Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Исследования и методические материалы Возможности Учебного центра областной библиотеки в организации системы непрерывного образования кадров

Возможности Учебного центра областной библиотеки в организации системы непрерывного образования кадров

А.И. Водатурская,
заслуженный работник культуры РФ, главный библиотекарь Свердловской областной библиотеки для детей и молодежи

Четверть века мы твердим, что проблемы модернизация библиотек могут быть решены только в масштабах страны, при условии выделения достаточного финансирования для создания современной материально-технической базы и достойной оплаты труда библиотекарей.

Но… повышение оплаты труда по «Дорожным картам» не повысило профессиональный оптимизм, не активизировало инновационность кадров. Модернизация технической базы не привела к существенной смене набора услуг библиотеки. Конструктивные концептуальные идеи теоретиков библиотечного дела существенно не повлияли на программы развития библиотек.

И мы опять возвращаемся к старой идее – работе с проблемами профессионального библиотечного сознания как главному рычагу в модернизации библиотек.

Профессиональное библиотечное сознание складывается из двух частей: профессиональное знание и профессиональное самосознание.

С первой частью вроде бы все понятно. Профессиональные библиотечные знания необходимы, объективны, измеримы, прописаны в квалификационных требованиях и профессиональных стандартах. Программы учебных заведений, системы повышения квалификации построены на освоении учащимися профессиональных библиотечных знаний.

А профессиональное самосознание? Это не рациональное знание, а эмоционально переживаемые отношения Я (или – библиотечного сообщества) к другим социальным феноменам, а именно:

  • отношение к себе самому: идентификация Я;
  • осознание профессиональной миссии, статус в гражданском сообществе: Я – общество;
  • отношения с властью и другими социальными группами: Я – другие Я;
  • отношение к членам профессионального сообщества: Я и МЫ;
  • футурология профессии: Я в будущем;
  • идеалы, ожидания и мифология профессии: идеальное Я (каким Я хочу быть).

Именно профессиональное самосознание – точка опоры для формирования профессионала. Внутренняя мотивация, личностная самореализация определяют удовлетворенность своей профессией – и качество, успешность работы. А кто с этим работает? Самосознание – дело личное.

В развитии профессионального сознания библиотекарей постперестроечного периода я бы выделила три этапа:

  1. Мятущиеся 90-е – кризис профессионального сознания, поиски миссии библиотеки, осознание важности «личностного фактора», психологические тренинги «Встреча с самим собой», «Библиотека в поисках новых смыслов»;
  2. Цифровые нулевые – компьютеризация, освоение цифровых технологий как панацея от всех бед;
  3. Кризисное второе десятилетие – фронтальное сокращение сети библиотек и количества читателей. Прогноз – «публичные библиотеки скоро канут в Лету». Поиск концепции «другой» библиотеки.

Научно-методический отдел Свердловской областной библиотеки для детей и юношества (с 1 января 2017 года – СОБДиМ) все эти годы работал над формированием соответствующей вызовам времени гибкой оптимальной системы повышения квалификации библиотечных специалистов области.

Поскольку методисты областной библиотеки по специфике своей деятельности работают на стыке между муниципальными библиотеками, административными органами и библиотечной наукой, у нас есть возможность менять стратегию, учитывая данные:

  1. мониторинга состояния библиотек области, в первую очередь – специализированных детских библиотек;
  2. изучения новых концептуальных, а также руководящих и нормативных документов;
  3. текущих событий в жизни российских и зарубежных библиотек, выявления и внедрения в практику инновационных стратегий, форм работы, методик.

Анализ статистики, информационных отчетов позволяет выявить в библиотечном пространстве области основные стратегии движения, наиболее эффективные программы и методики развития. Наряду с этим высвечиваются болевые точки, нерешенные проблемы.

Есть административный ресурс, возможность продвигать областные инновационные проекты, для включения в которые специалисты муниципальных библиотек должны освоить новые технологии и методики.

На этих данных базируются стратегии деятельности Учебного центра СОБДиМ.

Ведущей стратегией предыдущей пятилетки была информатизация. В 2015 году завершена областная пятилетняя программа информатизации, библиотеки в достаточной мере получили компьютеры, программное обеспечение, выход в интернет. Активная учеба по освоению виртуального пространства, интернет-сервисов, созданию сайтов, блогов, работе в социальных сетях была предопределена.

Вторая стратегия – расширение пространства влияния библиотек. Если в предшествующий период это расширение шло путем физического выхода за стены библиотек, овладения технологиями библиотечных акций на улицах, площадях, скверах, – то сейчас просматривается направленность на освоение интернет-пространства, в большей степени именно в плане интерактивного общения с новым поколением. Все формы учебы по этим темам были очень актуальны.

Одна из ведущих стратегий развития – осуществление концепции мультиформатности, создание интерактивной библиотеки, ориентированной на привлечение пользователей к созданию услуг и ресурсов, использование для этого веб-сервисов второго поколения. Библиотека, где можно заниматься всем, работает на развитие личности: позволяет принимать участие в образовательных и культурных программах, пользоваться интернетом, встречаться с интересными людьми и друзьями, участвовать в обсуждениях, т.е. проводить время интересно и с пользой, используя ресурсы библиотеки. Заметна активизация населения в плане живого общения, проведения активного досуга в библиотеке, что выразилось в большом количестве разнообразных клубов выходного дня. Нужны специалисты для организации коммуникаций и создания условий для творческой самореализации пользователей.

Сегодня уже ни у кого не вызывает сомнений: чтобы библиотеки были востребованы, необходима организация постоянных событий, связанных с книгой, – и на библиотечных площадках, и в пространстве других организаций, под открытым небом и в виртуальном пространстве. Эти события нацелены на привлечение внимания родителей, педагогов, юных читателей – а также местных властных структур и общественности, СМИ. Это выдвигает на первое место функцию библиотеки как общественного и культурного центра, работающего по социальным и культурно-досуговым программам.

Сейчас специалисты библиотек уже осознали, что кардинальная переподготовка кадров не может ограничиваться информатизацией. ЦБС испытывают потребность в переподготовке кадров по всем специализациям, и большинство директоров идет на это несмотря на сложную ситуацию с финансированием. Библиотеки нуждаются в новых знаниях и навыках в области маркетинга и менеджмента, социальных технологий, продвижения чтения, формирования читательских компетенций. Как уже отмечалось, в библиотечном образовании последнего десятилетия преобладали компьютерные технологии, и сейчас в профессиональном самосознании, в общении с населением мы ощущаем острый дефицит подготовки по типу «человек-человек». Особенно важно это для детских библиотекарей, для которых специализация «библиотекарь-педагог» – неотъемлемая составляющая.

Пространство деятельности нашего Учебного центра огромно. В Свердловской области 92 муниципальных образования. Поскольку обслуживанием детей и молодежи занимаются все библиотеки, деятельность Учебного центра распространяется на все муниципальные библиотеки. В 853 муниципальных общедоступных библиотеках Свердловской области работают 2618 библиотечных специалистов. Из общего числа библиотечных работников стаж работы до 3 лет имеют 423 человека, от 3 до 10 лет – 677 человек, свыше 10 лет – 1518 человек. По образованию: высшее имеют 1372 человека, высшее библиотечное – 435 человек, среднее специальное – 577 человек. Непосредственно обслуживанием детей занимаются 94 специализированные детские библиотеки, в которых работают 446 специалистов.

Для создания профессиональной системы повышения квалификации был создан Учебный центр. Большим достижением научно-методического отдела стало получение в 2014 году лицензии на образовательную деятельность, что открыло новые перспективы.

Учебный центр изначально задуман по принципу гибкой модульной системы, предполагающей формирование программы занятий по согласованию между заказчиками (библиотеками Свердловской области) и исполнителем (СОБДиМ), при сохранении ведущей роли СОБДиМ.

Лицензированная образовательная программа СОБДиМ – «Стратегии информационно-библиотечного обслуживания детей и юношества» – выстроена с учетом необходимых современному библиотечному специалисту профессиональных компетенций, а также знаний, умений, навыков. Она включает следующие модули:

  1. Акценты года;
  2. Библиотеки для детей и юношества в местном сообществе. Социально-культурное проектирование;
  3. Информационные технологии и интернет-ресурсы в работе современной библиотеки. Интеграция новых информационно-коммуникативных технологий в практику работы библиотеки;
  4. Современные формы справочно-библиографического и информационного обслуживания. Формирование информационной культуры личности;
  5. Библиотека как пространство чтения и коммуникаций. Развитие читательской деятельности детей и юношества. Книгоиздание и литература для детей и юношества;
  6. Новые подходы к организации выставочной деятельности. Издательская деятельность библиотеки. Работа с графическими приложениями;
  7. «АРМ „Администратор“ и АРМ „Каталогизатор“ системы САБ ИРБИС».

Курсы повышения квалификации проводятся в объеме 72 учебных часа. Большая часть занятий идет в форме тренингов, практических занятий. Библиотекари обязательно выполняют контрольные задания. Строятся занятия в соответствии с учебным планом, техническую и учебно-методическую базу обеспечивает библиотека. Библиотеки области приветствуют организацию выездных курсов – единственную возможность провести учебу для всех специалистов ЦБС, это особенно актуально при учете большой отдаленности многих от областного центра.

Базовая программа дополняется организацией практикумов, семинаров, мастер-классов по актуальным проблемам. В соответствии с пунктом 12 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. № 499, удостоверение о повышении квалификации выдается лицам, прошедшим обучение по программе в объеме свыше 16 часов. В соответствии с этим положением многие специалисты прошли повышение квалификации (и получили удостоверение) на семинарах, практикумах и других обучающих мероприятиях. Подробно смотрите на сайте СОБДиМ в разделе «Профессионалам».

В 2017 года библиотека организовала дистанционное обучение на учебном портале (не вебинары), что в значительной степени снимает проблему удаленности в системе повышения квалификации. Продуманная схема дает возможность не только получения теоретических знаний, но и проведения практических занятий в контакте с преподавателем. О работе Уральской профессиональной онлайн-школы подробно смотрите на сайте СОБДиМ. В онлайн-школе можно пройти обучение без отрыва от основной деятельности, здесь нет жесткой привязки по времени, программа каждого модуля – 72 часа. Ведут занятия сотрудники библиотеки и привлеченные специалисты, преподаватели вузов Екатеринбурга и других городов России. Особенно часто требуется привлечение психологов, социологов, филологов, режиссеров.

В течение 2015 года Учебный центр СОБДиЮ провел 17 обучающих мероприятий и выдал 462 удостоверения о повышении квалификации библиотечным специалистам Свердловской области. В 2017 году – 18 мероприятий, 411 удостоверений.

В заявках на формирование программы повышения квалификации в 2016 году библиотекари называли следующие проблемы для включения в учебный план:

  • интерактивные технологии работы в молодежной читательской среде;
  • навыки ораторского искусства, умение владеть аудиторией;
  • современная литература для детей и подростков, технологии работы с текстом;
  • автоматизация библиотечных процессов, информационные технологии;
  • стратегия продвижения библиотеки в социуме и в виртуальном пространстве;
  • навигация в интернете – быстрый поиск и отбор необходимой информации.

Учебная группа каждого образовательного мероприятия формируется только по заявкам. Если количество заявок «зашкаливает», приходится мероприятие дублировать (формат практических занятий не позволяет увеличивать аудиторию больше определенных пределов).

Учебный процесс – живой развивающийся организм, который сам заявляет о новых возможностях и потребностях. Например, некоторое время наши слушатели с удовольствием посещали учебу, построенную в одном формате: преподаватель рассказывает и показывает – слушатели внимают и повторяют. Но вскоре возникла неудовлетворенность – желание говорить о своих достижениях и проблемах, обсудить опыт коллег. Пришлось искать новые – интерактивные – форматы обучения. Поскольку библиотек у нас много и времени всегда не хватает, мы внедряли формы, позволяющие за короткий промежуток времени транслировать много разнообразной информации. Работа в формате «печа-куча» или «кубик-рубик» понравилась, но и выявила новую проблему – не умеем мы строить выступление кратко, без лишних слов, выделить самую суть, говорить ярко и образно. Вот и пришлось включать в программу повышения квалификации занятие «Как грамотно провести презентацию» и занятия с режиссером. Ну, и, как всегда, наблюдение за выступлениями коллег дает ответы на многие вопросы – замечательный материал для профессиональной рефлексии. Идет параллельно работа над методикой презентации, режиссурой выступления, культурой речи.

Несколько примеров того, как рождались некоторые формы образовательной деятельности, которые доказали свою эффективность и вошли в постоянную практику Учебного центра (обратите внимание – они все работают на развитие профессионального сознания):

  1. Привлечение в библиотеку молодежи – очень больная тема. Областной семинар – тренинг «Библиотека для нового поколения» в городе Ирбите в формате печа-куча, или интеллектуального караоке «Можно ли за 6 минут 40 секунд перевернуть мир?» был нацелен на решение этой проблемы. Благодаря формату все проговаривалось на уровне идей и аргументов без словесных излишеств – и в печа-кучу активно включились молодежные организации и неформалы Ирбита. Неожиданный формат разговора и неожиданный состав аудитории дали позитивный результат: было смоделировано несколько интересных перспективных моделей работы с молодежью. А в портфеле Учебного центра остался сам формат встречи;
  2. Мастер-классы библиотекарей, лауреатов Губернаторской премии Свердловской области чрезвычайно эффективны. В ходе занятия скрупулезно, по структурным элементам, показывается рождение позитивного результата. Но был выявлен дополнительный элемент повышения эффективности такого мастер-класса: в его программу включается мозговой штурм для слушателей – от них требуется предложить новые модели организации пространства и развития базовой библиотеки;
  3. Семинар-тренинг «Информлидер» проводится уже восемь лет и каждый год поднимает новые актуальные проблемы, связанные с оказанием информационных услуг на основе современных коммуникационных технологий: библиотекари учились создавать сайты на бесплатных платформах Ucoz и Blogger, организовывать в удаленном режиме информирование об услугах, работать в диалоговом режиме, предоставлять информационные ресурсы. Результатом двух сессий стало создание сайтов и блогов детских и муниципальных библиотек. Для удаленной интерактивной работы с участниками тренинга был создан учебный блог «Информлидер», на котором размещены все учебные материалы и ролики, введена рубрика «задай вопрос», сделаны ссылки на все созданные в ходе учебы сайты и блоги. Так появился первый опыт работы Учебного центра в онлайн-режиме;
  4. Сетевые сервисы Веб 2.0 муниципальных библиотекарей заинтересовали. Но показались непрактичными, не понравилась «привязанность» к интернету, который еще не всегда нужного качества. А вот интерактивные игры-презентации в PowerPoint, создание анимационных фильмов из пластилина в видеоредакторе Windows, а также интерактивных схем и рисунков – органично наложились на наши книжные формы, их и сельские библиотеки с удовольствием используют. Дополнительный рычаг: объявлен областной конкурс «Книги и цифры» – с помощью интернет-сервисов выполнить Интерактивный плакат, Карту знаний, Ленту времени, 3D-книгу, викторину, виртуальную выставку, читательский дневник и др. Сначала библиотекари прошли учебу по работе в этих сервисах, потом научили этому своих читателей. А уж потом ребята сделали конкурсные работы. Им было интересно сочетание: любимая книга в интернет-проекте. А библиотекари не только получили новые навыки, вовлекли ребят в работу с текстами – но и повысили свой авторитет.

Таких моментов можно отследить множество. Что важно – библиотекари прочувствовали себя полноценными участниками учебного процесса. «Разбор полетов» и критические замечания в адрес организаторов и преподавателей – это тоже часть учебного процесса. А высказанные мысли зачастую конструктивны и идут в ход.

Особенно радует работа с молодыми специалистами. Долго пытались создать в области Ассоциацию молодых библиотекарей – и ничего не шевелилось. А потом сформировалась инициативная группа, благодаря опять же неформальной учебе, «Осенним штудиям», организованным председателем Совета директоров муниципальных библиотек области С.М. Гришиной. Ассоциация объединила самых активных, амбициозных, нацеленных на личностный и профессиональный рост молодых библиотекарей. Эффективная жизнь проекта «Солнечный ветер» в течение уже четырех лет – заслуга Совета ассоциации, членов которого отличает настрой на самостоятельность и творческую реализацию, и их председателя – заведующей научно-методическим отделом СОБДиЮ О.А. Титовой. Хочу отметить, что Титова стала председателем ассоциации до прихода в СОБДиМ – просто счастливое стечение обстоятельств. Благодаря этому Учебный центр СОБДиЮ может подключаться к молодежным проектам, не нарушая их самостоятельности.

Работа с молодыми специфична и по форме, и по тематике. Главное ежегодное событие молодежной ассоциации – летний форум «БиблиоГолливуд», на который традиционно съезжаются около пятидесяти участников. С дополнительной информацией и фотографиями можно ознакомиться на странице Ассоциации молодых библиотекарей Урала ВКонтакте и в блоге АМБУ.

Для молодежи очень важны психологические тренинги по самоидентификации, самоопределению – и профессиональному самосознанию. Они жаждут самореализации, но еще ищут сферу применения своих сил и способностей. Обычно тема очередной встречи и программа обсуждаются в течение года и утверждаются коллегиально. Приведем некоторые примеры тем: «Роль молодежных библиотечных объединений в профессиональном сообществе», «Продвижение чтения и библиотеки средствами визуальной культуры», «Журналистика и современная библиотека», мастер-классы по актерскому мастерству. Им нравится учеба в формате «молодые-молодым», нравится участвовать в конкурсных проектах: фотоконкурсах «Энергия молодости» и «Калейдоскоп оживших героев», конкурсе молодежных проектов по продвижению чтения, конкурсе публикаций «Молодежный акцент». Работы молодых отличаются свежими идеями и позитивом. Неоднородность учебной аудитории – постоянная проблема системы повышения квалификации, и решение ее в большинстве случаев невозможно. Но данный случай – выделение молодежной среды при полной самостоятельности – дает мощный эффект.

Спросите – да в чем же все-таки отличие? А для этого надо побыть два дня с ними. Специфическая среда создает эффект сгустка позитивной энергии, которая качественно преобразует, заряжает информационный поток. И этот эффект неоценим и ничем не заменим. И притом как-то органично вписывается в нашу систему повышения квалификации.

Какие выводы мы можем сделать сегодня о действующей системе повышения квалификации?

1. Если вам представляют четкую завершенную систему повышения квалификации – это из архива. Живая система – гибкая, постоянно меняющаяся, в чем-то противоречивая.

2. Система повышения квалификации строится с учетом множества факторов и целей. Но эффект будет, если эта система базируется на главной установке – помочь каждому специалисту открыть свою уникальность. Показать человеку вершины профессионального мастерства и подвести к мысли «а я могу не хуже», второй шаг – создать позитивную установку «я хочу это сделать». Третий шаг «я сделаю, я смогу!» – уже просто следствие состоявшейся душевной работы.

3. Эксперименты с формами и методами образовательной деятельности – обязательны! В основе принцип – edutainment (education+entertainment: образование + развлечение) – способы обмена знаниями, построенные увлекательно и современно.

4. Обучение – созидание – самоутверждение: эта схема работает! Интерактивность обучения обязательна на всех уровнях. Командная проектная работа особенно эффективна в пространстве конкретной библиотеки, нацеленной на ее реализацию. Завершение учебы публичной защитой проектов также обязательно.

Учеба эффективна, если учащийся проходит программу: «Я получил новые знания и навыки – используя их, Я создал свой „продукт“ – Я доказал коллегам, что это интересно и важно, и получил их одобрение и советы – Я выйду с этой работой к своим читателям и увижу, что моя работа и Я лично интересны и важны для социума».

5. Прогрессорство. Внедрение новатора для направленного воздействия в конкретной точке. Не всегда профессиональная депрессия обусловлена объективными причинами, иногда приезд специалиста, который работает гораздо продуктивней в таких же обстоятельствах, сдвигает коллектив с мертвой точки.

6. «Ломаем барьеры, создаем библиотеку для читателя»: совместная проектная деятельность с пользователями. Такой формат гораздо эффективней анкетирования населения и объединяет вокруг библиотеки гражданское сообщество.

Живя по принципу «mobile in mobiles» – подвижное в подвижном, – мы берем на вооружение все новые концептуальные идеи, которые могут помочь библиотекам преодолеть кризисный период.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17