Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Литобзор Авраева Ю.Б., Очирова Э.С. Методист библиотеки: формула успеха

Слагаемые успеха методической службы библиотек

М.П. Захаренко,
заместитель директора по региональным и общественным связям
Российской государственной юношеской библиотеки

Авраева Ю.Б., Очирова Э.С. Методист библиотеки: формула успеха. – М.: Либерея-Бибинформ, 2008. – 96 с.

Авраева Ю.Б., Очирова Э.С. Методист библиотеки: формула успехаВ профессиональной библиотечной среде часто доводится слышать, что методист – это «штучный товар», особая категория специалистов. И, наверное, это верно! Вместе с тем, пожалуй, ни кто из библиотечного персонала – ни каталогизаторы, ни комплектаторы, ни библиографы – не подвергались в перестроечный период такому остракизму, как методисты. Во всем они оказались повинны, даже в том, что рухнула продуманная, работавшая в целом достаточно прочно вертикально-горизонтальная система организации и управления библиотечным делом. Только к концу первого десятилетия XXI века утверждается более взвешенный и справедливый взгляд на научно-методическую и организационную деятельность библиотек. Более того, она получает заметное развитие и совершенствуется в соответствии с реалиями времени. Несмотря на то, что некоторые библиотеки в наименовании своих методических служб попытались акцентировать отдельные составляющие –инновационно-методический отдел, отдел методических инноваций, отдел инновации и маркетинга и т.д., все же в подавляющем большинстве библиотек действуют научно-методические или организационно-методические отделы / службы. А главное, что суть прежних и новонареченных структур объективно одинакова – выполнение конкретной библиотекой функций методического центра для иных библиотечных структур. Это выражается преимущественно в реализации двух основных направлений: выявление и популяризация передового опыта, повышение квалификации библиотечных кадров.

Актуальность подготовленного известным ученым и педагогом ВСГАКИ Юлией Борисовной Авраевой и инициативным молодым руководителем научно-методической службы ГЮБ Бурятии Эрженой Самбуевной Очировой научно-методического пособия не вызывает сомнения, поскольку методическая работа является очень важной и необходимой составной частью деятельности современной библиотеки, а организация эффективной методической службы одной из значимых и трудных управленческих задач. Правы авторы, утверждая, что сегодня «в мире меняющихся ценностей и новых технологий» особую остроту приобретают вопросы о роли методических центров и их кадрового обеспечения.

В книге дан подробный анализ личностных и профессиональных качеств, составляющих основу специалиста квалификации «методист», многогранно охарактеризован портрет методиста, представлены существующие определения его типов. Авторы справедливо отмечают: происходит быстрая эволюция образа методиста, его роли и места в структуре библиотечных кадров, стереотипа общественного восприятия. Ценно, что предложена и обоснована деятельностная модель методиста, при разработке которой применялись методы анкетирования, наблюдения, контент-анализа, тестирования и др.

Интересно раскрываются подходы к определению компетентности современных методистов. Многочисленные требования, предъявляемые к специалистам методических служб, предлагается структурировать по трем блокам: «знать» (понимание политики государства, владение общими теоретическими основами методического управления, четкое представление о задачах и способах развития библиотек и т.д.), «уметь» (перечень умений и навыков в области управления и методической работы, новых технологий и разработки целевых программ и проектов и т.д.), «иметь» (объединяет такие оценочные критерии деятельности методистов, как способности, профессионализм, опыт).

Предметом пристального изучения со стороны, как практиков, так и теоретиков библиотечного дела является организация труда персонала методических служб библиотек. Авторами проведен серьезный анализ состояния организации труда в методических подразделениях библиотек, преимущественно ЦБС Восточной Сибири. Основываясь на богатом эмпирическом материале, сделаны аргументированные выводы о необходимости модернизации труда методистов, чтобы обеспечить соответствующий уровень работы библиотек и дальнейшие перспективы их развития.

Подчеркнем, новые информационные технологии, применяемые в деятельности методических служб, позволяют библиотекам стать «ближе друг к другу», оперативнее узнавать о профессиональных достижениях коллег, транслировать наиболее значимое и интересное. Электронные каналы обмена информацией позволяют расширить возможности профессионального общения. В пособии уделено особое место вопросам применения новых информационных технологий в методическом обеспечении деятельности библиотек, технологической трансформации информационно-библиотечной деятельности, призванной стать каталогизатором позитивных качественных изменений.

Необходимо обратить внимание на полноту и структурированность изложения факторов профессиональной зрелости методиста библиотеки, представленных во втором разделе пособия. Акцент сделан на такой важной составляющей делового имиджа, как речевая культура. Освещены вопросы налаживания профессиональных коммуникаций посредством развития корпоративной культуры методистов как особого профессионального сообщества и организации их профессиональной учебы. Отдельная глава посвящена профессиональной состоятельности методических кадров, где ключевым критерием является профессиональная и социальная ответственность перед библиотечным сообществом. По мнению авторов, методисты отвечают за точность и новизну предоставляемой библиотекой пользователю информации; они должны уметь анализировать и отбирать профессиональные инновации, которые должны и могут освоить специалисты библиотеки. Актуальной является обязанность методистов обеспечивать качество предоставляемых библиотекой услуг, вырабатывая стандарты, нормативы, руководства, направленные на улучшение профильного обслуживания; они фактически несут ответственность за поддержание у библиотечного персонала необходимых знаний, умений и навыков. Одновременно методистам важно поддерживать собственный уровень знаний, соответствовать и даже опережать требования времени. Имидж методистов, их репутация и статус – это накопленные знания, опыт, интеллектуальный и инновационный потенциал, реализованные проекты, участие в работе конференций, организация научных исследований, анализ и обобщение результатов работы.

Достаточно подробно в книге рассмотрены особенности развития методиста на разных этапах профессиональной деятельности в соответствии с жизненным циклом человека: приобщение к профессии, ее требованиям, законам, нормам; рост, признание, завоевание авторитета, профессиональное удовлетворение, успех; стагнация, некое успокоение, достижение профессиональной зрелости и мудрости; снижение возможностей, спад деловой активности. Безусловно, приведенное авторами деление на стадии достаточно условно и описывает условное профессиональное развитие, а в реальной практике зачастую могут наблюдаться объективные отклонения.

Несомненным достоинством пособия является обоснованная авторами общая «формула успеха методиста», выраженная следующим образом: востребованность, помноженная на результативность, плюс профессионализм. Следует отметить, что эти три составляющих успешности методиста взаимосвязаны: чем выше профессиональные качества, тем результативнее деятельность, а, следовательно, и больше востребованность конкретного специалиста и методических услуг.

Основной авторский текст иллюстрирует богатый материал приложений: варианты организационной структуры методического обеспечения деятельности библиотек на региональном, межрайонном и межпоселенческом уровнях; анкеты социологических опросов; примерная должностная инструкция методиста; структура современной профессиональной деятельности методистов. Привлекает внимание обширный список литературы (73 источника), отражающий актуальные публикации по теме пособия.

Выход в свет книги Ю.Б. Авраевой и Э.С. Очировой – важное событие для российского библиотечного сообщества. В ней аккумулированы результаты многолетних научных исследований авторов, что позволило представить многоаспектный репрезентативный материал. Пособие содержит актуальные практические рекомендации для методических служб библиотек и займет достойное место среди немногочисленных публикаций в помощь профессиональной деятельности современного методиста.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17