Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Молодые пользователи со специальными потребностями и современная библиотека
Отечественный и зарубежный опыт

Материалы раздела призваны оказать помощь библиотекарям в качественном обслуживании людей с различными видами отклонений.

Современная библиотека, особенно библиотека, обслуживающая молодёжь, должна быть ориентирована на инклюзивный подход, предполагающий равную возможность в пользовании библиотечным пространством и библиотечными ресурсами как обычных ребят, так и молодых с иными возможностями, имеющих те или иные особенности физического или психологического характера.

Для этого необходимо, чтобы библиотека имела необходимую инфраструктуру, фонды, и подготовленный персонал, хорошо коммуницирующий с разными группами особенных молодых.

В первом материале настоящего раздела освещены основные вопросы создания и адаптации инфраструктуры библиотеки к потребностям инвалидов. Последующие статьи посвящены тонким вопросам психологической адаптации сотрудников библиотек к. «сложным» посетителям библиотеки. Коммуникативная компетентность библиотекаря заключается в знании того, какие проблемы в общении с читателем могут возникнуть, в умении их избежать, найти верный тон и адекватную форму общения с различными типами читателей, оказать помощь и поддержку любому посетителю, каким бы сложным он не был.

Представленные ниже материалы направлены на повышение коммуникативной компетенции библиотекарей и на улучшение качества библиотечного обслуживания.

Материалы подготовлены Н.Н. Талызиной, специалистом Центра психологической поддержки и социальной адаптации молодёжи Российской государственной библиотеки для молодёжи и Б.Л. Самохиным, главным библиотекарем отдела управления проектами РГБМ


При подготовке использованы переводы зарубежных источников, выполненные специалистами отдела международных программ РГБМ: Renee McGrath Autism? There is an App for That («Специальные приложения для аутистов») //Young Adult Library Services (YALS) Winter 2013. v.11, №2, P. 20-25.; сайт «Libraries and autism»; Lesley S.J. Farmer Library Services for Youth with Autism Spectrum Disorders («Библиотечное обслуживание детей и молодёжи с расстройствами аутистического спектра»), Chicago: ALA Editions, 2013. – XXIV, 240 p.; Barbara Klipper Programming for Children and Teens with Autism Spectrum Disorder (Программы для детей и молодёжи с расстройствами аутистического спектра), Chicago: ALA Editions, 2014. – XV, 152 p.; Shelly Allred, Parent Tips: Going to the Library («Советы для родителей: Посещение библиотеки»); IFLA Guidelines for Library Services to Persons with Dyslexia («Руководство ИФЛА по библиотечному обслуживанию лиц, страдающих дислексией»); Draft IFLA Guidelines for Library Services to Persons with Dyslexia («Руководства ИФЛА по библиотечному обслуживанию лиц, страдающих дислексией»: Новое переработанное и дополненное издание от 30 июля 2014 г.); Nancy M. Bolt “But they don’t look like they have a disability”. Serving People with Dyslexia – Best Practices from the United States.

Рекомендации по обеспечению доступности услуг для лиц с иными возможностями в библиотеках России

«Задачей библиотеки является создание технологических условий, ресурсной базы и психологической атмосферы, обеспечивающих инвалидам свободный, беспрепятственный доступ ко всем формам библиотечного обслуживания. »

Основные правила общения с инвалидами. Рекомендации психолога для библиотекарей

«Помимо приобретения специальной литературы и оборудования, освоения новых методов и форм работы, необходимо подготовить библиотекарей для работы с такой группой пользователей, как инвалиды. »

Аутизм и библиотека

«Поскольку молодые люди с РАС часто испытывают трудности с устной речью, чтение становится для них основным источником знаний. »

Как библиотека может помочь дислексику

«Необходимо дать понять читателю, что библиотека представляет собой нечто большее, чем просто собрание печатных книг на полках, и обеспечить тем, кто испытывает трудности при чтении, доступ к печатным материалам различными способами. »

Особенности общения с депрессивным человеком

« Обычно людям в депрессии крайне сложно заставить себя что-то делать. Поэтому любая ваша помощь будет кстати. »

Как вести себя с инфантилом библиотекарю

«Проявляйте внимание и доброжелательность, активно слушайте, сопереживайте, демонстрируйте уважение. »

Нарциссизм. Сотрудничество и спокойствие как главные принципы общения

«Если вы принимаете человека и работаете с ним, ваш собеседник начинает чувствовать, что его понимают и уважают. Это первый и самый важный шаг к сотрудничеству. »

Интернет-зависимость. Что могут сделать библиотекари

«Главное, чтобы молодым людям было у нас интересно – было чем заняться и что почитать. »

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17