса «Самый читающий регион России», проходивший в мае 2017 года.

Главной целью акции являлось привлечение детей к творчеству Мамина-Сибиряка, вдумчивому и осмысленному чтению его литературного наследия путём консолидации усилий библиотечного и педагогического сообществ. Писатель – признанный классик русской литературы конца 19 – начала 20 веков. Особо ценен его вклад в детскую литературу. Он написал 144 произведения для детей, среди которых знаменитые «Алёнушкины сказки», «Серая шейка», «Зимовье на Студёной» и др. Прошёл век со времени их написания, а они и сегодня удивительно современны по гуманистическому духу, познавательной и художественной ценности. Детские произведения Мамина-Сибиряка уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум, и это прочувствовали дети в ходе мероприятий.

В формате акции на своих площадках участники-партнеры провели игры-путешествия по произведениям писателя, литературные круизы, обзоры, викторины, громкие чтения с обсуждением прочитанного, комментированные чтения. Не секрет, что в условиях современного ритма жизни, у семьи на чтение вслух, практически не остается времени, а ведь это очень интересно и полезно! Чтение вслух позволяет научиться легко и точно выражать мысли, способствует увеличению словарного запаса, кругозора, улучшению дикции, интонации, эмоциональной окраски, яркости, правильности речи и других ее элементов. Вот почему чтение вслух полезно как взрослым, так и детям. В рамках акции, именно громкое чтение, стало преобладающей формой в работе с произведениями писателя. Специалисты библиотек познакомили детей с биографией автора, обращая внимание на книги, представленные на выставках «Певец Урала», «Писатель-юбиляр», «Перо своё Уралу посвятил», «Душой написанные строки», «Добрые книги – доброго человека», «Писатель, этнограф и сказочник», выставка-портрет «Книжные самоцветы Мамина-Сибиряка». Специалисты Центра для детей и юношества Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия) организовали выставку одной книги «Природа – дом, в котором живет человек», которая посвящена замечательному, трогательному, поучительному произведению писателя «Приемыш». Библиотеки, используя собственные сайты, размещали виртуальные выставки и викторины по творчеству писателя

Особый интерес у детей вызвали «Аленушкины сказки», которые Дмитрий Наркисович написал после смерти жены, для больной дочери. Он говорил: «Это моя любимая книжка – ее написала сама любовь, и потому она переживет все остальное». По произведению состоялись громкие чтения, литературные часы, литературные знакомства, праздники, театрализованные утренники, литературные круизы, марафоны громких чтений, литературные гостиные, литературные калейдоскопы.

На комментированном чтении «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост», состоявшемся в Центральной городской детской библиотеке города Камышин Волгоградской области, дети одновременно стали и участниками кукольного представления. Юные зрители с восторгом воспринимали всё происходящее на импровизированной сцене: смеялись над хвастливым зайцем, предупреждали лесных жителей о появлении Волка и от души хохотали над весёлыми кульбитами Зайца-Хвастунишки по спине Волка. После просмотра небольшого отрывка из мультфильма по этой же сказке, ребята сравнили книжных героев и их характеры с героями мультипликационными и порассуждали: кто же на самом деле этот заяц – Храбрец или Хвастун? С помощью слайд-шоу «Они такие разные» ребята узнали, какие разные бывают в природе зайцы и волки, и с удовольствием ответили на вопросы познавательной викторины «О ком же это?».

Состоялось знакомство со сказками «Серая шейка», «Постойко», «Емеля-охотник», «Новичок», «Медведко». Особенно любима детьми сказка «Серая шейка», в ходе которой ребята познакомились с историей маленькой уточки, оставшейся зимовать на озере из-за сломанного крыла и теми, кто помогал ей и спас её жизнь. Борьба добра со злом, где побеждает чистое сердце – один из лейтмотивов творчества русского писателя. В Шатурской детской библиотеке Московской области, ученица Ксения Новикова с мамой подготовила инсценировку, в ходе которой Ксюша выступила в роли самого Дмитрия Мамина – Сибиряка. Она исполнила музыкальное классическое произведение и рассказала сказку «Серая Шейка» своей дочери, Алёнушке. Одноклассники слушали историю, затаив дыхание. На импровизированном голубом «озере» – платочке проходило всё действие сказки: Уточка с раненым крылом и крадущейся рыжей лисой. Осень с падающими листьями. Зима – с белыми снежинками. Звучала мелодия «Времена года». Специалисты Аксубаевской детской библиотеки Республики Татарстан провели путешествие по лэпбуку, содержание которого направлено на расширение кругозора, знакомство с биографией и творчеством писателя. Дети с удовольствием выполняли развивающие задания – решали кроссворд, отвечали на вопросы литературной викторины, старались правильно и быстро произносить скороговорки, отгадывали по отрывкам произведения, загадки, по ролям разыгрывали сценки, разукрашивали рисунки, собирали пазлы. Специалисты «Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С.Я. Маршака» города Сыктывкар, предложили детям написать синквейн на тему «Заяц».

Специалисты библиотеки-филиала №8 города Набережные Челны Республики Татарстан с помощью квест-игры «По следам сказок» погрузили юных читателей в атмосферу данного жанра. На этом пути их ожидали забавные приключения, игры, конкурсы и эстафеты с героями сказок, которые позволили приоткрыть дверь в волшебный мир книг писателя. В заключение мероприятия прошло обсуждение сказок, ребята высказывали свое мнение, чему учит каждая сказка. Во время прочтения сказок специалисты библиотек обращали внимание детей на иллюстрации разных художников, а также незнакомые старинные слова, давая разъяснения каждому.

Юные читатели узнали, что многие сказки классика русской литературы конца XIX начала XX века экранизированы в мультипликационных фильмах.

Все дети с большим интересом принимали участие в викторинах и конкурсах, литературных марафонах и играх. С большим азартом юные читатели разгадывали кроссворд «В лес за чудесами» по произведению «Лесная сказка». А литературная викторина «Знаем-знаем сказку, даже без подсказки» помогла выявить самого внимательного читателя.

В детских библиотеках были подготовлены презентации и проведены заочные экскурсии по родным местам Дмитрия Наркисовича. Специалисты центральной районной детской библиотеки города Тара Омской области вместе с детьми посмотрели видеорепортажи о Доме-музее Д. Н. Мамина-Сибиряка в посёлке Висим Свердловской области, родине писателя. Ребят заинтересовал тот факт, что известный русский художник И. Репин писал образ одного из запорожцев с Мамина-Сибиряка. Сравнивая портрет писателя с персонажами картины Репина, девчонки и мальчишки пытались обнаружить сходство.

Чтение сказок вдохновило многих детей на творчество, они изготовили поделки, используя разные технологии, среди которых «Плутишка кот», храбрый Зайчишка из оригами, рисунки понравившихся героев сказок.

Специалисты Республики Татарстан провели обзоры произведений Д. Н. Мамина-Сибиряка, адресованные среднему школьному возрасту, это рассказы «Вертел», «Кормилец», «Вольный человек Яшка», «Под землей», «В ученье», «Белое золото». Они рассказывают о жизни и труде рабочих и крестьян Урала и Сибири, о судьбе детей, работающих на заводах, промыслах и шахтах. Широкий и разнообразный мир, жизнь человека и природы раскрываются в этих произведениях.

По окончании мероприятий многие ребята не спешили покинуть стены библиотек, а продолжали читать и рассматривать книги с красочными иллюстрациями. В рамках акции специалистами библиотек было организовано и проведено 311 мероприятий, участниками которых стали 8563 человека.

В. А. Мельникова,
ведущий методист Курганской областной детско-юношеской библиотеки им. В.Ф. Потанина

Последние события:

14.12.2018

В какие бить колокола?

13.12.2018

25-летие Конституции отметили в Саранске

11.12.2018

В Юношеской библиотеке Республики Коми состоялись XIV Межрегиональные библиотечные юниор чтения

10.12.2018

Более 250 жителей региона стали участниками Фестиваля народов Ульяновской области «СимбиОз»

10.12.2018

Будущие офицеры побывали в областной библиотеке для молодежи

Источник: Курганская областная юношеская библиотека

Другие новости библиотеки:

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18