Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Материалы информационной службы по проблемам молодежи
Материалы информационной службы по проблемам молодежи за 2015 год Образование. Научная деятельность. Культура

Принят закон, направленный на повышение качества образования

Законом предусматривается совершенствование механизмов государственной аккредитации. Так, например, исключена необходимость повторной государственной аккредитации образовательной деятельности для организации, реорганизованной в форме присоединения или слияния.

Скорректированы процедуры, связанные с направлением образовательной организации предписания об устранении нарушений требований законодательства об образовании, привлечением к административной ответственности, приостановлением приема абитуриентов, аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Помимо этого уточнен порядок определения контрольных цифр приема в образовательные организации. Установлено, в частности, что контрольные цифры приема могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. (Федеральный закон от 31.12.2014 N 500–ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Дата: 16.01.2015

Обновлен перечень специальностей высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и развития российской экономики

Признано утратившим силу Распоряжение Правительства РФ от 03.11.2011 N 1944–р, которым был утвержден ранее действовавший перечень таких специальностей. (Распоряжение Правительства РФ от 06.01.2015 N 7–р <Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики>).

Дата: 16.01.2015

Минобрнауки России даны разъяснения о порядке организации образовательного процесса для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, проживающих в детских домах–интернатах

В образовательных организациях должны создаваться специальные условия для получения образования указанными обучающимися.

Специальные условия включают в себя использование специальных образовательных программ, учебников, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую помощь, и пр.

Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Отмечено, что в целях обеспечения социального и личностного развития обучающихся получение ими образования вне организации, осуществляющей социальное обслуживание, т.е. вне места постоянного проживания, должно стать приоритетным.

Организация образовательного процесса в образовательном подразделении ДДИ возможна при отсутствии общеобразовательных организаций в зоне доступности. (<Письмо> Минобрнауки России от 26.05.2014 N ВК-1048/07 «О порядке получения образования воспитанниками детских домов–интернатов»).

Дата: 06.02.2015

Разъяснен порядок приема в аспирантуру в 2015 году

Прием на обучение по программам аспирантуры осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 26.03.2014 N 233. Контрольные цифры приема в аспирантуру на 2015 год установлены приказом Минобрнауки России от 28.04.2014 N 416.

Соответствие направлений подготовки научным специальностям, предусмотренным номенклатурой специальностей научных работников (утв. Приказом Минобрнауки России от 25.02.2009 N 59) определено Приказом Минобрнауки России от 02.09.2014 N 1192.

Минобрнауки России сообщает, что осуществлять прием граждан на обучение по программам аспирантуры в 2015 году необходимо в соответствии с имеющимися у организаций лицензиями на осуществление образовательной деятельности по таким программам, руководствуясь при этом вышеуказанным приказом Минобрнауки России N 1192. (<Письмо> Минобрнауки России от 05.03.2015 N 05–520 «О приеме на обучение по программам подготовки научно–педагогических кадров в аспирантуре в 2015 году»).

Дата: 09.04.2015

С 15 марта 2015 года началась предварительная запись представителей вузов на консульскую легализацию российских документов об образовании

Консульская легализация российских документов об образовании, предназначенных для использования в странах, не являющихся участниками Гаагской конвенции от 5 октября 1961 года, осуществляется в Консульском департаменте МИД России по адресу: Москва, 1-й Неопалимовский переулок, д. 12 (зал N 3).

Срок исполнения государственной услуги – пять рабочих дней. Госпошлина установлена в размере 350 рублей за один документ.

Комплект представляемых документов должен содержать:

– письмо–обращение руководства вуза в КД МИД России с приложением списка выпускников и указанием их гражданской принадлежности, а также реквизитов выданных документов об образовании;

– оригиналы российских дипломов без жестких обложек, разложенные в формате A4;

– оригинал платежного банковского документа, подтверждающего оплату государственной пошлины в Сберегательном банке России (платежные поручения, а также дополнительную информацию можно получить на сайте www.kdmid.ru). (<Письмо> Рособрнадзора от 18.03.2015 N 03-52–18/06-1150 <О порядке консульской легализации российских документов об образовании в 2015 году>).

Дата: 09.04.2015

Обновлена процедура признания ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдачи свидетельств о признании ученой степени или ученого звания, полученного в иностранном государстве

Регламентом установлен, в том числе:

– круг заявителей;

– порядок информирования о получении государственной услуги;

– срок предоставления – по общему правилу не более 5 месяцев со дня регистрации в Минобрнауки представленных документов;

– исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, а также исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги;

– перечень административных процедур, порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги и т.д.

Формы и образцы документов, необходимых для получения государственной услуги приводятся в приложении к Приказу.

Утратившими силу признаются:

Приказ Минобрнауки России от 08.12.2006 N 306 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых степенях и ученых званиях по специальности, полученных за рубежом»;

Приказ Минобрнауки от 08.12.2006 N 307 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки по исполнению государственной функции по признанию документов об ученых званиях по кафедре, полученных за рубежом». (Приказ Минобрнауки России от 26.12.2014 N 1632 «Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных в иностранном государстве, выдаче свидетельства о признании ученой степени или ученого звания, полученных в иностранном государстве»Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2015 N 36605).

Дата: 09.04.2015

Рособрнадзор напомнил, что отсутствие специальных условий для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья может быть расценено как нарушение лицензионных требований

При наличии в индивидуальной программе реабилитации инвалида указания на возможность получения среднего или высшего профессионального образования ему не может быть отказано в приеме на обучение по таким программам на основании отсутствия указания конкретных направлений подготовки.

Установлено, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273–ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего профессионального образования должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.

Отсутствие таких условий является нарушением лицензионных требований.

Подчеркивается, что при проведении проверок образовательных организаций в рамках федерального государственного надзора в сфере образования в обязательном порядке проводятся мероприятия по контролю за соблюдением требований, связанных с организацией получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья. (<Письмо> Рособрнадзора от 16.04.2015 N 01-50-174/07–1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья»).

Дата: 14.05.2015

В профессиональных образовательных организациях рекомендуется создание отдельного структурного подразделения по работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Согласно утвержденным Минобрнауки России Требованиям к организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях для вышеуказанных лиц в задачи таких подразделений входит:

– сопровождение инклюзивного обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их социокультурная реабилитация;

– развитие безбарьерной среды в образовательной организации, решение вопросов развития и обслуживания информационно-технологической базы инклюзивного обучения;

– реализация программ содействия трудоустройству выпускников–инвалидов.

В случае если создание отдельного структурного подразделения невозможно, его функции должны быть переданы существующим структурным подразделениям, что отражается в их положениях.

Определено также, что локальные нормативные акты профессиональной образовательной организации должны содержать нормы по организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами.

Для обеспечения специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами профессиональными образовательными организациями и региональными органами власти в сфере образования необходимо организовать сбор сведений о данных лицах и обеспечить их систематический учет.

Кроме того, предусмотрено введение в штат профессиональных образовательных организаций должности тьютора, педагога-психолога, социального педагога, специалиста по специальным техническим и программным средствам обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов и других необходимых специалистов с целью комплексного сопровождения их обучения. (<Письмо> Минобрнауки России от 18.03.2014 N 06–281«О направлении Требований»).

Дата: 27.06.2015

Минобрнауки России разъяснило новые сроки получения среднего профессионального образования

Приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.03.2015 N 247, от 25.03.2015 N 272, от 09.04.2015 N 389, от 09.04.2015 N 390 и от 09.04.2015 N 391 «О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования» были утверждены изменения в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования. Указанными изменениями увеличены сроки получения среднего профессионального образования для студентов, поступающих, и на особых условиях для поступивших, на обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих (далее – ППКРС) на базе основного общего образования на 5 месяцев (до 2 лет 10 месяцев и 3 лет 10 месяцев соответственно) за счет увеличения объема времени, отведенного на практики.

В частности, для лиц, зачисленных в образовательные организации для обучения по ППКРС до вступления в силу указанных приказов, срок получения среднего профессионального образования может быть увеличен на 5 месяцев по решению образовательной организации и с их согласия. Для лиц, зачисленных с 1 сентября 2015 г. в образовательные организации для обучения по ППКРС, устанавливается срок получения среднего профессионального образования 2,10 или 3,10 месяца соответственно. (<Письмо> Минобрнауки России от 24.04.2015 N 06–456«Об изменениях в федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования»).

Дата: 27.06.2015

Сокращены объемы финансирования из федерального бюджета мероприятий программы социальной поддержки граждан, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные учебные заведения, отвечающие лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в России

С 1500 до 718 уменьшено количество лиц, которым планируется предоставить меры поддержки, а также сокращены объемы бюджетных ассигнований на 2015 и 2016 год.

Уточняется также, что меры социальной поддержки предоставляются только на расходы, которые были понесены после регистрации получателей в электронной очереди на сайте Программы социальной поддержки граждан РФ, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации в соответствии с полученной квалификацией, утвержденную постановлением Правительства РФ от 20.06.2014 N 568 в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». (Постановление Правительства РФ от 26.06.2015 N 635 «О внесении изменений в Программу социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и обеспечения их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией»).

Дата: 06.07.2015

С 1 января 2016 года начнет действовать новый порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры

Новым Порядком определено, что такая аттестация проводится государственными экзаменационными комиссиями для определения соответствия результатов освоения обучающимися образовательных программ требованиям образовательного стандарта.

К аттестации допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образования.

Аттестация проводится в форме:

– государственного экзамена;

– защиты выпускной квалификационной работы.

Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями с учетом требований, установленных стандартом.

Государственный экзамен проводится устно или письменно по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников.

Выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

Государственная итоговая аттестация проводится в сроки, определяемые организацией, но не позднее 30 июня.

С указанной даты признается утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 25.03.2003 N 1155, которым был утвержден действующий порядок проведения такой аттестации. (Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 N 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры». Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 N 38132).

Дата: 07.09.2015

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18