Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Литобзор Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. Пер. с нем. М.: АСТ, 2006. – 640 с.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности

Н.Н. Талызина

Эрих Фромм родился 23 марта 1900 г. во Франкфурте. В 1918 г. он начинает изучать психологию, философию и социологию во Франкфуртском, а затем Гейдельбергском университетах, где среди прочих его учителей были Макс Вебер, Альфред Вебер, Карл Ясперс, Генрих Риккерт и другие философы мирового масштаба. В 22 года Фромм стал доктором философии, а затем продолжил образование в Мюнхене и закончил его в известном Институте психоанализа в Берлине. Важнейшим источником личных и профессиональных интересов Фромма в 20-е гг. становится психоанализ Зигмунда Фрейда.

В 1933 г. Фромм покидает Германию, переезжает в Америку. В 50-е гг. он отходит от теории Фрейда и постепенно формирует свою собственную концепцию личности, которую сам назвал «радикальным гуманизмом». Именно практика психотерапии на Американском континенте привела его к выводу о том, что неврозы XX века невозможно объяснить исключительно биологическими факторами, что влечения и инстинкты – это совершенно недостаточная детерминанта поведения людей в индустриальном обществе.

Известность к Фромму пришла в 1941 г., когда он написал книгу «Бегство от свободы». Анализ «кибернетического общества», проделанный Фроммом в 60-70-е гг., привел его к созданию самостоятельной «типологии социальных характеров». Последние 11 лет (1969–1980) Фромм жил в Локарно в Швейцарии. Он пишет в эти годы свою «интеллектуальную биографию» – «По ту сторону от иллюзий», а также две важнейшие работы: «Психоанализ и дзэн-буддизм» и «Душа человека».

В конце 60-х гг. Фромм завершает работу над книгой «Революция надежды» и вплотную берется за исследование проблем агрессивности – не только потому, что они являются одними из наиболее важных теоретических проблем психоанализа, но и потому, что волна деструктивности, захлестнувшая весь мир, давала (и дает сегодня) основание думать, что подобное исследование имеет серьезную практическую значимость. Непосредственно над книгой Фромм работал с 1968 по 1973 г.г., но подготовка к ней шла более трех десятилетий.

Итак, книга Фромма «Анатомия человеческой деструктивности» посвящена философскому переосмыслению самой острой проблемы нашего времени – природе агрессивного поведения. Автор попытался рассмотреть проблему деструктивности с глобальных позиций, а не только с точки зрения отдельной научной дисциплины.

Многозначность слова «агрессия» вызывает большую неразбериху в литературе. Оно употребляется и по отношению к человеку, который защищается от нападения, и к разбойнику, убивающему свою жертву ради денег, и к садисту, пытающему пленника. Разграничение между биологически адаптивной и биологически неадаптивной формой агрессии поможет нам устранить путаницу в толковании этого понятия. Фромм показал, что механизм оборонительной агрессии «вмонтирован» в мозг человека и животного и призван охранять их жизненно важные интересы от угрозы. Если бы человеческая агрессивность находилась на таком же уровне, как у других млекопитающих, то человеческое общество было бы сравнительно миролюбивым. Но это не так. История человечества дает картину невероятной жестокости. Можно утверждать, что в противоположность большинству животных человек – настоящий убийца.

Фромм попытался показать, что доисторические люди, которые жили родами, занимаясь охотой и собирательством, проявляли минимум деструктивности и максимум готовности к сотрудничеству и справедливому распределению продуктов питания. Жестокость и деструктивность появляются лишь с разделением труда, ростом производства и образованием излишка продуктов, с возникновением государств с иерархической системой и элитарными группами. Эти черты усиливаются, и по мере развития цивилизаций власть и насилие приобретают в обществе все большее значение. Поведение, связанное с обороной, ответной реакцией на угрозу, Фромм называет доброкачественной агрессией. Механизм доброкачественной агрессии передается человеку генетически, у человека и у диких зверей он практически аналогичен. Эту агрессию ученый называет доброкачественной потому, что смысл, сверхзадача, заложенная в нее природой, заключается в сохранении жизни. Согласно наблюдениям биологов, данный вид агрессии достаточно редко ведет к уничтожению соперника (ее главная функция в отпугивании нападающего). Злокачественная агрессия проявляется как человеческая страсть к абсолютному господству над другим живым существом и желание разрушать. Это и есть деструктивность. Ее природа социальна. Истоки деструктивности – в пороках культуры и образа жизни человека. Ни у животных, ни у далеких предков человека (первобытных охотников и собирателей плодов) деструктивность не выявлена. В отличие от животных человек бывает деструктивным независимо от наличия угрозы самосохранению и вне связи с удовлетворением потребностей.

Оригинальность подхода Фромма заключается в соединении социально-психологического, философско-антропологического и социально-исторического анализа при объяснении феномена агрессии. По мнению исследователя, одинаково заблуждаются как те, кто видит истоки агрессивности лишь в биологических инстинктах, так и те, кто отрицает значимость этих инстинктов и интерпретирует человека как марионетку социальной среды. Фромм критикует расхожий тезис о том, что агрессивное поведение людей имеет филогенетические корни, оно запрограммировано в человеке, связано с врожденным инстинктом. При такой постановке проблемы возникает опасность потери зоны индивидуальной ответственности. Можно возложить вину за собственные поступки на биологическую природу или исторический опыт. Поэтому так важен фроммовский анализ человеческой природы. Ученый считает, что агрессивность – достаточно сложный феномен, компоненты которого имеют разную генетическую природу и различную причинную обусловленность.

Для обоснования своей концепции Фромм использует обширную аргументацию из самых различных областей науки: нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии, Дифференцированное исследование феномена агрессии позволило ученому доказать, что биологически запрограммированной у человека является лишь оборонительная агрессия. Для Фромма злокачественная агрессия всегда возможность. Когда люди не способны удовлетворить свои экзистенциальные потребности позитивно – в любви, в стремлении к справедливости, добру и правде, они уходят в деструктивность. Современная цивилизация порождает миллионные массы отчужденных людей. Человек воспринимает себя и свое тело как отвлеченные средства достижения собственных успехов. Индустриальное общество ориентировано почти исключительно на «простые стимулы» – секс, накопительство, садизм, нарциссизм, деструктивность. При этом поскольку злокачественные формы агрессии не являются врожденными – можно в значительной мере снизить вероятность их возникновения, если изменить обстоятельства социальной и экономической жизни людей.

Автор стоит на позициях рациональной веры в способность человека освободиться из плена иллюзий и условностей, которые он сам себе создал. Это позиция всех тех, кого нельзя отнести ни к «оптимистам», ни к «пессимистам». Это позиция «радикалов», которые сохраняют «рациональную веру» в способность человека предотвратить глобальную катастрофу. Фромм заявляет о необходимости радикальных перемен – и не только в экономических и политических структурах, но и в наших личностных и поведенческих структурах, то есть во всей системе ценностных ориентации человека.

Книга может быть интересна всем, кто интересуется философскими, социально-психологическими, социологическими или шире – гуманитарными проблемами.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17