Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Информационно-культурный центр «Книголюбы» (Николаевск-на-Амуре): Модель общественно активной библиотеки

Модель общественно активной библиотеки

Н.А. Шелестова

Социокультурная ситуация в нашей стране, сложившаяся к концу прошлого столетия, обусловила постепенное утверждение иной системы ценностей, к популяризации которых библиотека как общественный институт причастна непосредственно.

Современные информационные технологии, все в большей степени осваиваемые библиотеками, зримо увеличили их возможности, расширили сферу влияния, поставив перед ними принципиально новые задачи. Однако технические нововведения важны не сами по себе, а, прежде всего, в контексте выполнения библиотеками их социальной роли. В советский период библиотеки были обязаны организовать доступ максимально большого числа людей к достаточно ограниченному кругу источников. Ныне же они призваны обеспечить свободный доступ каждому ко всей имеющейся информации, что коренным образом отличается от их прежних функций, требуя и других методов работы и соответствующей подготовленности библиотекарей.

При создании модели общественно активной библиотеки мы исходили из того, что библиотека является составным элементом гражданского общества, и при надлежащей организации она способствует консолидации имеющихся в обществе инициатив и ресурсов. Ведь в эпоху перемен не только молодым нашим современникам необходима помощь и поддержка, но и люди разных поколений нуждаются в адаптации, в получении новых знаний, навыков для устранения проблем и своего постоянного развития.

Поэтому первым компонентом нашей модели не случайно стал механизм создания взаимовыгодного партнерства библиотеки с окружающим сообществом. В итоге нам удалось сделать информационные ресурсы более доступными для всех пользователей благодаря освоению библиотекарями эффективных технологий работы с населением.

Второй компонент предложенной модели – использование технологий добровольности, что позволило привлечь само население к выработке принципов новой библиотечной и культурной политики в регионе.

Третьим непременным элементом модели мы определили информационный компонент с тем, чтобы были созданы условия доступности всех представителей местного сообщества к информационным ресурсам библиотеки.

Модель была создана в рамках проекта «Общественно активные библиотеки Николаевского района Хабаровского края», вошедшего как часть в программу «Гражданские инициативы на Дальнем Востоке». Ее выработке предшествовала большая работа, включавшая изучение общественного мнения о роли и месте библиотеки в жизни местного сообщества, проведение фокус-группы и анкетирование библиотекарей и жителей сел и поселков Николаевского района.

На втором этапе проекта – внедрении в практику работы. Были привлечены возглавляемые библиотекарями инициативные группы из числа жителей двух сел. Семинар-тренинг «Защита общественных интересов», в котором приняли участие 15 библиотекарей города и района, а также члены инициативных групп, ознакомил присутствующих с сутью модели, с социальными технологиями работы с сообществом, а на практических занятиях анализировались наиболее эффективные методы деятельности общественно активной библиотеки. При библиотеках возникли центры общественной информации, на смену отдельным акциям пришли циклы мероприятий, адресованные разным категориям пользователей (женщинам, молодежи, ветеранам) и охватывающие широкий круг тем.

Апробированная в течение продолжительного времени на площадках двух сел модель начала успешно внедряться на территории всего Николаевского района, а информация о модели распространяется среди библиотек Хабаровского края.

Мы считаем, что наша модель представляет собой методически инновационный подход к организации и управлению библиотечной деятельностью, но это вовсе не означает, что она не требует в дальнейшем совершенствования и развития. Модель открыта для совершенствования, поскольку только обозначает состав и содержание принципов подобной библиотеки, отражает главные внутренние взаимодействия и внешние зависимости.

Она формируется и предлагается как фундамент, основа для построения и применения конкретных связей, правил и норм, практически разрабатываемых и реализуемых каждой библиотекой. Поэтому именно за ними остается выработка индивидуальных приемов внедрения модели. Мы рассматриваем ее как эффективный организационный метод, дающий возможность раскрыть и применять все ресурсы и потенциал библиотеки в самых разных целях и сферах, как своего рода показатель социальной востребованности библиотеки и как способ участия своими специфическими средствами в информационно-ресурсном обеспечении прогресса.

Внедрение модели не влечет за собой разрушения сложившейся структуры библиотеки, она обеспечивает относительно безболезненный переход в качественно новое состояние библиотечного обслуживания, в котором на первый план выдвигается ценностный аспект, в свою очередь определяемый через призму социальной эффективности.

Традиционные показатели – охват населения, посещения, книговыдача лишь косвенно отражают динамику библиотечных процессов. Главным же становится наиболее полное удовлетворение информационных потребностей населения. А это обязывает библиотекаря быть компетентным в отборе общественно значимой информации, уметь давать квалифицированные советы, консультации, обучать пользователя необходимым навыкам.

Таким образом, инновационность нашей модели выражается в изменении содержания, в иной методологии и методике взаимодействия библиотеки с населением, с властными структурами. Она призвана обеспечить новую идеологию библиотечных услуг. Модель общественно активной библиотеки фактически представляет собой попытку соединить элементы социального маркетинга с целями и задачами современной библиотеки и направлена в конечном счете на повышение роли библиотеки в обществе и соответственно престижа профессии библиотекаря.

Суть и параметры действия предлагаемой модели освещены автором данной статьи в научно-методическом пособии «Модель общественно активной библиотеки: принципы и практика развития» (Николаев-на-Амуре, 2006. –29с. Вып.1). Материалы были представлены на IV Всероссийский конкурс публичных библиотек «Современные тенденции в обслуживании читателей» в 2006 г.

Надеемся, что наши поиски, направленные на качественно более высокий уровень удовлетворения запросов пользователей библиотечными ресурсами, заинтересуют коллег. И мы услышим и мнение последователей, и тех, кто критически отнесется к предлагаемому решению и даст обоснование, как это делать лучше и эффективнее в современных условиях, особенно с учетом того, что молодежь ждет от библиотеки самых новейших и динамичных методов работы с информацией.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17