Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Новые технологии
Новые технологии Е-книга на XI Национальной выставке-ярмарке «Книги России»

Е-книга на XI Национальной выставке-ярмарке «Книги России»

А.В.Пурник

В 57 павильоне ВДНХ 12-17 марта 2008 года работала XI Национальная выставка-ярмарка «Книги России». В ней приняло участие более 600 издательств. Выставка сильно уступает прошедшей (в сентябре) ММКВЯ. Конечно, в первую очередь, она была посвящена печатной книге, но кое-что нашлось и по электронной.

Найденные мной на выставке экспонаты отражают основные тенденции развития ситуации с е-книгой в России.

1. Из-за проблем с авторскими правами (в том числе из-за ужесточения защиты авторских прав в соответствии с IV разделом Гражданского кодекса) пиратское переиздание текстовых книг (на которые распространяется защита авторского права) в электронном виде становится менее популярным. Авторское же издание таких книг упирается в проблемы с технической защитой от несанкционированного копирования. При существующем уровне общественного одобрения нарушений авторских прав отсутствие защиты приведет к несанкционированному распространению книг и, как следствие, к убыткам и для автора, и для издателя.

Единственной «отдушиной» является цифровое переиздание редких и старинных работ, на которые давно истек срок защиты авторских прав. Спрос на них «нишевый», т.е. пиратское переиздание нецелесообразно и,значит, можно не «вкладываться» в их защиту. Естественно, источником подобных изданий, прежде всего, могут быть библиотеки.

Успешным примером, на мой взгляд, является проект ЭЛЕКТРОННЫЙ ЗАПАСНИК (http://4lib.ru). Проект начат в 2002 году совместно Государственной публичной исторической библиотекой (РГПИБ) и ЗАО «КОДИС» с целью обеспечения сохранности редких книг, пользующихся повышенным спросом у читателей. Ныне в проекте участвуют также Российская государственная библиотека по искусству и Государственная общественно-политическая. На начало 2007 года выпущено более 170 компакт-дисков, на которых размещено свыше 400 книг. Целью «Электронного запасника» было создание электронных книг, максимально приближенных к бумажному оригиналу, это образы книг, а не их содержание. Для обеспечения сохранности ,с одной стороны, и высокого качества электронного издания ,с другой, разработана собственная технология пересъемки книг и обработки изображений. Хранители не разрешали касаться книг прижимной крышкой сканера, потому они не столько сканировались, сколько фотографировались. Для их удобного просмотра на компьютере разработана специальная оболочка ELIB, имеющаяся в большинстве операционных систем, не требующая инсталляции и не предъявляющая чрезмерных требований к аппаратуре. Конечно, публичной библиотеке проще пользоваться е-книгами, которые созданы профессионалами (местными университетами, например). Но региональные библиотеки, где есть солидные фонды старинных, редких, краеведческих книг и документов и персонал, хорошо знающий эти фонды и эффективно работающий с ними, должны быть инициаторами проектов по изданию в цифровой форме и вовлечению в оборот своих ценных фондов. Конечно, к работе следует привлекать специалистов (этнографы, историки, археологи, компьютерщики и т.п.) из местных вузов, но задавать тон и направлять процесс обязана библиотека. И хорошо оснащенные и финансируемые библиотеки (например, национальная библиотека Югры – Ханты-Мансийского автономного округа) дают образцы таких цифровых изданий и примеры взаимодействия с вузами в реализации проектов.

2. Западный опыт показывает, что издание и торговля цифровым контентом обеспечивает высокий уровень рентабельности при сравнительно небольших стартовых затратах. В России это сдерживается проблемой удаленных платежей, особенно мелких, и тем, что такие технологии развиты гораздо хуже, чем на Западе1. Поскольку Интернет – платежи у нас развиты недостаточно (между тем количество мобильных телефонов, точнее – активных СИМ-карт, уже превысило число населения, и мобильник доступен во всех регионах, где есть платежеспособный спрос на книги), то перспективным видом платежа за цифровой контент становятся платные СМС, поддерживаемые практически всеми провайдерами по территории России. Ясно, что телефонная оплата за контент предполагает и пользование контентом на телефоне (смартфоне или коммуникаторе). Если коммуникаторы и смартфоны имеют полноценную операционную систему и программное обеспечение (пригодное для чтения е-книг, каждая из которых представляет собой отдельный файл), то у телефонов (даже таких «продвинутых», как Linux Based Motorolla A1200) в штатном, базовом ПО «читалок» е-книг (аналогичных имеющимся музыкальным и видео плеерам) нет. Дополнительное ПО для таких телефончиков пишется на платформе Java2ME. В большинстве обычных телефонов (ради обеспечения безопасности) стоит запрет на чтение/запись в память (за пределами файла программы), т.е. создание классических «читалок» для большинства телефонов невозможно.

Выход нашелся: читалку и е-книгу объединили в единое целое с формальным статусом Java-программы. Такое объединение неожиданно оказалось весьма многообещающим. Оно не только позволило обеспечивать навигацию по книге, но и придало книге некий интеллект. А уж распорядиться интеллектом можно по-всякому. Например, если ПО отслеживает дату загрузки, то через заданный срок е-книга может «перестать читаться». Тем самым решается проблема «возврата книг» в электронных библиотеках.

Аналогичные аппаратные решения в виде саморазрушающихся компакт-дисков используются в зарубежном видеопрокате (где они стали популярными после того, как изготовитель решил проблему их утилизации). Интеллектуальная Java-книга способна (например, путем привязки книги к уникальному заводскому номеру изделия) обеспечить некоторый уровень защиты от несанкционированного копирования. Всё вышеперечисленное сделало Java-книгу одним из наиболее перспективных направлений издания е-книг.

Разумеется, существуют и бесплатные java-оболочки, которые подготовленный пользователь может сам присоединить к бесплатно скачанной из Интернета книге. По мере роста реальных заработков у населения читатели все меньше готовы возиться сами и все больше склонны платить за работу профессионалов: библиотекарей, которые соберут по заказу готовое из ими же найденного полуфабриката или издателей, которые «выбросят» на рынок готовые е-книги.

Так на выставке было представлено издательство «MOBILE BOOK» (http://mobilebook.ru или wap.mobilebook.ru). Издает java-книги в формате mobileBook. Поэзия и проза, классика и литературные новинки – все это можно читать с экрана мобильного телефона. Покупка осуществляется путем SMS-платежа2. Поддерживается многократное скачивание (это позволяет решить проблему повторных попыток скачивания при обрыве связи и не хранить е-книгу в телефоне при дефиците памяти, например, при отсутствии съемной карты памяти). Для опробования технологии выделено несколько бесплатных java-книг (их можно заказать и скачать бесплатно, оплачивая только трафик). Если учесть, что скачивание происходит по каналу WAP-GPRS (несколько рублей за 10 Кбайт трафика), то даже бесплатные книги достаются получателю вовсе не бесплатно. Да и расценки на скачиваемые книги велики. Казалось бы, у е-книги все расходы состоят из авторских отчислений и цены макета. Содержание Интернет-магазина оказывает ничтожно малое влияние на себестоимость. Трафик покупатель оплачивает сам (своему провайдеру, отдельно от стоимости книги – в зависимости только от объема). Но поскольку цена такой е-книги не ниже цены печатной книги в мягком переплете, то больших продаж ожидать не приходится.

В Москве, а скоро по всей России появляются так называемые контент-киоски, торгующие телефонным контентом (в т.ч. е-книгами). По внешнему виду они напоминают платежные терминалы (дисплей, клавиши управления и прорези для монет и купюр). Банковских услуг они не оказывают, потому и лицензированию не подлежат. В памяти киоска хранится продаваемый контент, а для скачивания есть несколько стандартных интерфейсов (в том числе USB) и «карманов» для сменных носителей (в том числе для CF и SD карт). Производители киосков и крупные субподрядные фирмы, покупающие их, готовы договариваться с библиотекой (при наличии потока посетителей) об аренде 1 кв. метра площади для установки такого киоска. Техническое обслуживание и обновление ассортимента берет на себя владелец киоска. Библиотека может договариваться с владельцем киоска о праве цензуры продаваемого контента. Взаимодействие с такого рода издательствами (консультативные услуги по поиску, оплате и скачиванию лицензионно чистого контента из Интернета, или из контент-киоска) может стать «изюминкой» в наборе традиционных библиотечных услуг.

3. Издатели, выпускающие печатные книги, не рвутся переводить выпуск книг в цифровую форму, ведь при этом будут недогруженными типографские мощности. Тем не менее, для охвата дополнительного контингента покупателей издательства готовы по существующим каналам распространения печатной книжной продукции пустить и электронную. Наиболее удобны для реализации по традиционным каналам – компакт-диски. Поскольку в виде текста (даже с форматированием и иллюстрациями) на компакт-диск поместится несколько сот наименований книг, то такой диск станет непомерно дорогим и будет продан в ограниченном количестве экземпляров, а затем появится в виде пиратских копий. Вот почему на компакт-дисках издаются аудиокниги (или, как вариант, аудиоспектакли), что дает возможность издателям и распространителям охватить те категории платежеспособного населения, которые «не хотят» читать, но готовы слушать книги (особенно в транспорте).

На данной выставке таких издательств было несколько, назову показавшиеся мне наиболее интересными.

1С довольно давно издает компакт-диски, в том числе дистрибутивы Софта. За аудио-книги она взялась сравнительно недавно, но наличие сети продвижения серьезно помогает реализации и в каталоге аудиокниг (http://audio.1c.ru) набралось уже немало названий (форматы mp3, CD-Adio и оба формата на одном диске).

Студия «Звуковая книга» (http://soundbook.ru) издает интересные аудиокниги со звуковыми эффектами и радиоспектакли. Интересна фирма своим детским ассортиментом. Кроме того, предлагаются аудиокниги издательства «Библиофоника» и «Экстра Принт». Можно бесплатно скачать рекламные отрывки из предлагаемых книг (порядка 1 Мбайт каждый).

ИДДК (http://www.iddk.ru), созданная в 1995 году, специализируется на дистрибуции, разработке и издании CD и DVD дисков домашнего пользования. В ассортименте широкий спектр высококачественных продуктов ведущих российских производителей, насчитывающий более 5000 наименований. Это аудиокниги, видео в формате DVD, игры, музыка в формате MP3 и программные продукты. Создавая собственные продукты, компания ИДДК ориентируется на удовлетворение потребностей массового пользователя и уделяет большое внимание качеству. К наиболее известным продуктам относятся: Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, программы для машинного перевода серии X-Translator (ИДДК/ПРОМТ), электронные карты России и мира (ИДДК/ИНГИТ), уникальная серия «Электронная библиотека», большое собрание аудиокниг, коллекция шедевров отечественного кинематографа, удивительная по подбору коллекция истории джаза и блюза, красочные и веселые детские обучающие программы. Очень интересная серия «5 баллов» – учебные продукты по всем направлениям школьной программы. Через фирму реализуют свои продукты многие известные производители мультимедийных продуктов, включая аудиокниги.

Студия книгозаписи АРДИС / Art Dictation studio™ (http://ardisbook.ru) по своей структуре – классическое издательство. Выпускает аудиокниги, формирует редакционный портфель, заключает договоры с правообладателями, работает с режиссерами и исполнителями, осуществляет собственно звукозапись и обработку звука, выверяет текст и звук, оформляет аудиокнигу, тиражирует и распространяет. Первая аудиокнига на CD в формате mp3 вышла в апреле 2002 года : И. Ильф и Е. Петров «Двенадцать стульев»; читает Антон Кукушкин. Сегодня каталог книг, выпущенных только издательством «АРДИС», насчитывает более 600 наименований – это более 5000 часов звучащей литературы.

Музыкально – издательский центр «МУЗПРОМ-МО». (http://muzprom-mo.ru) создан в 2001 году и стал правопреемником широко известной в кругах любителей авторской песни фирмы «Московские окна. «МУЗПРОМ» – единственное не только в России, но и в мире музыкальное издательство, занимающееся популяризацией авторской песни. Поклонниками этого вида искусства всегда была интеллигенция, поэтому деятельность издательства носит скорее, пропагандистский, нежели коммерческий характер. Главная задача центра – не дать исчезнуть в условиях засилья так называемой «массовой культуры» важному пласту российской и мировой культуры – авторской песне.

Издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА» (http://vest-tda.ru) работает с 1996 года. Лауреат и дипломант многих национальных и международных выставок. В 2001году награждено дипломом Госдумы РФ и Госстандарта, а также Золотым знаком качества. Многие его программы прошли экспертизу Федерального экспертного совета и рекомендованы Минобразованием РФ. Литературно-художественная фонохрестоматия для дошкольников была включена в Федеральный перечень учебных пособий РФ на 1999-2000 и 2000 – 2001 учебные годы. Издательством подготовлено более 200 программ на аудиокассетах, в том числе литературно-художественные фонохрестоматии, аудиопостановки программных сказок, рассказов, детские песни, частушки, караоке, танцы, аудиопособия по проведению праздников в детском саду и начальной школе, русский фольклорный аудиоматериал, классическая музыка, романсы, русские народные песни, духовые оркестры и др.

ООО «ТОП ИНТЕРТЕЙНМЕНТ» (http://musicbaby.ru) занимается изданием музыкальных программ (преимущественно образовательного направления) для детей с 1996 г. В каталоге – издания по нескольким сериям. На сайте почти у каждого издания можно скачать (в формате mp3) рекламный фрагмент. На сайте есть детский юмор и авторские статьи

Детское издательство «Два жирафа» (http://www.twogiraffes.ru) предлагает аудиокассеты и компакт-диски для детей. В создании аудиопродукции издательства принимают участие лучшие артисты России. Выпускаются аудиокассеты в сериях. Шедевры классичесской музыки и любимые песни современных композиторов собраны в серии «Первые встречи с музыкой». Представлена серия аудиокассет знаменитой и всеми любимой передачи «Радионяня», вышедшей впервые 25 лет назад, Каждое издание – продуманное, с любовью сделанное произведение. Родителям и детям наверняка понравятся отличный литературный и музыкальный материал, хорошая запись звука, мастерская работа актеров. Еженедельно на массовой радиостанции «Радио России» выходит в эфир передача «Колобок и два жирафа», в которой звучат фрагменты аудиоспектаклей «Двух жирафов». Аудиокассеты издательства награждены дипломами нескольких международных выставок и ярмарок.

Издательство аудиокниг «Библиофоника» (http://www.bibliophonika.ru) предлагает широкий выбор оригинальных аудиокниг. Качество записи, высокий уровень литературных произведений и вместе с тем их востребованность слушателями, доступность для покупателя – главные ориентиры в работе. Для любой возрастной группы с разными литературными пристрастиями издательство предложит что-нибудь интересное. В каталоге представлены произведения классиков отечественной и зарубежной литературы XIX-XX веков, в том числе детская, фэнтэзи, научная фантастика, мистический роман, историческая проза и мемуары, детектив, шпионский роман, классика российского юмора и иронической прозы, поэзия, аудиопрограммы для школьников (серия «Готовимся к сочинению»). Каталог издательства постоянно расширяется. Единый фирменный стиль оформления делает продукцию легко узнаваемой в общем потоке аудиокниг. Здесь выпустили первые в России издания произведений таких интереснейших современных авторов, как Умберто Эко, Чингиз Айтматов, Юрий Поляков, Игорь Губерман.

Детское музыкальное издательство «ТВИК» (http://twic.ru) выпускает КОМПАКТ-ДИСКИ (детские песни стихи и сказки, классическая музыка, обучающие программы), РАСКРАСКИ (DVD с раскрасками, Задачка для дизайнера) DVD (мультфильмы, художественные фильмы), обучающие программы, а также выполняет ТИРАЖ НА ЗАКАЗ. В программе издания и классическая музыка, и сборники песен и романсов, обучающие программы, серия аудиокниг известнейших мировых авторов и многое другое. Но, разумеется, большую часть каталога составляют программы, ориентированные на детей – сборники популярных и любимых детских песен, инсценировки известных сказок, а также танцевальные и караоке-программы. Кроме того, издательство располагает большим собранием фильмов-сказок, детских художественных фильмов и классики мультипликации. Также широко представлены образовательные программы и картины для семейного просмотра.

Контент Медиа (http://www.contentmedia.ru) хорошо издает хорошую, в т.ч. детскую литературу, поэзию и деловую литературу. Детские книги сопровождаются наклейками и иллюстрациями. На сайте можно скачать рекламные фрагменты в формате mp3.

Последним по порядку, но отнюдь не по значению в славной плеяде издательств аудио-книг идет издательство РАВНОВЕСИЕ МЕДИА (http://ravnovesie.com). Это одно из ведущих российский издателей и дистрибьюторов мультимедийной продукции на CD, DVD и ONLINE. Выпускают здесь также мультимедийные электронные издания и аудиокниги.

Динамичный издательский пакет. Сотрудничество с известными разработчиками. Современная студия звукозаписи. Эффективная дилерская сеть во всех регионах РФ и СНГ. Более 10 000 наименований мультимедийной продукции от ведущих производителей и более 600 собственных изданий. Интернет-магазин e-книг on-line (http://salebook.ru). Очень интересна политика распространения е-книг. Это единственное (из представленных на выставке) издательств, которое издает текстовые книги. Делает оно это, в основном, как текстовую добавку-бонус к аудиокниге (находится на том же диске). Для работы с е-книгой существует специальная оболочка SALEBOOK. «Salebook» – уникальная программная оболочка для комфортного чтения электронных текстов, интеллектуального поиска в е-книгах и создания личной электронной библиотеки. Программная оболочка содержится во всех электронных книгах на CD и DVD и в интернет-магазине «SaleBOOK» в бесплатном ON-LINE доступе.

Программная оболочка позволяет:

• просматривать электронный текст (е-текст), а также таблицы и схемы, иллюстрации, аудио- и видеофайлы в различных форматах (XLS, HTML, GIF, JPG, TXT, RTF, MP3, AVI и др.);
• осуществлять навигацию по содержанию и статьям е-книги с созданием каталога закладок;
• менять внешний вид окон, настраивать шрифт и цвет фона;
• копировать информацию в буфер обмена и экспортировать в Word;
• редактировать е-текст или его фрагменты во внешних редакторах и распечатывать.
• Уникальные возможности стандарта электронной книги «Salebook»:
• «Интеллектуальный поиск» (i-поиск) по содержанию и е-текстам статей с последующим просмотром результатов поиска;
• «Система тестирования», предназначенная для проверки знаний и определения степени усвоения материала;
• просмотр е-текста и иллюстраций с помощью оригинальной технологии «Комфортное чтение» в максимально удобном режиме настройки экрана;
• создание личной «Электронной библиотеки» (е-библиотеки) на жестком диске компьютера пользователя через интернет-магазин «SaleBOOK»;
• публикация электронных книг, учебных пособий, справочников, каталогов, монографий и т. д. с последующей реализацией через интернет-магазин «SaleBOOK».

Актуальный дизайн стандарта электронной книги «Salebook» – сочетание функциональности и эстетичности пользовательского интерфейса. Теперь у покупателя есть возможность собрать личную электронную библиотеку изданий ИД «РАВНОВЕСИЕ», не только купив их на компакт-дисках, но и скачав через Интернет.Что такое личная электронная библиотека?

«Электронная библиотека» (е-библиотека) – дополнительный сервис; возможность иметь личную электронную библиотеку на жестком диске компьютера. Создается она с помощью программной оболочки «Salebook» на базе одноименного программного комплекса и обеспечивает уникальные сервисные возможности для авторов и пользователей.

«E-библиотека» для пользователей позволяет быстро находить необходимые электронные публикации (книги, учебные пособия, справочники, каталоги, монографии и т. д.) и бесплатно скачивать демо-версии; обеспечивает моментальную оплату через Интернет и ON-LINE доставку через Интернет-магазин «SaleBOOK»; сохраняет сервисные достоинства электронной книги на носителе: четкое структурирование, подробный рубрикатор, экспорт информации во внешние редакторы, создание индивидуальных настроек, «Интеллектуальный поиск», «Комфортное чтение».

«E-библиотека» для авторов позволяет быстро и эффективно создавать электронные книги с последующей публикацией и реализацией через Интернет-магазин «SaleBOOK»; обеспечивает профессиональный сервис подготовки и доступа к подготовленной информации; гарантирует соблюдение авторских прав.

«Ударной фишкой» фирмы является то, что она (единственная из представленных на выставке3) предлагает специализированное устройство для чтения электронных документов – е-книгу lBook® eReader V3 (совместное китайско-украинское производство).

lBook® eReader – это уникальный экран с минимальной нагрузкой на глаза, стильный дизайн и оригинальный интерфейс, высокая надежность и фантастически малое энергопотребление. Устройство lBook® eReader V3 снабжено «электронно-бумажным» экраном на основе цифровых чернил от компании eINK и предназначено для чтения электронных книг, представленных непосредственно в формате WOLF, HTML, TXT, а также электронных документов в формате DOC, RTF, PDF, Excel, PPT и других после преобразования в WOLF-файл.

Предельно четкое, как на бумаге, изображение не вызывает усталости глаз и легко читается даже при ярком солнечном свете. В качестве носителя информации используется SD-карточка, объемом до 2.0 Гб. Для справки: на карте памяти в 512 Mb (поставляемой вместе с устройством) можно хранить около 2 000 электронных книг в текстовом формате. Одного заряда аккумулятора достаточно для чтения примерно 10 000 страниц текста. Специально для любителей аудиокниг предусмотрена возможность прослушивать файлы в формате MP3 с помощью того же lBook® eReader. Универсальное устройство идеально подходит для чтения электронных книг и прослушивания аудиокниг дома или в дороге, при подготовке к занятиям или для создания виртуальной библиотеки. В подарок «на первичное обзаведение» предлагается компакт диск с классической (не подпадающей под защиту авторских прав) литературой из библиотеки Мошкова (http://lib.ru). Заметим, что на Российском рынке появилось устройство Asus EeePc (полноценный субноутбук с цветным экраном 7", клавиатурой и твердотельным винчестером на 4 Гбайт, поддерживающий Windows XP/Linux). Данное устройство по функциональности превосходит все доступные в России е-книги (уступает, лишь во времени автономной работы и в комфортности чтения на солнце) и тем самым задает верхнюю планку цены устройства типа е-книга. Это подтверждает представленное (правда, на другой выставке – на Связь Экспоком) устройство ORSIO ebook b721. Устройство имеет очень богатые возможности и будет предлагаться за 7000 рублей, что уже ближе к нормальной цене. Его локализацией, разработкой сервисного программного обеспечения и продажей в России будет заниматься компания «Вэбпанэл.ру» (http://webpanel.ru), которая существует с 2002 года на рынке дистрибуции и ритейла карманных компьютеров, коммуникаторов и смартфонов, демонстрируя стабильный ежегодный рост по количеству продаваемых устройств и качеству их сервисного обслуживания. Продаваемые аппараты имеют гарантию сервисных центров, где и осуществляется их гарантийный ремонт. Имеется также свой сервисный центр, способный осуществить негарантийный или послегарантийный ремонт коммуникаторов и смартфонов в короткие сроки.

В заключение хотелось бы остановиться на мероприятии, которое прошло в рамках выставки, хотя напрямую к е-книге отношения не имеет.

12 марта коммуникационным агентством «Book Space» (http://www.bookspace.ru) был проведен «круглый стол» по теме «Книгам – труба». Это провокационное название было выбрано не случайно: основной темой обсуждения стало новое книжное пространство на YouTubе и в других медиа. Михаил Ятковский, PR-директор компании «OZON», объяснил собравшимся, что такое «бук-трейлер», рассказал о зарубежном опыте использования подобных рекламных роликов, много внимания уделив вопросу, существует ли противостояние между книгой и озвученной картинкой. По мнению Ятковского, речь идет о взаимном дополнении. Главного редактора издательства «Ad Marginem» Михаила Котомина заинтересовало явление бук-трейлера как следствие перехода книги в Интернет – зону, по своей сути не предназначенную для одних текстов. Главную проблему Котомин видит в определении, каким именно должен быть трейлер. Главный редактор газеты «Книжное обозрение» Александр Гаврилов воспринимает подобный ролик не как иллюстрацию или пересказ книги, а как изображение, близкое ей содержательно и эмоционально.

На «круглом столе» подробно рассматривался вопрос о том, является ли аудитория, увидевшая бук-трейлер в Интернете или по нишевым каналам (пример – «Маршрут-ТВ»), потенциальными читателями книги; способен ли подобный ролик стать формой привлечения покупателей и читателей. Обсуждались и методы, при помощи которых можно будет определить эффективность бук-трейлера как средства продвижения книги. Речь неизбежно зашла и о правовых аспектах использования роликов, скажем, в Интернет – магазинах.


1 Запад этот, конечно, условен, и включает такие страны, как Япония, Южная Корея и другие азиатские страны с гораздо более высоким,чем в России, уровнем развития цифровых технологий.

2 Отправьте SMS с кодом выбранной вами книги на соответствующий ей короткий номер, указанный на сайте издательства. Получите в ответ сообщение с WAP-ссылкой. Перейдите по ссылке на страницу скачивания. Скачайте книгу в свой телефон.

3 Обзору всех е-книг (устройств для чтения электронных документов), доступных в России будет предметом отдельной публикации (уже в разработке).

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17