Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Зарубежный опыт
Публикации Поведение молодежи в сети

Поведение молодежи в сети

Янков А.В.
(по материалам интернет-источников)

Использование библиотеками новых технологий и инноваций таит в себе некоторый риск, но еще больший риск не сделать этот очень важный шаг, который окупится сторицей. Библиотекарям сегодня необходимо понять, как ведут себя в сети молодые пользователи, чтобы быть полезными им в поисках во всемирной паутине нужной информации. Ситуацию проясняет знакомство с некоторыми зарубежными материалами.


Джек Гудман, основатель и управляющий директор «Tutoring Australasia» («Обучающаяся Австралоазия» – единственный провайдер онлайновых образовательных программ в школах и публичных, государственных и территориальных библиотеках Австралии), на конференции по проблемам будущего образования в Аделаиде 9–10 марта 2007 г. в докладе проанализировал такие актуальные проблемы, как место современных технологий (в первую очередь интернета) в жизни тинэйджеров, их онлайновые предпочтения (наиболее часто посещаемые сайты, программы, сервисы), а также процесс модернизации библиотечного обслуживания, нацеленной на более полное удовлетворение онлайновых потребностей молодежи. Положения этого доклада характеризуют поведение подростков в сети.

Д. Гудман привел пример Интернет провайдерской компании Prodigy, объединенного венчурного предприятия IBM и Sears, которая функционировала в начале 1990-х гг. в США и была очень успешной. Особым спросом у молодежи пользовалась бесплатная электронная почта (можно было отправить 30 сообщений в месяц). Эта услуга была столь востребованной, что пользователи часто превышали лимит. Менеджеры Prodigy сочли, что справедливо назначить определенную небольшую плату за сверхлимитные сообщения, полагая, что интерес перевесит расходы. Однако они просчитались. Услуги электронной почты перестали запрашиваться, и вскоре компания захирела и прекратила свое существование. Вывод из этой истории: следует прислушиваться к потребностям пользователей и правильно выстраивать с ними отношения. Успех или неудача таких взаимоотношений будет зависеть от того, до какой степени библиотекари разовьют в себе понимание интересов, потребностей, увлечений подростков, установят те виды деятельности, которые подростки не жалуют.

Подростки составляют основную массу пользователей в австралийских публичных библиотеках. Легче всего воспринимать их как непослушных, склонных к различным правонарушениям, озлобленных и необщительных. Но можно взглянуть на эту возрастную группу и по-другому. Подростки заполняют библиотечные помещения в середине дня после окончания занятий в школе и используют это время для внешкольных занятий, социализации и отдыха. Наверное, в это самое время библиотечный персонал должен создать максимум возможностей для удовлетворения информационных и образовательных потребностей молодежи.

Роль технологий

Наиболее очевидным способом привлечения подростков является открытый доступ к новым технологиям. Как отмечает ведущий специалист Королевской школы в Сиднее Тимоти Хоукс, «технология сегодня – это не просто часть жизни подростков. Это их жизнь». Многие взрослые, включая библиотекарей, используют различные технологические новшества для выполнения своей работы, общения, решения личных проблем. У подростков иное отношение к новым технологиям. Большинство австралийских тинэйджеров воспринимают технологии в первую очередь как средство развлечения. SMS чаще всего используются для общения с друзьями, болтовни о сверстниках и самое главное для социализации. Лишь в последнюю очередь это средство связи применяется подростками для оповещения родителей о своем местонахождении. Интернет для молодых пользователей – отнюдь не главный исследовательский механизм. Подростки обращаются к нему как средству расширения возможностей самовыражения, демонстрации друзьям и всему миру своих интересов, расширения контактов с единомышленниками.

Какие же технологии привлекательны для молодежи? В самых общих чертах – это все технологии web 2.0, включающие набор приложений, которые созданы в течение последних нескольких лет и позволяют пользователю быстро осуществлять разнообразные интерактивные действия с широким применением мультимедиа и новейших средств связи. О таких возможностях нельзя было мечтать еще в 1990-е гг. Примерами таких новых технологий могут служить:

• Социальные сети – MySpace, FaceBook и ряд других стали необыкновенно популярны среди подростков как место, где можно пообщаться с друзьями, обменятся фотографиями, послушать музыку или посмотреть видео о жизни молодежи, войти в мир взрослых. YouTube трансформировал персональные видеоклипы, хранившиеся на портативных видео камерах и мобильных телефонах в один из самых востребованных ресурсов Интернета. Пропустив какой-либо сюжет вечерних новостей, можно открыть YouTube в удобное время и просмотреть его.
• Средства мгновенного обмена сообщениями или IM (IM – Instant messenger) существуют уже давно. Однако только в последние годы Microsoft встроил в свой IM-клиент – Windows Live Messenger – поддержку звука и видео, что повысило уровень персонализации сервиса, который в первую очередь направлен на обслуживание подростков. Замечено, что подростки пользуются технологией мгновенных сообщений в 4 раза чаще, чем электронной почтой, которую они считают устаревшей технологией. IM стали для молодежи основным средством коммуникации, необходимым атрибутом повседневной жизни.
• Сервисы VoIP (телефонная связь через Интернет) и видеоконференций. Skype является наиболее популярным VoIP-сервисом. Он позволяет общаться вслух между собой пользователей разных компьютеров, причем с очень высоким качеством звука. Последние усовершенствования сервиса позволяют теперь участвовать в видео- и аудио-конференциях с помощью Skype.

• Блоггинг (Blogging). Блог – это своего рода онлайновый дневник с ярко выраженным интерактивным компонентом и неограниченным доступом ко всем публикациям Интернета.
Блог на таких сайтах как Blogger.com легко и свободно может создать каждый желающий.

Конечно, Web 2.0 не ограничивается перечисленными технологиями. Например, в марте 2006 г. был создан очень популярный у молодежи Twitter – бесплатная социальная сеть, представляющая собой систему микроблогов, позволяющая отправлять короткие (до 140 символов) текстовые сообщения, используя SMS или службы мгновенных сообщений. В ноябре 2008 . у Twitter было уже 5 млн пользователей, включая нынешнего президента СШA Обаму.

Библиотекарям, которые ранее не применяли новые технологии, обязательно предстоит освоить поисковики Google и Yahoo, уметь пользоваться IM, чтобы общаться в сети, создавать собственные блоги для обмена информацией с коллегами и молодыми пользователями. Все это необходимо для лучшего понимания потребностей современных подростков и повышения качества библиотечного обслуживания.

Если библиотекари хотят конструктивно общаться с этой группой пользователей, они должны предлагать им наиболее востребованные средства коммуникации: электронные информационные бюллетени, блоги для любителей чтения, SMS, аудио- и видео- (podcasts) оповещения о библиотечных мероприятиях, наконец, молодежный библиотечный сайт 2.0. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд, и очень интересно. Инструментарий блоггинга, например, доступен каждому. Ведь библиотекари были одними из первых пользователей всевозможных каталогов, поэтому поиск и обмен информацией у них в крови.

Интересно, что произошло бы, задается вопросом Джек Гудман, если бы какая-нибудь публичная библиотека создала собственный аккаунт в MySpace, где излагались бы принципы обслуживания подростков, а затем каким-то образом побудила своих молодых пользователей ссылаться на него, когда они зависли в MySpace? На самом деле такое происходит в реальности во многих библиотеках Северной Америки. Это замечательный способ проникнуть вместе с библиотекой в виртуальный мир подростков.

Прислушиваться к пользователям

В процессе взаимодействия с подростками самым важным моментом для библиотекаря является его способность и желание понять и принять их интересы и потребности и, руководствуясь этими знаниями, двигаться в нужном направлении. Вот несколько примеров.

Около 5 лет назад Совет австралийских государственных библиотек организовал виртуальную справочную службу AskNow! («Спроси сейчас!»), которая воспринималась как важная и дальновидная инновация в библиотечном обслуживании, необходимая для всех групп пользователей. Тем более неожиданным стал результат этого эксперимента. Более 60% всех пользователей службы составили молодые люди в возрасте до 24 лет, среди которых большинство составляли школьники, ищущие помощь в приготовлении домашних заданий. Операторы AskNow! оказались не готовы отвечать на вопросы учеников по многим школьным предметам и вдобавок обладали невысоким уровнем поисковой грамотности в режиме онлайн.

Подобная виртуальная служба была организована и в Новой Зеландии. Она получила название AnyQuestions («Любые вопросы») и была ориентирована в основном на обслуживание школьников. Операторы службы в отличие от австралийских коллег были готовы отвечать на вопросы по школьной программе, что повышало уровень обслуживания пользователей. Однако и в этой виртуальной справочной службе некоторые специфические вопросы пользователей требовали привлечения экспертов.

Мир публичных библиотек меняется достаточно быстро, но еще быстрее меняется мир вокруг библиотек. Для библиотек жизненно важно не отстать в своем развитии от этих внешних перемен, иначе они не смогут релевантно обслуживать своих пользователей. Неспособность или нежелание библиотечного руководства следовать велениям времени неизбежно приведет к увяданию библиотечного обслуживания, резкому снижению числа молодых пользователей.

Привлечение молодежи к созданию веб-сайтов

(по материалам исследования в Дербишире, Великобритания)

Подростки в Дербишире активно привлекаются к созданию библиотечного веб-сайта, привнося на его странички молодежную атрибутику (игры, тесты, викторины), которая предназначена для более занимательного поиска интересующих их книг и других материалов.

Сайт создавался подростками вместе с молодыми библиотекарями в 9 различных библиотеках графства. Дизайн сайта формировался с помощью опроса молодых библиотечных пользователей и консультаций с членами групп чтения, в ходе которых выявлялись их читательские предпочтения, время, место и форма чтения, и, соответственно, контент сайта.

Подростки поделились с молодыми библиотекарями своими читательскими секретами, высказали готовность получить профессиональные рекомендации для дальнейшего развития привычки читать. Они также подчеркнули желательность использования на сайте их молодежного языка. Использование идей молодежи при создании библиотечного сайта сделали его очень популярным среди молодых пользователей. Дизайн был оценен библиотечным сообществом как инновационный, возможность обратной связи с подростками как очень позитивный конструкт. Этот сайт доступен не только пользователям Дербишира, но и далеко за его пределами. Благодаря его созданию число молодых пользователей публичных библиотек в Англии может существенно вырасти. Теперь, когда кто-то из юных сверстников спрашивает «Что ты делаешь сегодня вечером», многие могут с гордостью ответить «читаю».

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17