Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Исследования и методические материалы Т.А. Есина «Социальный портрет молодого читателя Липецкой областной универсальной научной библиотеки»

Социальный портрет молодого читателя Липецкой областной универсальной научной библиотеки

Т.А. Есина
заведующая отделом абонемента
Липецкой областной универсальной научной библиотеки, аспирант ТГУ

В ходе исследования «Социальный портрет читателя Липецкой области» особое внимание было уделено молодежи 16-20 лет, потому что сегодня самая неблагоприятная ситуация с чтением складывается в молодежной среде. В опросе приняли участие 168 респондентов 16-20 лет – читателей ЛОУНБ, это составило 30% от числа опрошенных. Среди них значительно преобладали девушки (79,2%) и только 20,8% – юноши. Образовательный уровень респондентов высокий: более половины (61,3%) имеют неоконченное высшее, каждый четвертый (28,6%) – среднее, каждый десятый (9,6%) – среднее профессиональное.

Социальный статус: 95,8% респондентов – студенты, 3,6% – учащиеся, 0,6% – служащие. Помимо учебы каждый третий респондент (36,3%) работает: 10,7% – в государственной организации, 6,0% – на частном предприятии, 3,6% занимаются индивидуальной трудовой деятельностью, 1,8% трудятся на акционерном, а 1,2% – на кооперативном предприятии.

Большинство респондентов живут в г. Липецке (69,6%), почти каждый пятый (18,5%) – в селе/поселке, каждый десятый (10,7%) – в районном центре. Респонденты имеют достаточно хорошие жилищные условия: проживают в благоустроенных квартирах 63,7% респондентов, имеют собственный дом – 23,8%, проживают в коммунальной квартире – 1,2%, снимают жилье (4,8%), проживают в общежитии (3,6%) (см. Рис.1). Но при этом большинство опрошенных (82,1%) живут с родителями и с другими родственниками (5,4%). Можно сделать вывод, что неплохие (приемлемые) жилищные условия были созданы родителями (старшим поколением).

 

Рис. 1. Жилищные условия респондентов

Рис. 1. Жилищные условия респондентов

 

Подавляющее большинство респондентов (91,7%) – холосты, 3,6% – создали свою семью. Половина респондентов (50,9%) считает, что семейное положение не влияет на интенсивность чтения, но в этой возрастной группе каждый третий (32,7%) убежден, что чтение – удел одиноких и только каждый двадцатый (4,8%) считает, что больше читают семейные люди. Это совпадает с данными проведенных ранее эмпирических исследований [1].

84,5% опрошенных считают себя верующими людьми, 7,8% – нет. Причем необходимо отметить, что именно в этой возрастной группе самое большое число опрошенных причисляют себя к верующим.

Молодежь 16-20 лет наиболее оптимистично оценивает свое материальное положение: почти половина (47,6%) респондентов считает, что денег достаточно, чтобы приобрести все необходимое, для 43,5% опрошенных – денег хватает на покупку продуктов питания и вещей первой необходимости, только 1,8% указали, что денег не хватает на покупку продуктов. При этом опрошенные отмечали, что «без родителей не прожить», «не хватает на обучение», «нищий», «полное отсутствие материального положения» (см. Рис. 2).

 

Рис. 2. Материальное положение респондентов

Рис. 2. Материальное положение респондентов

 

По мнению респондентов, чтобы получить признание в обществе, человек должен, прежде всего, быть душевным и отзывчивым (46,7%) нести ответственность за себя и своих близких (45,5%), быть терпимым к людям (40,7%). Трудолюбие (36,5%), чувство собственного достоинства (37,7%), профессионализм и интересная работа (33,5%), также оказались востребованы респондентами. Индивидуализм (26,3%), талант и одаренность (23,4%), верность семье (18,0%) оказались на 7, 8 и 9 местах в предпочтениях опрошенных. Патриотизм (17,4%) отметил каждый шестой респондент, это самый высокий показатель среди других возрастных групп. А престижная должность (15,5%) и материальный достаток (12,0%) оказались почти в конце предпочтений респондентов. Замыкает список предпочтений – законопослушность (10,2%).

Молодежь наиболее активно посещает библиотеку: 1-2 раза в месяц – каждый третий (35,1%), еженедельно – каждый четвертый (28,6%) , каждый шестой (16,7%) приходит к нам 1 раз в несколько месяцев, каждый десятый – 1-2 раза в год (см. Рис. 3).

Рис. 3. Частота посещения библиотеки

Рис. 3. Частота посещения библиотеки

 

В структуре досуга молодежи чтение оказалось только на 4 месте. Молодежь 16-20 лет в свободное время отдает предпочтение прослушиванию музыки (76,8%), общению с друзьями (56,5%) и просмотру телепередач (45,8%). Чаще других респонденты этой возрастной группы занимаются спортом (31,5%), ходят по магазинам (20,8%), посещают дискотеки, ночные клубы (16,7%). Чтение, является преобладающей формой досуга для читателей ЛОУНБ в целом, но доля чтения увеличивается с увеличением возраста респондентов от 44,0% – среди читателей 16-20 лет до 86,7% – среди лиц старше 60 лет (см. Рис.4).

Рис. 4. Предпочитают читать

Рис. 4. Предпочитают читать

 

Каковы цели чтения? Молодежь читает: для учебы (78,6%), узнать что-то новое (46,4%), для удовольствия (33,3%), повысить профессиональный уровень (22,0%), по необходимости (20,2%). Такова первая «пятерка» целей обращения к чтению респондентов 16-20 лет. По мнению социологов В.Дубина и Н.Зоркой, самые молодые читатели, заканчивающие школу и готовящиеся к продолжению образования, относятся к чтению книг «по программе», в рамках подготовки к экзаменам, скорее всего, вообще не как к «чтению», предполагающему индивидуальный досуговый выбор, а как к необходимому компоненту социально-профессиональной роли [2].

Среди мотивов посещения библиотеки значительно преобладает «для учебы, работы» (95%). В два раза меньше (42,1%) респондентов приходят, чтобы найти информацию по интересующей теме, для самообразования – 16,5%. Остальные мотивы упоминаются гораздо реже: компенсаторно-релаксационный мотив (для отдыха) характерен для 3% респондентов, получить удовольствие от прочитанного произведения хотел бы каждый двадцатый респондент (1,8%), столько же – хотели бы ознакомиться с «новинками». Только 1,2% приходят в библиотеку для общения.

Домашняя библиотека есть у 79% респондентов, нет – у 21%. Однако количество книг в домашних библиотеках невелико – от 100 до 300 книг (40,6%), менее 100 книг (33,8%). Книжные собрания от 300 до 500 книг – у 13,5%, свыше 500 книг имеются у 12% опрошенных. Однако, можно предположить, что домашние библиотеки собраны старшими членами семьи.

Среди мотивов посещения библиотеки значительно преобладает «для учебы, работы» (95%). В два раза меньше (42,1%) респондентов приходят, чтобы найти информацию по интересующей теме, для самообразования – 16,5%. Остальные мотивы упоминаются гораздо реже: компенсаторно-релаксационный мотив (для отдыха) характерен для 3% респондентов, получить удовольствие от прочитанного произведения хотел бы каждый двадцатый респондент (1,8%), столько же – хотели бы ознакомиться с «новинками». Только 1,2% приходят в библиотеку для общения.

Круг чтения молодых посетителей ЛОУНБ достаточно традиционен. Большинство респондентов предпочитают читать книги (38,5%). Далее следуют журналы (33,8%), газеты (15,4%), электронные книги (5,5%), электронные новости (3,9%), информационно-рекламная продукция (2,9%) (см. Рис.5).

Рис.5.  Круг чтения

Рис.5. Круг чтения

 

Среди тематических предпочтений молодежи лидирует классика (27%). На втором месте в списке предпочтений оказалась психология личности (20,4%), что подтвердило устойчивый интерес читателей к трудам по психологии. При этом в чтении преобладают не теоретические работы, а издания прикладного характера, изучение которых предполагает реальную пользу. Среди названных молодыми липчанами книг можно отметить такие, как «Формула успеха», «Как относиться к себе и людям» Н.Козлова, «Как узнать и изменить свою судьбу», «Психологический вампиризм» М.Литвака, «Куда жить?», «Искусство быть собой» В.Леви, «Игры, в которые играют люди» Э.Берна, «Приемы влияния на людей» П.Таранова.

Научная и научно-популярная (6,8%) литература опередила издания по экономике (5,8%) и технические книги (5,8%). Далее следуют издания по педагогике (4,2%), политике (3,4%), правовые труды (3,1%), духовно-религиозная литература (2,1%) (см. Рис.6).

Рис.6. Тематические предпочтения респондентов.

Рис.6. Тематические предпочтения респондентов.

 

Подтвердилась особенность, выявленная в исследовании, проведенном библиотекой в 2004г. – с увеличением возраста респондентов доля произведений зарубежной литературы в их чтении уменьшается. Наиболее популярны они у молодежи [3]. Современную зарубежную литературу отметили 10,7% опрошенных. Среди востребованных писателей можно назвать Р.Толкиена, Ф.Саган, Х.Мураками, П.Коэльо, П.Зюскинда.

Современная отечественная литература (8,6%) и исторические книги (8,6%) занимают 4 место. Чтение художественной литературы по-прежнему остается частью духовной жизни современного молодого человека. Среди жанров абсолютным лидером является роман (23,9%). На втором месте – рассказы (13,1%), на третьем – приключения (12,1%). Четвертое место занимает фантастика (11,1%). Молодые липчане отметили романы С.Лукьяненко «Не время для драконов», «Спектр», А.Сапковский «Ведьмак», «Владычица озера», С.Кинг «Мобильник», В.Пелевин «Числа». Интерес к поэзии, по мнению респондентов (10,8%), преобладает по сравнению с чтением детективов (8,7%) и произведений в жанре сатиры и юмора (5,4%). Замыкают список предпочтений мелодрамы (2,8%) и пьесы (1,3%).

В ответ на вопрос: «Какая книга, прочитанная за последний год, Вам запомнилась?», респонденты назвали 92 авторов книг. О духовных поисках, о разбросе предпочтений читателей свидетельствует тот факт, что 63 имени были упомянуты по одному разу, 8 авторов удостоились внимания по 2 раза, 3 имени – по 3 раза. В рейтинг самых популярных авторов вошли: М.Булгаков (отметили 4 респондента), Л.Н.Толстой, М.Шолохов, Ф.Достоевский (3 респондента) Д.Браун, Б.Акунин, П.Зюскинд, П.Коэльо, С.Лукьяненко, А.Перес-Реверте, Т.Драйзер, А.Сапковский (2 респондента). Отрадно увидеть, что в этом списке предпочтений половина имен принадлежит отечественным авторам.

Первого места в ряду литературных предпочтений исследуемая группа удостоила роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита». Этот роман сочетает в себе фантастические, мистические, остросюжетные моменты, библейские мотивы, вбирает в себя не только «объективную реальность», но и «иные миры». Неудивительно, что он оказался созвучен интересам и потребностям молодых читателей не только Липецкой области, но и других регионов России [4].

Главным источником информации о книгах молодежь назвала книжные магазины (38%), 35,3% в выборе книг прислушиваются рекомендации преподавателей, 34,7% ориентируется на посещение библиотеки, 33,5% прислушивается к советам друзей, знакомых, далее следуют Интернет (17,4%), советы родных (13,2%), реклама в СМИ (11,4%) (см. Рис.7).

 

Рис.7. Источники информации о книгах

Рис.7. Источники информации о книгах

 

Таким образом, возрастная группа, наиболее активно пользующаяся услугами библиотек, предпочитает книжные магазины в качестве источника информации. И это не случайно. Сегодня рост книжного рынка заметно контрастирует со значительным сужением возможностей библиотек. Нарастает расхождение (разрыв) между объемом ресурсов и активностью двух разных социальных институтов – книжным магазином (все чаще – частным) и библиотекой (государственной, муниципальной). В частности, он выразился в том, что россияне – в среднем, по их оценкам, далеко не процветающие и не имеющие «лишних» денег – сегодня, тем не менее, предпочитают покупать книги, а не искать их в библиотеках [5].

Исследование показало, что в чтении молодежи 16-20 лет происходят серьезные изменения. Именно в этой возрастной группе чтение оказалось в структуре досуга только на 4 месте, в то время как другие группы поставили чтение на первое место, значительно отличаются рейтинг источников информации о книгах, жанровые и тематические предпочтения. Это объясняется рядом причин. Сегодня книга проигрывает рыночным формам массовой культуры, стали другими формы чтения и письма (SMS-сообщения, общение в Интернете). Чтение сегодня – скорее компонент социализации личности, а не индивидуальный выбор досуга молодых пользователей библиотеки.

Список использованных источников:

1. Стефановская Н.А. Чтение в современном обществе: проблемы и тенденции: монография / Н.А. Стефановская. – Тамбов, 2007. – 144 с.

2. http://knigdelo/ru/

3. Есина Т.А. Библиотека в оценках читателей (по данным социологического опроса) / Т.А.Есина // Библиотековедение. – 2006. – № 2. – С.65-69.

4. Чтение в библиотеках России: информ. изд. Вып. 7.: Исследовательские проекты библиотек по чтению. – СПб., 2007. – 138 с.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17