Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 

Как влияют литературные герои на воспитание школьников?

23.04.2018

18 апреля в Курганской областной детско-юношеской библиотеке им. В.Ф. Потанина состоялся информационный семинар для школьных библиотекарей «Влияние литературных героев на воспитание школьников» в рамках постоянно действующего семинара Курганского городского инновационно-методического центра «Роль школьной библиотеки в организации и реализации внеурочной деятельности». Программа семинара была интересной и насыщенной.

С сообщением «Любимые книжные персонажи как модели поведения для читающего ребенка» выступила ведущий методист М.А. Калеганова. Она затронула вопросы о роли положительных и отрицательных литературных героев в жизни школьников, о многогранности характера персонажа, о связи между людьми и героями книг на протяжении многих поколений. Был сделан вывод о необходимости умения библиотекаря чётко определять, что ребёнок сможет перенести из художественного произведения в свой нравственный опыт, а что требует определённой коррекции.

Ведущий методист А.В. Уткина познакомила коллег с итогами анкетирования «Не читать вредно!», которое было проведено в детско-юношеской библиотеке в феврале-марте 2018 года в рамках проекта «Позитивная библиотерапия». Акцент был сделан на ответы на вопрос: «На какого литературного героя вы хотели бы быть похожи?». Анализ анкет показал, что дети младшего и среднего возраста хотят быть похожи на сказочных персонажей: мальчики – на мужественного царя Гвидона, русского богатыря Илью Муромца, умного и находчивого Кота в сапогах, девочки – на Золушку (трудолюбивую, скромную, доброжелательную) и Мальвину (красивую девочку с голубыми волосами, безупречным воспитанием и тонкой душевной организацией). Это вполне объяснимо: в своих мечтах ребенок хочет быть идеальным (сильным, смелым, красивым) и начинает наделять себя качествами любимых персонажей. Девушки старше 16 лет выбирают Татьяну Ларину (А.С. Пушкин «Евгений Онегин») – мечтательную, одухотворённую девушку, лишённую кокетства и лицемерия, Маргариту (М. Булгаков «Мастер и Маргарита») – красивую, умную, дерзкую и отчаянную женщину, Скарлетт О'Хара (Митчелл «Унесенные ветром») – своенравную красавицу с горящими зелёными глазами, которая умела за себя постоять, всегда поднималась после поражений и находила выход из любых ситуаций. Многие юноши выбирают Андрея Болконского – настоящего патриота, одаренную натуру с богатым внутренним миром и обостренным чувством чести. Думается, что каждый читатель, знакомясь с литературным героем, анализирует его характер, размышляет над поведением персонажа и делает для себя какие-либо выводы. Иногда литературный герой становится для ребенка, подростка примером для подражания или стимулирует не вести себя так, как вел себя литературный герой.

Психолог О.А. Талля поделилась опытом работы нашей библиотеки по реализации проекта «Позитивная библиотерапия», главная цель которого – создание среды, способствующей сохранению духовно-нравственного, психического здоровья пользователей КОДЮБ средствами библиотерапии. В 2018 году в рамках проекта, кроме анкетирования «Не читать вредно!», проведен позитивный флешмоб «Смешная классика», оформлена выставка-настроение «Чтиво для позитива», разработан буклет «Читать ужасно интересно и полезно!», составлен список литературы «Душевные и теплые книги». Впереди много планов!

Ведущий библиограф О.В. Лаврентьева представила шорт-обзор «Литературные герои нашего времени». В качестве примеров она назвала книги о современных молодых героях: «Глюк» Людмилы Петрушевской и «Чародей» Виктора Потанина.

Заведующая отделом методического обеспечения и психологии детско-юношеского чтения С.А. Акимова предложила вниманию участников семинара презентацию проекта «Наш Виктор Потанин», направленного на изучение, сохранение и продвижение культурного наследия знаменитого земляка, писателя В.Ф. Потанина, имя которого носит Курганская областная детско-юношеская библиотека. Виктор Потанин не раз говорил, что пишет для молодого читателя, потому что будущее в руках молодежи. Книги Виктора Фёдоровича вносят неоценимый вклад в дело нравственного воспитания молодого поколения. Они заставляют думать, сопереживать, утверждают высокие моральные принципы: любовь к Родине, к своему родному краю, уважение к родителям, к труду, к идеалам добра и справедливости. Неслучайно, в 2012 году Виктор Потанин стал лауреатом литературной премии имени Александра Грина за произведения для детей и юношества. Интерес у слушателей вызвала информация о том, что в марте-апреле 2018 года был организован видео-опрос «Хочу спросить у Виктора Потанина», в котором приняли участие известные люди Зауралья (Заслуженный художник России Г.А. Травников, начальник Управления культуры Курганской области В.П. Бабин), а также сотрудники библиотеки, школьники и студенты г. Кургана. Виктор Федорович искренне, обстоятельно ответил на вопросы. Итогом этой работы станет создание видеоролика «О счастье, о жизни, о судьбе»: интервью с писателем Виктором Потаниным.

Украшением мероприятия стало выступление молодых талантливых актеров народного театра-студии «Суббота плюс» Ирины и Татьяны Сычевых (режиссер Т.А. Афанасьева). Их выразительное, эмоциональное чтение рассказа В.Ф. Потанина «Инспектор Чирков» способствовало раскрытию темы семинара. В знак признательности актрисам и режиссеру театра были вручены «Благодарственные письма» и книги.

Очередная апрельская встреча со школьными библиотекарями прошла плодотворно. Коллеги получили много полезной информации, познакомились с опытом работы КОДЮБ им. В.Ф. Потанина по продвижению книги и чтения, который смогут применить в своей деятельности.

Каждый библиотекарь должен осознавать, что в его руках находится огромный воспитательный ресурс – книга. И нужно уметь его эффективно использовать.

С.А. Акимова,
заведующая отделом методического обеспечения и психологии детско-юношеского чтения
Курганской областной детско-юношеской библиотеки им. В.Ф. Потанина

Последние события:

Источник: Курганская областная юношеская библиотека

Другие новости библиотеки:

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18