Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Исследования и методические материалы О вопросах правоприменения Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в библиотеках, обслуживающих молодежь

О вопросах правоприменения Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в библиотеках, обслуживающих молодежь

О.В. Кузьмина,
руководитель Всероссийского информационно-ресурсного центра по проблемам молодежи РГБМ

Вопросы правоприменения 436-ФЗ в библиотечной практике активно рассматривались и обсуждались ранее.

Отправной точкой в прежних дискуссиях было положение «библиотека – участник оборота и.п. и распространитель и.п.» такой же, как другие участники процесса оборота и.п. Но библиотека не киоск и не книжный магазин, где продается все и сразу, или, говоря юридическим языком, совершаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (распространение).

В ст.1 78-ФЗ «О библиотечном деле» закреплено, что библиотека – информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов и предоставляющая их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраслевыми нормативными актами РФ, уставом и правилами пользования, утверждаемыми учредителем.

Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации (ст.7 78 – ФЗ «О библиотечном деле»).

Отбор литературы в библиотечные фонды производится согласно определенным критериям. И защита пользователей от вредного контента всегда была и остается в числе приоритетных задач библиотеки, поскольку она не только создает условия для реализации конституционного права граждан на свободный и равный доступ к информации, достижениям мировой культуры, но и способствует формированию информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности в рамках своих уставных целей.

В отличие от распространения, предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Библиотека, предоставляя и.п. во временное пользование физическим и юридическим лицам, выполняет действия, направленные на передачу информации определенному кругу лиц – пользователям библиотеки, объединенным по конкретным идентификационным признакам (читательский билет, возраст и т.п.).

Иными словами, библиотека – участник оборота, но не распространитель и.п., хотя распространителями библиотеки тоже бывают, когда проводят массовые/зрелищные мероприятия, рассчитанные на широкий круг участников без каких-либо ограничений (выставки, лекции, чтения и др.).

Ответы на вопросы, которые, как показала практика чаще всего возникают у библиотекарей, даны с учетом этой позиции.

При подготовке ответов был использован постатейный «Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», подготовленный для системы КонсультантПлюс с использованием правовых актов по состоянию на 16 августа 2013 года», а также сведения о результатах надзорных проверок исполнения 436-ФЗ (к сожалению, достаточно разрозненные, поскольку мониторинг этих данных не организован).

Самый часто задаваемый и самый простой для ответа: маркировать книги, выпущенные в оборот (находящиеся в фондах; изданные и включенные в коммерческие каталоги) до 1 сентября 2012 года или нет.

Нет. Что написано, то и делаем, имеем право.

Действие 436-ФЗ распространяется исключительно на печатную продукцию, выпущенную в оборот со дня вступления в силу данного Закона.

Это положение допустимо отнести и к книгам, которые пришли в библиотеку по договорам поставки, заключенным до 1 сентября 2012 г, или по договорам поставки на книги, изданные и включенные в коммерческие каталоги до 1 сентября 2012 г.

Это прямо сказано в самом законе.

Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 23, Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

По общему правилу закон применяется только к отношениям, возникшим после введения его в действие, и обратной силы не имеет.

Следует отметить, что ч. 2 ст. 23 не предусматривает даже частичного применения Закона к отношениям, возникшим до введения его в действие. К сходным отношениям, возникшим до введения в действие 436-ФЗ, применяется ранее действовавшее законодательство.

Дополнительно подтверждено в Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Это положение допустимо отнести к книгам, которые пришли в библиотеку по договорам поставки, заключенным до 1 сентября 2012 г., или по договорам поставки, в которые включены книги напечатанные (изданные) до 1 сентября 2012 г.

А если новый Апулей (Сорокин) пришел со знаком 18+, а старый стоит в открытом доступе?

Безусловно, спокойнее для всех убрать всех Апулеев из открытого доступа, а в каталоге не забыть поставить знак возрастной маркировки. И не упираться в то, что это литературный памятник. Хотя «Метаморфозы» как раз содержат полезную информацию о том, что следование низменным побуждениям приводит человека в скотское состояние.

В РГБМ убрали из открытого доступа все книги 18+ и те, на обложках которых производитель разместил провоцирующие изображения (даже если сама книга и не 18+). В каталоге сделаны соответствующие отметки. Журналы 18+ остались в зале, но на закрытых полках, соответствующая отметка в каталоге также сделана.

А если в открытом доступе стоит Апулей или Сорокин, который стоял там до 1.09.2014, а проверяющий (прокурор) выскажет сомнение или будет утверждать, что это 18+?

Всем нам следует помнить о том, что 436-ФЗ не дает прокурору права производить возрастную классификацию и.п. и соответственно делать произвольные выводы о соответствии (или несоответствии) издания определенной возрастной категории.

Контрольные функции, в части осуществления контроля за соответствием информационной продукции, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов возложены на Роскомнадзор. (Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 859, в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.10.2012 №1100, от 02.11.2013 №988).

Из чего следует, что прокурор имеет право проверить:

1. Что все печатные издания, подлежащие возрастной классификации и впервые пущенные в оборот после 1 сентября 2012 года прошли эту процедуру и сведения о результатах классификации указаны в сопроводительных документах.
2. Что в детских библиотеках (целевая аудитория которых – несовершеннолетние граждане) в открытом доступе нет изданий, промаркированных знаком 18+ (запрещенных для детей). В общедоступных публичных библиотеках (которые являются местом, доступным для несовершеннолетних) печатная продукция со знаком 18+ не стоит в открытом доступе (а в каталоге знак присутствует).
3. Что знак информационной продукции присутствует на афишах, билетах, программках и т.п.

В случае если проверяющий усомнится в правильности результатов классификации, проведенной производителем (распространителем), он имеет право инициировать экспертизу, и только апеллируя к ее результатам, признать данный факт нарушением. Эта позиция отражена в Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где говорится: В случае наличия сомнений о соответствии информационной продукции знаку информационной продукции, указанному производителем, Вы вправе заказать экспертизу информационной продукции эксперту, экспертам и (или) экспертным организациям, аккредитованным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Порядок проведения такой экспертизы утвержден приказом Минкомсвязи России от 29.08.2012 N 217 (зарегистрирован Минюстом России от 16 октября 2012 г., регистрационный N 25682).

Потому и уволили прокурора, пришедшего с проверкой исполнения 436-ФЗ школьной библиотекой, который, основываясь на собственном мнении, решил, что некоторые книги, включая Набоков и Есенина, «негативно влияют на несовершеннолетних, пробуждая в них боязнь темноты, призраков, ночные страхи и создавая проблемы в общении между сверстниками», и на этом основании потребовал убрать их из открытого доступа, чтобы их мог видеть только взрослый персонал учебных заведений. После проведенной служебной проверки, которая установила, что прокурор вышел за пределы предмета проверки, нарушив требования приказов Генерального прокурора России «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» и «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», этот прокурор был освобожден от занимаемой должности и уволен. Но следует признать, что произошло это исключительно благодаря тому, что информация попала в СМИ.

Реакция главы думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, одного из авторов 436-ФЗ на этот инцидент была такова: «Действия сотрудников прокуратуры она охарактеризовала как избыточные. «С одной стороны они законны, а с другой стороны – это формальный подход. И избыточны такого рода ограничения применительно к библиотекам», – сказала депутат. По ее мнению, если эти действия были направлены не на улучшение показателей отчетности, а действительно, чтобы защитить детей, «то достаточно было обратить внимание библиотечных работников, что можно переставить книги на верхние полки, если они стоят как-то так, что дети могут подойти и взять литературу, которая для них не предназначена». (Источник).

А потом кто маркирует? Издатели? Книготорговцы? Библиотекари?

Классификация и.п. (распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей) законом возложена на производителя и (или) распространителя, в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, и осуществляется ими самостоятельно.

То есть, закон четко определяет субъектов, имеющих право самостоятельно производить возрастную классификацию и.п., – производитель, распространитель, эксперты.

По закону классификация и.п. (любой) осуществляется до начала ее оборота.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (ст. 6, Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)

Иными словами, издатель/производитель обязан предлагать/предоставлять распространителю/покупателю (книготорговле или напрямую библиотеке) и.п. уже прошедшую классификацию с ее результатами, указанными в сопроводительных документах.

При условии четкого исполнения требований закона, любая и.п. в настоящее время должна попадать в библиотеку с результатами произведенной возрастной классификации, указанными в сопроводительных документах. Если это не так, то поставщик нарушил требование закона 436-ФЗ. И независимо от того, указано ли было в договоре поставки условие об ответственности производителя/распространителя за отсутствие результатов проведенной возрастной классификации, библиотека должна настаивать на выполнении данного требования.

Но, предположим, книги пришли без указания данных о возрастной классификации, и библиотека не предъявила никаких претензий поставщику. Может самим промаркировать?

Нет. Самим нельзя.

Поскольку библиотека не распространитель, а 436-ФЗ позволяет самостоятельно проводить процедуру классификации исключительно производителю/распространителю и экспертам, то классификация в данном случае возможна только с привлечением экспертов.

Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, следует внимательнее подходить к содержанию договоров поставки. И непременно включать в них условие об ответственности производителя/распространителя за наличие данных о проведенной возрастной классификации, включая право библиотеки требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения Федерального закона № 436-ФЗ.

Почему все равно надо создавать свою квалификационную комиссию?

Комиссия по возрастной классификации в библиотеке быть обязана в любом случае, поскольку 436-ФЗ обязывает проводить классификацию для зрелищных мероприятий (массовых мероприятий), кроме того многие библиотеки производят собственную и.п., на которую также распространяются требования закона.

Что хуже – завысить или занизить маркировку?

И то и другое плохо. Завышение приводит к недопустимому (многими законами РФ, начиная с Конституции) ограничению права читателя на получение информации. А необоснованное занижение – к обвинениям в причинении вреда детскому здоровью и развитию.

Стоит ли перемаркировывать книгу, если мы полагаем, что издательская маркировка не правильна?

Нет. Такого права у библиотеки нет.

Производитель (издательство) или распространитель (книготорговля), цель которых – реализовать продукцию и не попасть на санкции за нарушение положений 436-ФЗ (штраф, возврат продукции, конфискация) могут намеренно завышать возрастную категорию и.п.

В этом случае библиотеки обязаны принять результаты классификации или, в случае несогласия с результатом произведенной производителем классификации, инициировать проверку достоверности результатов классификации согласно закрепленной в законе процедуре. Это – экспертиза, которая осуществляется аккредитованными Роскомнадзором экспертами и по закону оплачивать ее должен заказчик.

В Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» прямо говорится, что «в случае наличия сомнений о соответствии информационной продукции знаку информационной продукции, указанному производителем, Вы вправе заказать экспертизу информационной продукции эксперту, экспертам и (или) экспертным организациям, аккредитованным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Что будет за то, что выдадим книгу ребенку меньшего возраста, невзирая на маркировку (вариант 18+ не рассматриваем). Кто прав в Омске: имели ли право библиотекари не выдать Финансиста, на котором не стоял знак?

Этот вопрос решается библиотеками по-разному, поскольку каждая библиотека имеет право самостоятельно принимать решения о составе и перечне мер, необходимых и достаточных для защиты детей от информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, а также информацию, запрещенную для распространения среди детей определенного возраста.

Можно, как Омская библиотека, в правилах пользования которой указано, что «обслуживание детей, не достигших 18 лет, осуществляется в соответствии с требованиями и ограничениями 436-ФЗ», принять решение, что Драйзер гражданину, не достигшему 18 лет, может быть выдан только с разрешения родителя (принимает библиотека подобное решение в отношении любых произведений литературы, не предназначенных для детского чтения, мы не знаем, поскольку в правилах подробно это не прописано, а иных локальных документов на сайте Омской библиотеки не выставлено). И судя по тому, что никакой информации о том, что прокурорская проверка (которая была начата тут же) выявила случаи нарушения прав граждан на получение информации или доступ к культурным ценностям, у нас нет, решение Омской библиотеки правомерно.

А можно, как РГДБ, которая в целях продвижения лучших информационных ресурсов и обеспечения доступа пользователей к безопасной и качественной информации, чтобы повысить качество чтения детей, проводит собственную, библиотечную, рекомендательную классификацию.

И дважды указывает возрастную категорию (установленную 436-ФЗ и более точную, адресную, выведенную сотрудниками библиотеки с учетом собственного опыта, а также мнения читателей-детей и их родителей, педагогов). И тоже имеет на это право (каталог «Детям и о детях»).

Мы пробовали искать по параметрам возраста, намеренно задавая возраст с «перехлестом» (от 12 до 16 лет), в категории «отечественная художественная литература».

И что же?! РГДБ смело рекомендует читателям от 14 до 16 лет книгу, промаркированную издателем 16+ (Петрова, А. Чувства, у которых болят зубы: [повести] / Ася Петрова ; художник Татьяна Стадниченко. – Москва : Издательство «Премудрый Сверчок», 2013. – 287 с.: ил.). Рекомендация отмечена еще и знаком «Российская государственная детская библиотека: наш выбор».

Исходные позиции у всех библиотек равные. А практика применения норм 436-ФЗ может быть разной.

А как безопаснее?

Никак. Поскольку каждый человек имеет право на собственное мнение и имеет право отстаивать его, в том числе в суде.

Оба подхода могут быть подвергнуты сомнению (родителем, прокурором, общественной организацией) и стать предметом разбирательства.

Можно жаловаться на недопустимое ограничение прав на доступ к информации (поскольку библиотеки предоставляют гражданам доступ к информации и культурным ценностям, ограничивать доступ к которым, запрещает наша Конституция), а можно на нарушение положений закона 436-ФЗ, причем в самых разнообразных вариантах.

Теперь о том, что будет, если книгу 16+ выдать ребенку 12+?

Здесь следует вспомнить о правилах пользования библиотекой, поскольку они – содержание и условия договора между библиотекой и пользователями, договора присоединения (ст.420, ст.428 ГК РФ). Правила регламентируют порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права, обязанности, ответственность библиотеки и пользователей, другие правоотношения, возникающие в процессе предоставления библиотечных услуг.

Правила пользования РГДБ (извлечения):

Это о том – кто она:

«Библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства культуры РФ, Уставом Библиотеки и настоящими «Правилами».

Федеральное государственное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека» является государственным хранилищем произведений печати и иных информационных ресурсов для детей и подростков, литературы по педагогике, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы, литературы по организации библиотечно-библиографического обслуживания детского населения.

Федеральное государственное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека» в своей деятельности реализует принцип приоритета прав детей и подростков, создает условия для реализации конституционного права юных граждан на свободный и равный доступ к информации, достижениям мировой культуры, способствует формированию информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности».

Это о том, какие отношения возникают у библиотеки и пользователя после регистрации в качестве читателя:

«Запись в Библиотеку осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность. Дети до 14 лет записываются на основании документа, удостоверяющего личность их законных представителей (паспорта), и их поручительства.

При записи в Библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования Федеральным государственным учреждением культуры «Российская государственная детская библиотека» и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью в читательском формуляре. Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования Библиотекой и письменно (своей подписью в Поручительстве) заверить обязанность их соблюдения».

Значит, ставя свою подпись на формуляре, родитель соглашается с тем, что библиотека «способствует формированию информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности» (а покушаться на здоровье и развитие не будет и действует в соответствии с законами, и кроме того она – юрлицо, учрежденное Министерством культуры РФ).

Но родители бывают разными. Предположим, книгу 16+ выдали ребенку 14 лет.

Возможные последствия:

– Родитель приходит и предъявляет претензию (поскольку до совершеннолетия заботится о ребенке и защищает его права именно родитель или лицо его заменяющее). Библиотека приводит свою аргументацию: книга была отобрана специалистами, которые опирались на профессиональный и читательский опыт (как собственный, так и других специалистов РГДБ), а также на мнение читателей: детей и их родителей, педагогов (вероятно, какие-то рецензии, результаты обсуждений и отзывы). Далее родитель может принять эти аргументы или высказать какие-то пожелания типа: всегда придерживаться маркировки производителя (хотя договор присоединения не предполагает внесения в него изменений или дополнительных условий), или начнет посещать библиотеку вместе с ребенком (что прекрасно).
– Родитель может не принять аргументов библиотеки или сразу сообщить о данном нарушении 436-ФЗ в госорганы, тогда происходит прописанная в законе процедура проверки соответствия результата возрастной классификации. В случае если эксперт примет сторону родителя, то на библиотеку может быть наложено взыскание. Какое именно, можно только предполагать.

В любом случае следует помнить, что в ситуации «рекомендация библиотекаря против мнения родителя» окончательное решение согласно Семейному кодексу РФ принимается родителем или иным законным представителем юного читателя. И это не исключительно российская проблема, такие противостояния происходят практически во всех странах, где действуют подобные законы. У российских библиотек еще нет достаточного опыта работы в условиях действия закона. Мы не привыкли бороться за книгу (за право ребенка читать свободно). Значит должны учиться, иначе организовывать работу, изучать зарубежный опыт.

Нужно ли маркировать классику (художественную литературу), поступившую после 1.09.2012 г.?
Чем руководствоваться при отнесении произведений художественной литературы к произведениям, имеющим историческую, художественную или иную культурную ценность?

Возрастной классификации подлежит любая художественная литература.

Когда в ч. 2, ст. 1 436-ФЗ законодатель указал, что его настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, он просто констатировал, что 436-ФЗ не нарушает конституционных прав граждан РФ на доступ к информации. Этот закон устанавливает особый правовой режим оборота и.п., направленный на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Обратимся к «Комментариям к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) (Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Захарова Н.А., Михалева Т.Н., Юдина А.Б.) (под ред. Н.Н. Ковалевой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013).

Авторы комментария приводят определения видов и.п., на которые действие 436-ФЗ не распространяется, содержащиеся в иных нормативных актах (научную, статистическую и пр. – опускаем, рассматриваем исключительно историческую, культурную и иную ценность).

Из анализа норм Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» следует, что к историческим ценностям относятся предметы, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

К художественным ценностям относятся следующие категории предметов: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

В качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России выступают Основы законодательства РФ о культуре. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты ( ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) (Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Захарова Н.А., Михалева Т.Н., Юдина А.Б.) (под ред. Н.Н. Ковалевой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013).

То есть, нам следует искать доказательства, что во всех произведениях русской и зарубежной классики сокрыты «нравственные и эстетические идеалы», а фольклор безусловная культурная ценность.

Но как люди разумные и как специалисты мы понимаем, что даже «Пушкин – наше все» не весь может быть рекомендован к детскому прочтению.

Вспомним про казус со сказками Афанасьева (фольклор):

17 декабря 2013 г. Биробиджанским детям выдали сборник порносказок

В одной из библиотек Биробиджана ребенку выдали сборник сказок, в которых содержится ненормативная лексика и описаны откровенные сцены сексуального характера. К примеру, в сказке «Лиса и заяц», которую проходят в школе, животные вступают в половой контакт. Оказалось, что в руки девочки попал сборник Александра Афанасьева «Русские заветные сказки». При этом оформлена книга вполне безобидно, как и обычные детские сказки. Примечательно, что издание находилось в секции «Фольклор», а вовсе не среди детских книжек.

«В первую очередь, что его (библиотекаря. – Прим. ред.) должно было заинтересовать, почему это в пяти томах. Когда это, интересно, сказки для детей в пяти томах издавались? Когда к ним писались такие развернутые предисловия? Совершенно понятно, что сказки, которые изучают дети, это не фольклор – это изложение фольклора. Эти тексты адаптированы к восприятию детей, они облегченные. А здесь перед нами, кстати, настоящий фольклор, со всеми этими словечками», – рассказал «Вестям» Павел Толстогузов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии и журналистики ПГУ им. Шолом-Алейхема.

О содержании книги библиотекари не знали, поскольку невозможно просмотреть каждую книгу в библиотеке. «По данному факту нами была организована проверка, в ходе которой было установлено, что с аналогичным по содержанию обращением ранее мама обратилась в комитет образования правительства ЕАО. И, соответственно, по данному поводу проверка уже проводилась, и те нарушения, которые она заявила в своем обращении, фактически были устранены», – заявили представители прокуратуры Биробиджана. (Источник)

Потому вся художественная литература подлежит возрастной классификации, включая и ту, которая имеет значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, хотя бы за тем, чтобы определить, что это действительно так, и на нее закон не распространяет свое действие.

Единственные доступные рекомендации изложены в Разделе 4 Концепции информационной безопасности детей (пока – проект). В настоящее время документ проходит согласование в недрах Государственной Думы РФ.

Критерии отнесения информационной продукции к продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, рекомендуемые авторами Концепции.

Для каждого отдельного произведения необходимо соответствие как минимум 5 критериям:

1. Обладает органическим единством формы и содержания.
2. Обладает композиционной стройностью, гармоничностью, завершенностью, выразительностью.
3. Обладает художественной правдивостью средств.
4. Ставит и обсуждает «вечные вопросы» и содержит универсальные смыслы, доступные людям различных эпох.
5. Утверждает непреходящие нравственные ценности.
6. Пропагандирует ценностные установки того или иного общества.
7. Закреплено в музейных институциях.
8. Закреплено в театральных институциях.
9. Изучалось и преподавалось в средней школе (в учреждениях дополнительного образования).
10. Положительно оценивалось в художественной критике.

Про 100 метров и информационную продукцию, которую следует упаковывать.

По мнению авторов Комментария к закону, сферой применения данной нормы являются магазины и киоски, специализированные отделы, реализующие печатную информационную продукцию – иными словами – распространители.

Статьей 16 установлены дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают дополнительные требования к распространению информационной продукции, запрещенной для детей в местах, доступных для детей. В частности, устанавливается, что первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Кроме того, информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

Сферой применения данной нормы являются магазины и киоски, специализированные отделы, реализующие печатную информационную продукцию. По мнению законодателя, любая информационная печатная продукция, выставленная на всеобщее обозрение и на которую может обратить свой взгляд ребенок, не должна содержать информацию, запрещенную для детей.

При реализации информационной продукции, запрещенной для детей или запрещенной для детей определенного возраста, имеет первостепенное значение осведомленность продавца об отнесении данной информационной продукции к той или иной категории, а также его добросовестность. Представляется, что недостаточно запечатать в упаковку печатную продукцию, запрещенную для детей, необходимо также, чтобы данная продукция не была продана детям, а это уже зависит от добросовестности продавца.

Частью 2 комментируемой статьи установлено ограничение, согласно которому информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Понятно, что деятельность по продаже информационной продукции, запрещенной для детей, в местах скопления детей имеет провокационный характер. Детям, ввиду их неокрепшей психики, зачастую бывает сложно избежать соблазна получить то, что запрещено.

Выполнение требования указанной нормы позволит избежать таких соблазнов, а также избавит от необходимости контроля за тем, соблюдаются ли требования комментируемого Закона, т.е. не реализуется ли печатная продукция детям, для которых такая продукция запрещена.

(«Комментарии к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) (Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Захарова Н.А., Михалева Т.Н., Юдина А.Б.) (под ред. Н.Н. Ковалевой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013).

Нужно ли расставлять книги в зале согласно маркировке?

436-ФЗ ничего не говорит о том, как следует организовывать расстановку фонда в библиотеке.

В нем говорится о запрете на распространения среди детей и.п., которая содержит информацию, запрещенную для детей, и о требованиях к обороту и.п., запрещенной для детей определенного возраста.

Первая должна быть недоступна для детей (при этом оставаясь доступной для взрослых), и обе не должны распространяться без знака информационной продукции.

То есть в общедоступных публичных библиотеках с детским отделением или без, поскольку дети могут быть их читателями, в открытом доступе не должно быть и.п. 18+ (не забывать промаркировать каталог!).

В остальном библиотека решает самостоятельно (опять вспоминаем п. 1. ст.13 78-ФЗ «О библиотечном деле», который говорит о том, что она независима в определении содержания и конкретных форм своей деятельности в соответствии с целями и задачами, закрепленными в уставе). Следовательно, если библиотеки, обслуживающие детей, считают необходимым оставить прежнюю возрастную классификацию «для детей младшего возраста», «для детей среднего школьного возраста» и т.п., закон не запрещает им этого делать.

Можно ли держать книги 18+ в закрытом фонде или их надо изъять из библиотеки?

Нужно, спокойнее держать в закрытом фонде. Но не забывать промаркировать каталог!

Изымать нельзя. Закон 436-ФЗ не ограничивает доступ совершеннолетних лиц к информации, способной причинить вред детям, и не регламентирует содержание информационной продукции, предназначенной для совершеннолетних граждан.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17