Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Статьи Талызина Н.Н. Выбор профессии и стресс

Выбор профессии и стресс

Итоги исследования

Н.Н. Талызина,
специалист Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи
Российской государственной библиотеки для молодежи

В последние годы проблема стресса становится одной из самых актуальных в психологической науке и практике. Мы располагаем сегодня данными исследований различных видов стресса (стресс жизни, посттравматический, профессиональный стресс и т.п.). В отечественной психологии наметилась тенденция к изучению психологического стресса в молодежной среде. Анализируя результаты многих теоретических и прикладных исследований, можно сделать вывод, что именно в молодом возрасте реагирование на стрессогенные факторы более интенсивно. Неслучайно такие заболевания как гастрит или язвенная болезнь желудка чаще всего обнаруживаются у людей в возрасте от 24-х до 35-ти лет. Постоянными клиентами практических психологов и психотерапевтов являются безработные и студенты в возрасте от 17-ти до 23-х лет.

Основной круг типичных для молодежи психологических проблем можно свести к следующему. Первое место занимают взаимоотношения полов, далее следуют взаимоотношения с родителями, друзьями, однокурсниками, ровесниками. На втором месте – проблемы, связанные с какой-либо деятельностью: профессиональное и социально-ролевое самоопределение, неудовлетворенность учебной или профессиональной деятельностью, учебные перегрузки и т.п.

Исследование, отдельные результаты которого представлены ниже, было проведено в РГЮБ в 2006-2007 гг. Изучалась взаимосвязь между профессиональным самоопределением и уровнем тревожности (фрустрации1) у старшеклассников и студентов. Мы считаем, что выбор профессии является одним из сильнейших стрессогенных факторов в жизни подростков и юношества. Ведь выбирая профессию они во многом выбирают свою будущую судьбу, большую часть взрослой жизни. Важность такого решения – уже сама по себе повод для дополнительной напряженности. Если же молодой человек почему-либо не готов к выбору профессии, это может стать причиной развития у него стресса. Согласно выдвинутой нами гипотезе, уверенность в своем профессиональном выборе понижает уровень тревожности.

Опрашивались юноши и девушки в возрасте от 15 до 25 лет, обратившиеся в отдел «Образование. Профессия. Карьера» РГЮБ за помощью в выборе профессии (всего опрошено 200 человек). В исследовании использовался следующий инструментарий: «Социологическая анкета», «Опросник описания состояний» Айзенка и психологический опросник «ВОЛ-92» – адаптированный тест ММРI (методика разработана проф. Г.Г.Воробьевым, содержит 566 вопросов).

Одну треть нашей аудитории составили юноши и две трети – девушки (что в принципе отражает половой состав пользователей библиотек). При этом две трети аудитории – подростки 15-16 лет, учащиеся 9-11 классов. Именно в этом возрасте приходится принимать решение по выбору той или иной профессии: некоторые планируют поступать в колледж, другие определяют направление специализации внутри школы, третьи – выбирают вуз, в котором они собираются посещать подготовительные курсы и т.п. (см. Гистограмму 1).

Гистограмма 1 Социально-демографические характеристики респондентов

Наши наблюдения показывают, что за консультацией обращаются юноши и девушки, одни из которых надеются подтвердить правильность своего профессионального выбора, «расширить горизонты» и избавиться от тревожности; другие хотели бы определиться с выбором профессии (круг их интересов еще не сформирован); у третьих есть серьезные личностные проблемы (для этой группы проблемы профессионального самоопределения вторичны). В любом случае профконсультант имеет дело как минимум с двойным запросом подростков и юношества; он всегда работает в двух плоскостях – в плоскости профессионального самоопределения и в плоскости решения различного рода личностно-эмоциональных проблем.

Для многих молодых людей характерны повышенная эмоциональность, тревожность и агрессивность – это знают не только психологи, но и библиотекари. И такие «тревожные» юноши и девушки нередко приходят к простому умозаключению: чтобы ничего не бояться, нужно сделать так, чтобы боялись меня. По выражению известного психолога Эрика Берна, они пытаются передать свою тревогу другим. Поэтому агрессивное поведение часто является формой сокрытия личностной тревожности. Люди самоуверенные, агрессивные, при каждом удобном случае, унижающие других – тревожными отнюдь не выглядят. Тем не менее нередко в глубине души у них скрывается тревога; а поведение и внешний вид – это лишь способы избавления от чувства неуверенности в себе, от сознания своей неспособности жить так, как хотелось бы.

Оценка эмоционального состояния респондентов показала, что тревожность и фрустрированность повышена у половины, а агрессивность – у двух третей нашей аудитории (см. Таблицу 1). При этом девушки несколько более фрустрированы чем юноши (соответственно 67% и 57%). 15-16-летние респонденты более фрустрированы, чем 17-18-летние (63% против 45%). Но самыми фрустрированными (86%) оказались девушки и юноши 19-25 лет – те, кто либо не поступил в выбранный вуз, либо поступил, но неудачно (то есть выбранная профессия им не подходит). Кроме того, 75% нашей аудитории не уверены, что их будущая, в том числе профессиональная, жизнь сложится удачно.

Таблица 1 Оценка психологической напряженности респондентов

  Тревожность Фрустрированность Агрессивность Ригидность2
Низкая 45% 36% 20% 16%
Средняя 47% 54% 53% 63%
Высокая 7% 10% 27% 21%

Каковы же основные причины, приводящие к психологической напряженности старшеклассников, и какое место среди них занимает проблема предстоящего выбора профессионального пути?

Значимость этой проблемы для опрошенных демонстрирует Гистограмма 2. Более 70% считают, что на удовлетворенность жизнью наибольшее влияние оказывают три фактора – интересная работа, друзья и любимый человек. И это в два раза больше, чем такой важный фактор современной жизни, как высокий заработок.

Гистограмма 2 Факторы, оказывающие влияние на удовлетворенность жизнью

То же можно сказать о факторах, от которых, по мнению нашей аудитории, зависит личностный успех. Почти каждый второй полагает: определяющими являются природные задатки человека, полученное им образование и выбранная профессия (см. Гистограмму 3). Таким образом, образование и правильно выбранная профессия находятся в тройке приоритетных ценностей старшеклассников.

Гистограмма 3 Факторы, оказывающие влияние на жизненный успех личности

Итак, выбор профессии является важным фактором, влияющим на уровень эмоциональной напряженности молодого человека. Конечно, эта напряженность может определяться и другими факторами: состоянием здоровья, успехами в учебе, взаимоотношениями с родителями и друзьями. Тем не менее, на вопрос, какие темы их сегодня больше всего волнуют, 80% опрошенных назвали именно выбор профессии и около половины – выбор вуза. Учеба (44%), здоровье (31%), друзья (31%), родители (28%) занимают соответственно третье, четвертое, пятое и шестое места. Это при том, что две трети опрошенных имеют достаточно серьезные проблемы со здоровьем.

Таким образом мы можем сказать, что существует связь между профессиональным самоопределением и уровнем тревожности респондентов, а эмоциональное благополучие молодых людей, обратившихся к нам за консультацией, во многом зависит от профессионального выбора.

* * *

Все изложенное позволяет сделать несколько выводов.

В современной культуре, как отмечают многие исследователи, наиболее патогенной3 становится эмоциональная сфера, поскольку под воздействием нестабильных социально-экономических факторов возрастает частота и интенсивность эмоциональных нагрузок на личность. Современная жизнь предъявляет повышенные требования к стрессоустойчивости человека; тревожность все чаще становится устойчивым личностным образованием, одной из форм эмоционального неблагополучия. В качестве одной из остроактуальных проблем, стоящих перед нашим обществом, выступает сохранение психического здоровья детей, подростков и молодежи.

Экспериментально доказано, что высокая тревожность является деструктивной личностной чертой и неблагоприятно влияет на жизнедеятельность человека. Так, в последние годы, отмечается устойчивый рост тревожности и страхов у детей; при этом дети и подростки с повышенной тревожностью относятся к группам риска по неврозам, девиантному поведению и эмоциональным нарушениям личностного развития.

Оценка эмоционального состояния нашей аудитории показала, что тревожность и фрустрированность повышена у половины респондентов, а агрессивность – у двух третей. Исследование выявило также наличие связи между правильно выбранной профессией и общей удовлетворенностью жизнью. Около 80% респондентов считают, что удовлетворенность жизнью зависит от хорошей, интересной работы; по значимости этот фактор сравним только с наличием хороших, верных друзей. Таким образом, по мнению наших респондентов, эмоциональное благополучие напрямую зависит от правильного выбора профессии, а позднее – вуза и работы. Исходя из этого, профориентационная помощь может рассматриваться как превентивная, направленная на предотвращение возможных эмоциональных расстройств.

Для каждого возрастного периода существуют определенные сферы жизни и комплексы проблем, вызывающие повышенную тревогу у большинства индивидов – вне зависимости от наличия реальной угрозы. Эти «возрастные пики тревожности» являются следствием наиболее значимых социогенных4 потребностей. Подросток, юноша начинает сомневаться в своих способностях и силах, тревога не только дезорганизует его учебную деятельность, но начинает разрушать его личностные структуры. В этот момент центральным (и в этом смысле судьбоносным) в его жизни часто становится вопрос поиска, выбора и овладения профессией.

Внутренней необходимостью жизни личности является реализация своего «жизненного замысла», в котором профессиональное самоопределение играет важную роль. Современный деловой и профессиональный мир остро нуждается в профессионально мобильных людях, грамотно принимающих самостоятельные решения, способных успешно и эффективно находить и реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях. Даже бывалого взрослого человека подобные требования могут поставить в тупиковое, безвыходное, казалось бы, положение. Тем более это справедливо для юношей и девушек, заканчивающих школу и только вступающих в самостоятельную трудовую жизнь.

Именно такие молодые люди, для которых проблема профориентации является важной как в практическом, так и в эмоциональном плане, обращаются в РГЮБ к психологу-консультанту; именно они становились и сегодня становятся нашими респондентами. Данные исследования свидетельствуют: та часть аудитории, которая не справилась с решением данной проблемы в отведенные для этого сроки (в 15-17 лет), почти вся (86%) находится в состоянии повышенной тревожности. Для этих молодых людей характерна также фрустрированность и агрессивность. Все это может привести их к серьезному стрессу, который, в свою очередь, отрицательно скажется на их жизнедеятельности.

Психолог-консультант, намечая пути решения проблемы профессионального выбора, помогает молодым людям избавиться от повышенной фрустрированности и избежать срыва Его задача – не только выявить те или иные устойчивые психологические характеристики, важные для их будущей профессии, но также работать с их актуальными страхами и опасениями.

Остается подчеркнуть практическую важность работы психолога-профконсультанта как в плане профилактики развития возможных кризисных ситуаций, так и в плане их преодоления. Профилактика стресса – это подготовка подростка и юноши к решению проблем, требующих эмоциональных затрат, предотвращение развития негативных переживаний.

Преимущество работы профконсультанта в библиотеке заключается в том, что у него есть возможность адресовать своих посетителей к широкому информационному ресурсу, которым располагает библиотека. Это справочная, научная, популярная литература о различных профессиях и их востребованности на рынке труда; о требованиях, которые они предъявляют работнику; об учебных заведениях, в которых можно получить выбранную специальность. Это периодика соответствующей тематики. Это специальная психологическая и художественная литература, которую также может рекомендовать психолог.

Таким образом, именно в библиотеке юноши и девушки могут наиболее полно удовлетворить свои запросы, связанные с образованием и самообразованием, с профессиональным самоопределением, с эмоциональным благополучием и личностным ростом.


1 Фрустрация [от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов] – психическое состояние, выражающееся в характерных особенностях переживаний и поведения, вызываемых объективно непреодолимыми (или субъективно так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или решению задачи (Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах /Под общ. ред. А.В. Петровского.- М.: ПЕР СЭ, 2005).

2 Ригидность [от лат. rigidus – жесткий, твердый] – затрудненность в изменении намеченной индивидом программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки; недостаточная пластичность в психической деятельности и поведении, трудность переключения на что-то новое, сопротивление изменениям.

3 Патогенный [от греч. pathos – болезнь, genna – произвожу] – болезнетворный, способный вызвать болезненные изменения.

4 Социогенный – порожденный общественными условиями, социальными явлениями и процессами.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17