Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Исследования и методические материалы Захаренко М.М. Привлекательность библиотечной профессии для молодежи: опыт социологического исследования

Привлекательность библиотечной профессии для молодежи: опыт социологического исследования

М.П. Захаренко,
заместитель директора по региональным и общественным связям
Российской государственной библиотеки для молодежи,
аспирант Московского государственного университета культуры и искусств,
заместитель председателя секции «Молодые в библиотечном деле»
Российской библиотечной ассоциации

За последние два десятилетия в нашей стране библиотечная профессия изменила свой социальный статус. Она стала восприниматься обществом как профессия для неудачников, которые не могут реализовать себя в другой, более престижной сфере. Несмотря на то, что многие библиотекари считают свою профессию важной (проникнуты ею), во внешней среде такое отношение не получает понимания и поддержки. Социальный престиж, значимость, привлекательность библиотечной профессии в обществе находится на низком уровне.

Руководители библиотек стараются максимально сохранить опытные и квалифицированные кадры, заботясь при этом о притоке молодых специалистов. По классическим пропорциям менеджмента персонала, любая организация, в том числе библиотека, жизнеспособна, если в ней поддерживается равновесие возрастных категорий сотрудников: 30–35% – до 30 лет; 30–35% – в возрасте 31–35 лет; 30–35% –старше 45 лет. Однако реальная кадровая ситуация в библиотечно-информационной сфере существенно отличается от идеальной. Средний возраст сотрудников библиотеки часто варьируется в диапазоне от 45 до 55 лет, доля же молодых коллег не превышает 17–20 %. Есть и позитивные примеры, когда число молодых специалистов в библиотеке соответствует оптимальным показателям. Что же побуждает молодежь работать в библиотеке?

Отметим, что в социально-демографическом аспекте общероссийских исследований кадровая ситуация в библиотечном деле не затрагивалась. В то же время локальные социологические кадровые исследования осуществляются в библиотеках регионального и муниципального уровней. Такие исследования в последний период (2004–2009 гг.) проводились, например, в Республике Бурятия, Алтайском, Красноярском, Пермском, Ставропольском краях, Владимирской, Курской, Омской, Сахалинской, Тверской, Челябинской областях, Ханты-Мансийском автономном округе. Однако они не распространяются на весь регион, ограничиваясь обычно областной научной библиотекой или городской ЦБС. Объективную картину численного состава библиотечных работников (в том числе по образованию и возрасту) можно будет получить по результатам Федерального статистического наблюдения (т.н. Всероссийской библиотечной переписи), планируемой к проведению в текущем году.

А пока что (в ожидании количественных показателей федерального масштаба), по нашей инициативе под эгидой Российской библиотечной ассоциации (Секция «Молодые в библиотечном деле», Секция публичных библиотек и Секция юношеских библиотек) в 2009–2010 гг. проводится комплексное конкретно-социологическое исследование «Молодежный кадровый ресурс публичных библиотек России». Основной исполнитель исследования – Российская государственная библиотека для молодежи (РГБМ), координатор – М.П. Захаренко. Первый (общий) этап конкретно-социологического проходил с мая по ноябрь 2009 г. (разработка вопросника, распространение, заполнение, сбор анкет) без выделения приоритетных баз исследования. В декабре 2009 г. – январе 2010 г. была осуществлена первичная техническая обработка полученных данных, что дало возможность их содержательного анализа. В рамках планируемого второго этапа (май–декабрь 2010 г.) предполагается комплексная оценка кадровой ситуации, сфокусированная на десяти выбранных нами наиболее характерных регионов России с использованием авторской методики изучения системы профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов.

Цель проводимого исследования – выявить основные мотивы, определить позитивные и негативные факторы, влияющие на профессиональную деятельность молодых сотрудников российских библиотек. Методика исследования – случайная выборка контингента молодых сотрудников публичных библиотек России. Анкеты распространялись посредством электронной и почтовой рассылки, размещения на сайтах Российской библиотечной ассоциации и «Виртуального объединения библиотек, работающих с молодежью», публикации в профессиональной печати (в частности, «Информационном бюллетене РБА» №51 за 2009 г.).

В выборочную совокупность для анализа вошли 1280 респондентов, представляющих практически все существующие разновидности публичных библиотек из большинства регионов России. Тип анкеты анонимный, поэтому не всегда можно было определить, из какой именно библиотеки и из какого региона она поступила. Примерно в 40 % случаев анкеты присылались по электронной почте с личных адресов, что не позволяло установить местонахождение респондента. Однако анализ доступных сведений (по сопроводительным письмам, конвертам, электронным адресам) свидетельствует о широком географическом охвате: анкеты поступили из более чем 120 населенных пунктов 56 субъектов Российской Федерации. К сожалению, генеральную совокупность (количество библиотечных специалистов до 36 лет, работающих в публичных библиотеках России) подсчитать не представляется возможным из-за отсутствия соответствующих достоверных статистических и обобщающих аналитических данных. Кадровый ресурс библиотечной отрасли в исследуемом нами аспекте фактически не изучен. Репрезентативность выборки в данном случае обеспечивается благодаря однородности социально-демографической профессиональной группы респондентов.

Для технической обработки полученного массива анкет использовалась компьютерная программа «Да-система» (пятая модифицированная версия). Эта программа сравнительно проста в освоении и поддерживает все операции при работе с данными – ввод, различные варианты обсчета и вывода данных, подготовку таблиц и фактографического отчета. Компьютерная обработка анкет значительно снижает трудоемкость и повышает оперативность получения данных, дает разноплановые возможности для сопоставления ответов.

Проанализируем социально-демографический срез участников проведенного нами конкретно-социологического исследования.

В опросе приняли участие молодые сотрудники публичных библиотек в возрасте до 36 лет. Выделенные в анкете четыре возрастные группы распределились практически равномерно, за исключением самой «молодой» категории – от 18 до 21 года, в силу того, что это еще студенческий возраст (см. рис. 1).

Рис. 1. Возрастной состав респондентов

Рис. 1. Возрастной состав респондентов

Принятые возрастные границы обусловлены демографическими особенностями современной кадровой ситуации в отрасли и не совпадают с общепринятыми возрастными параметрами, определяющими социальную группу «молодежь» (в частности Стратегия государственной молодежной политики РФ /2006/ ориентирована преимущественно на молодых граждан в возрасте 18–30 лет).

В опросе приняли участие респонденты с разным уровнем образования (см. рис. 2).

Рис. 2. Образовательный уровень респондентов

Рис. 2. Образовательный уровень респондентов

Самая многочисленная группа специалистов с высшим небиблиотечным образованием, т.е. пришедших работать в библиотеку из других профессиональных сфер. Это обстоятельство подтверждает результаты некоторых локальных региональных исследований.

Среди опрошенных рядовые специалисты (под этой категорией мы понимаем библиотекарей, библиографов, комплектаторов, методистов и т.д.) – 79,1 %, разноуровневые руководители (заведующие секторами, отделами, филиалами, заместители директоров и директора) – 20,9 %.

Подавляющее большинство – 44,7 % – сотрудники городских публичных библиотек. 21,5 % представляли детские и юношеские библиотеки; 17,2 % – областные научные / универсальные; 10,5 % – районные, поселенческие и 4,9 % – сельские, межпоселенческие. Семнадцать анкет не содержали сведений по данной позиции.

Опросная часть анкеты первого этапа исследования включала девять вопросов, предполагающих комплексную оценку профессиональной мотивации молодых библиотечных специалистов. При составлении анкеты для удобства респондентов использовались вопросы закрытые и полузакрытые, альтернативные и неальтернативные. На наш взгляд, перечень вариантов в альтернативных вопросах достаточно полно охватывает пространство возможных ответов. Поскольку нельзя предположить все, что думает каждый респондент, тем, чье мнение не совпадало ни с одним из вариантов, предлагалось написать свой ответ на отдельном поле. В анкете был предусмотрен также социально-демографический блок, который традиционно включал вопросы, касающиеся возраста, пола, стажа, занимаемой должности, образования.

Для раскрытия заявленной темы статьи выделим три вопроса: «Удовлетворены ли Вы работой в библиотеке?», «Основными привлекательными чертами работы в библиотеке для Вас являются…» и «Каковы причины возможной неудовлетворенности работой в библиотеке?».

Степень удовлетворенности работой в библиотеке у молодых сотрудников различна, однако в целом ее можно расценивать как «высокую» (см. рис. 3). Лишь 7 человек (0,5 %) твердо ответили «нет» и 78 (или 6,1%) ответили «скорее нет, чем да». В то время как 398 опрошенных (31,1 %) полностью удовлетворены работой в библиотеке и 797 (62,3 %), что составляет большинство, выбрали ответ «да, но не в полной мере».

Рис. 3. Степень удовлетворенности работой в библиотеке

Рис. 3. Степень удовлетворенности работой в библиотеке

Анализ полученных данных показал, что уровень удовлетворенности работой зависит от возраста и образования респондентов. Молодые сотрудники в возрасте от 18 лет до 21 года с общим средним или средним специальным небиблиотечным образованием в значительно большей степени удовлетворены работой, чем коллеги с более высоким уровнем образования и старше по возрасту. Самый низкий процент ответа «да, но не в полной мере удовлетворен» у группы респондентов с высшим библиотечным образованием в возрасте 26–30 лет. Это можно объяснить тем, что к указанному возрасту молодой сотрудник, получив предметный опыт трудовой деятельности, может уже более осознанно планировать перспективы профессионального развития, происходит более глубокий анализ личностных способностей и возможностей, проявляются профессиональные амбиции.

Существенные различия в ответах респондентов на этот вопрос зависят от стажа работы в библиотеке: с увеличением количества проработанных лет уменьшается процент сотрудников, полностью удовлетворенных работой в библиотеке (см. рис. 4).

Так, например, 42,2 % новичков со стажем до года утвердительно ответили «да, полностью удовлетворены», а среди специалистов со стажем 10–15 лет таких лишь 28 %. Незначительное, но все же увеличение доли недовольных работой в библиотеке можно проследить с ростом стажа: 1–3 года – 5,5 %, 4–10 лет – 6,4 % и 10–15 лет – 7,0 %. Стабильно высокий показатель ответа «да, но не в полной мере удовлетворен» у всех выделенных категорий по стажу библиотечной работы, за исключением группы «до года».

Рис. 4. Удовлетворенность работой в библиотеке в зависимости от профессионального стажа

Рис. 4. Удовлетворенность работой в библиотеке в зависимости от профессионального стажа

Полученные сведения позволяют предположить, что специалисту с небольшим стажем работы и соответственно молодому по возрасту свойственно начало развития основных профессиональных способностей, это период профессионального поиска и становления, они пребывают в состоянии «профессионального оптимизма», который с годами может утрачиваться. Специалисты, работающие в библиотеке 5–10–15 лет, находятся в периоде, когда профессионализация во многом состоялась и наблюдается постоянство отношения к однажды выбранному направлению профессиональной деятельности, уже есть определенные карьерные достижения и видимые результаты собственного вклада в достижения библиотеки. Вместе с тем, они помнят другие «лучшие времена», видят отрицательную динамику отношения общества к библиотеке.

Для ответа на вопрос «Основными привлекательными чертами работы в библиотеке для вас являются…» респондентам было предложено 11 возможных вариантов с правом выбора нескольких одновременно. После обработки анкет ответы по факторам привлекательности библиотечной работы распределились (по убыванию) следующим образом:

  1. доступ к информации (58,1 %)
  2. работа с людьми, общение (55,6 %)
  3. возможность повышать свой культурный и профессиональный уровень (51,2 %)
  4. гарантии социальной и экономической стабильности (38,3 %)
  5. возможность заниматься интересным делом (38,1%)
  6. творческий характер работы (36,8 %)
  7. работа с книгами (32,6 %)
  8. возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал (28,4 %)
  9. благоприятный психологический микроклимат в коллективе (28,0 %)
  10. активное внедрение новых технологий (17,8 %)
  11. публичная работа / проведение публичных мероприятий (12,0 %)
  12. другое (0,9 %)

Наиболее значимые для респондентов факторы привлекательности библиотечной работы в зависимости от занимаемой должности, по частоте ответов выглядят следующим образом (см. таблицу):

Таблица
Ранжирование факторов привлекательности библиотечной профессии в зависимости от занимаемой респондентами должности

Факторы привлекательности \ Должность

Рядовые специалисты1 Руководители разного уровня2
– доступ к информации13
– работа с людьми, общение21
– возможность повышать свой культурный и профессиональный уровень32
– работа с книгами48
– гарантии социальной и экономической стабильности56
– творческий характер работы 64
– возможность заниматься интересным делом75
– благоприятный психологический микроклимат в коллективе89
– возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал97
– активное внедрение новых технологий1010
– публичная работа / проведение публичных мероприятий1111
– другое1212

Как видно из таблицы, первые три места в ответах руководителей и рядовых специалистов практически совпадают: их привлекают, прежде всего, работа и общение с людьми, постоянный доступ к информации и предоставляемая возможность для повышения культурно-образовательного уровня.

Одновременно обращают на себя внимание и факторы-аутсайдеры: в полном единстве на последних местах оказались внедрение новых технологий (известно, что многие библиотеки из-за ресурсных ограничений объективно лишены такой возможности), публичная деятельность и «другое» (здесь фактически нет содержательных ответов). Довольно резко разнятся показатели привлекательности, касающиеся: возможности работы с книгами (руководители объективно отстранены от прямого обслуживания пользователей), творческого характера работы (руководители, вероятно, так считают исходя из своей реальной повседневной менеджерской практики) и возможности заниматься интересным делом (руководители более свободны в выборе приоритетов профессиональной деятельности и менее зависимы от ограничений). Некую «золотую середину» факторов привлекательности занимают гарантии социально-экономической стабильности библиотечной работы, что одинаково важно как для рядовых сотрудников, так и разноуровневых руководителей (данное обстоятельство приобретает особую значимость в условиях переживаемого финансово-экономического кризиса).

Обращаясь к многофакторному анализу ответов респондентов на тот же вопрос о привлекательности библиотечной профессии, можно выделить в качестве приоритетных – с большим отрывом от остальных – первые три позиции («работа с людьми, общение», «доступ к информации» и «возможность повышать свой культурный и профессиональный уровень»). Это характерно для всех групп респондентов, независимо от возраста, стажа, образования, должности и вида библиотеки (только у сотрудников областных научных библиотек на третьем месте – «гарантии социальной и экономической стабильности»). Анализ полученных данных позволяет заключить, что эти три показателя могут быть квалифицированы как объективные и универсальные для привлечения молодых сотрудников к библиотечной профессиональной деятельности.

Один из важных показателей, характеризующих степень востребованности библиотечной работы со стороны молодых специалистов – причины неудовлетворенности. Так и был сформулирован специальный вопрос «Каковы причины возможной неудовлетворенности работой в библиотеке?».

В анкете предлагалось 13 вариантов готовых ответов с возможностью выбора нескольких из них. Анализ полученных данных позволил составить своеобразный рейтинг причин возможной неудовлетворенности.

Так, подавляющее большинство опрошенных, как и следовало ожидать, на первое место определили такой показатель, как «низкая зарплата» (76,4 %), затем «слабая материально-техническая база» (30,1 %) и на третьем месте – «непрестижность профессии» (21,3 %). Далее ответы по убыванию распределились следующим образом (см. рис. 5):

Рис. 5. Рейтинг причин неудовлетворенности работой в библиотеке

Рис. 5. Рейтинг причин неудовлетворенности работой в библиотеке

Выделение в качестве главных причин профессиональной неудовлетворенности первых трех обозначенных позиций свойственно практически всем респондентам, независимо от возраста, стажа, должности и вида библиотеки (лишь сотрудники областных научных библиотек на второе место выдвигают показатель «непрестижность профессии» – перед позицией «слабая материально-техническая база»). Объективно отличается градация возможных причин в зависимости от образования респондентов. В ответе на данный вопрос молодые библиотечные специалисты с общим средним и средним специальным небиблиотечным образованием на третье место поставили фактор «нехватка профессиональных знаний».

Тем, чье мнение не совпадало ни с одним из предложенных формализованных вариантов, предлагалось дать свой ответ на отдельном поле. Некоторые ответы вызывают интерес, например: «нет полной реализации творческих и интеллектуальных способностей»; «не хватает поддержки и помощи как начинающему специалисту от непосредственного руководителя и коллектива»; «плохое руководство»; «стереотипность мышления большинства коллектива»; «медленное изменение подходов во всех сферах деятельности – «низы не могут – верхи не хотят»; «в коллективе много пожилых людей и неизбежно возникают столкновение поколений, или «вопрос отцов и детей». Укажем, что среди собственных вариантов ответов более 40 человек оптимистично написали, что «нет неудовлетворенности, все устраивает».

В заключение можно констатировать, что результаты первого этапа проводимого конкретно-социологического исследования, выделенные для проблемного анализа, дают основание предположить: профессиональная мотивация молодых сотрудников библиотек является в целом положительной, так как подавляющим большинством респондентов четко позиционируются факторы привлекательности библиотечной профессии и удовлетворенности работой в библиотеке. Просматривается внутренняя мотивация библиотечной молодежи, которая выступает ключевым условием профессионального развития. В то же время на привлекательность библиотечной работы и, одновременно, неудовлетворенность ею значительно (прямопропорционально) влияют возраст, образование, стаж и должность респондентов.


  1. К ним в данном исследовании относятся библиотекари, библиографы и другие категории функциональных специалистов
  2. К данной категории отнесены заведующие секторами, отделами, филиалами, заместители и директора библиотек
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17