Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы

«Четырехцветный человек» и «сигналы личности»
По страницам книги Макса Люшера «Сигналы личности: ролевые игры и их мотивы»

Основы психологического подхода к изучению цветов были заложены и осуществлены на практике швейцарским психиатром Максом Люшером. Люшер родился в 1923 г. в городе Базель в Швейцарии. Изучал социологию, философию права и религии, клиническую психиатрию. В 1949 г. защитил диссертацию по философии и психологии. Практиковал как психотерапевт, а также читал лекции в Базеле, Цюрихе и Париже. Затем руководил медико-психологическими и социологическими исследованиями, проводимыми с использованием его теста.  Подробнее


Талызина Н.Н. О современных тинэйджерах, их психологии и культуре, их проблемах и ценностях
По страницам книги Филипа Райса «Психология подросткового и юношеского возраста»

Филип Райс. Психология подросткового и юношеского возраста

Филипп Райс – известный американский психолог. Его работа, о которой пойдет речь, выдержала за рубежом 8 изданий. Это одновременно и учебник, отвечающий высоким академическим требованиям; и монография, содержащая огромный теоретический и экспериментальный материал, наработанный западной психологией, медициной, социологией и антропологией; и просто книга, доступная, полезная и интересная всем, кто занимается проблемами подросткового и юношеского возраста, а тем более работает с молодежью.  Подробнее


Захаренко М.П. Слагаемые успеха методической службы библиотек
О книге Авраевой Ю.Б., Очировой Э.С. «Методист библиотеки: формула успеха»

Авраева Ю.Б., Очирова Э.С. Методист библиотеки: формула успеха

В профессиональной библиотечной среде часто доводится слышать, что методист – это «штучный товар», особая категория специалистов. И, наверное, это верно! Вместе с тем, пожалуй, ни кто из библиотечного персонала – ни каталогизаторы, ни комплектаторы, ни библиографы – не подвергались в перестроечный период такому остракизму, как методисты. Во всем они оказались повинны, даже в том, что рухнула продуманная, работавшая в целом достаточно прочно вертикально-горизонтальная система организации и управления библиотечным делом. Только к концу первого десятилетия XXI века утверждается более взвешенный и справедливый взгляд на научно-методическую и организационную деятельность библиотек.  Подробнее


Талызина Н.Н. Типоведение и возможности его использования в библиотеках
По страницам книги О.Крегера и Дж.Тьюсон «Типы людей и бизнес»

Крегер О, Тьюсон Дж. Типы людей и бизнес

Способность организаций выживать в современной круговерти напрямую зависит от эффективности общения между персоналом и руководством. Эта книга может оказаться полезной при решении различных кадровых вопросов, которые есть в любой организации, в том числе и в библиотеках. Типоведение можно использовать в организации любого масштаба и применять для решения широкого спектра задач – от найма и увольнения сотрудников до маркетинга и продаж.

Думаю, что книга будет интересна прежде всего управленцам среднего и высшего звена, которые хотели бы повысить производительность своего подразделения или организации в целом. Если мне удастся заинтересовать данной проблематикой рядовых сотрудников, заведующих отделами и директоров библиотек, я посчитаю свою задачу выполненной. Хочу сразу оговориться, что буду часто использовать «выжимки» авторского текста (без кавычек), от себя привнося примеры из библиотечной практики.  Подробнее


Бейтсон Г. Экология разума: Избранные статьи по антропологии, психиатрии и эпистемологии

Бейтсон Г. Экология разума

Грегори Бейтсон (1904–1980) – британский, затем американский философ, антрополог и психолог, методолог биологии. Его работы сформировали несколько новых школ в психологии и психотерапии, повлияли на развитие многих других наук, как естественных, так и гуманитарных.

Свою научную деятельность Грегори Бейтсон начал в 20-х гг. в качестве этнографа, изучая культуры племен Новой Гвинеи и балийцев в Индонезии. В 40-е гг. он тесно сотрудничает с Норбертом Винером, активно участвуя в первых конференциях по кибернетике. В 1948 г. начинается совместная работа Бейтсона с американским психиатром Юргеном Рушем в его клинике. В 1951 г. публикуется их совместная монография «Communication: The Social Matrix of Psychiatry», в которой была предпринята попытка рассмотреть психические заболевания как особые формы нарушения коммуникации. Бейтсон связал воедино социальную, клиническую, сравнительную и педагогическую психологию через ключевое понятие коммуникации, которую он рассматривал сквозь призму теории познания и информационной теории. В последние десятилетия жизни он разрабатывал науку о живом, принципиально переосмысливая традиционные научные представления о разуме и материи. Подробнее


Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте. В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года Фромм стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Важнейшим источником личных и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда.

В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Америку. В 50-е гг. он отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию личности, которую сам назвал «радикальным гуманизмом». Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX века невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты – это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе. Подробнее


Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис

Эрик Хомбергер Эриксон – американский психолог. Родился во Франкфурте-на-Майне в 1902 г. Учился в Венском психоаналитическом институте. В 1933 г. переехал в Соединенные Штаты, где работал в Бостоне и в Гарвардском университете; позже переехал в Йель, а затем в Беркли, где проработал более десяти лет. В 1950 г. публикует книгу «Детство и общество» («Childhood & Society»), ставшую психологическим бестселлером. С нее начинается его пересмотр некоторых установок классического фрейдизма и оформление собственного учения об идентичности. В 1958 г. выходит книга Эриксона «Молодой Лютер» («Young Man Luther»), ставшая первым опытом применения психоисторического метода. Затем последовали «Истина Ганди» («Gandhi's Truth», 1969) и другие работы. Книга о Ганди принесла Эриксону Пулитцеровскую премию и Национальную премию США. Умер Эриксон в Гарвиче (штат Массачусетс) в 1994 г.

Книга «Идентичность: юность и кризис» посвящена проблемам юношеского возраста, связанным с социальным становлением личности. Автор прослеживает индивидуальные жизненные циклы, последовательность поколений и структуру общества. Основное понятие, разработанное Эриксоном, – это понятие идентичности. Оно обозначает твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру. Идентичность – это прежде всего показатель зрелой (взрослой) личности, истоки которой скрыты на предшествующих стадиях онтогенеза. Это такая конфигурация, в которую интегрируется конституционная предрасположенность, особенности либидных потребностей, предпочитаемые способности, действенные защитные механизмы, успешные сублимации и осуществляющиеся роли. Подробнее


© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17