Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Идеи, практика, проекты
Идеи, практика, проекты Омские решения привлечения молодежи в библиотеку

Омские решения привлечения молодежи в библиотеку

[ Информационный бюллетень РБА. – 2011. – №59, – С. 75-78 ]

И.В.Соловьёва,
директор Омской областной библиотеки для детей и юношества

На примере деятельности Омской областной библиотеки для детей и юношества раскрываются возможности публичной библиотеки по привлечению молодежи путем реализации различных проектов и программ.

Что делать, чтобы привлечь молодежь в библиотеку? Этот вопрос волнует всех библиотекарей, в том числе и библиотекарей Омской областной библиотеки для детей и юношества, которую я, возглавляю уже более полугода.

Библиотекари – люди решительные, последовательные и непреклонные. Если есть проблема, значит нужно ее решать. В начале мая 2010 года мы провели анкетирование специалистов библиотеки, и выяснилось, что проблема привлечения молодых читателей волнует всех работников библиотеки и каждого в отдельности. Все отметили значимость и сложность проблемы, и каждый предложил пути ее решения.

Для создания привлекательного образа библиотеки был придуман и разработан проект «Апельсиновые окна». Идея проекта витала в воздухе и «пахла апельсинами». Здание, в котором расположена библиотека, построено в конце 1970-х годов. Архитектурные решения того времени предполагали широкое использование бетона и стекла. Так появились на свет наши окна от пола до потолка. В Омске в 1970-х годах было открыто несколько библиотек, оснащенных такими же витринами, как наша. Рациональное использование окон – это проблема многих библиотек. Используя их для организации экспозиций разного содержания, для размещения информации о библиотеке и ее услугах, значимой информации из жизни местного сообщества, фотовыставок, посвященных некоммерческим партнерским организациям, библиотека расширяет свое информационное пространство, делает «шаг на улицу», навстречу своим читателям.

Проект «Апельсиновые окна» предполагает двухстороннее оформление витринных окон первого этажа библиотеки. В окнах библиотеки будут экспонироваться творческие работы молодежи при участии партнерских организаций; размещаться информация о библиотеке, библиотечных мероприятиях и о читателях. При периодической смене экспозиции, проект позволит использовать выполненное оформление в течение длительного времени.

Целевыми группами проекта являются: население – взрослые и дети, подростки и молодежь – прохожие, к которым обращена внешняя сторона экспозиции; читатели библиотеки, которые смогут увидеть внутреннюю сторону экспозиции; дети и подростки, юные жители Омской области – авторы экспонируемых работ, для которых участие в выставке и общественное признание – это стимул к дальнейшему творчеству. Проект визуально воплощает миссию библиотеки: создать среду творческого и интеллектуального развития детей и молодежи.

С этим проектом библиотека в 2009 году приняла участие во Всероссийском конкурсе библиотечных проектно-дизайнерских идей «Яркие люди в ярком пространстве» и наш проект стал победителем конкурса в номинации «Дизайн детских пространств в библиотеках».

Для изучения рынка предоставления своих услуг, как бесплатных, так и платных, для приближения к потенциальному пользователю, для создания условий привлечения читателей библиотека выходит на широкую аудиторию за пределами библиотеки. Расширение информационного пространства становится насущной необходимостью для любой современной, в том числе и для нашей, библиотеки.

В марте 2009 года мы приняли участие в региональной выставке «Омская культура: время созидания» с информационным проектом «Площадка. Руками – трогать!». Основное содержание проекта – организация библиотечной площадки в крупнейшем выставочном центре города (выставочные площади составляют более 7 тысяч кв. метров, здесь бывают все омичи). Библиотека реализовала возможность показать свои информационные ресурсы посетителям – омичам и гостями города Омска.

Профессиональное общение и укрепление связей с театрами, музеями, творческими молодежными коллективами, укрепление положительного имиджа библиотеки, привлечение в библиотеку новых пользователей – вот результаты участия в выставке. Целевые группы проекта – молодежь и дети; за пять дней работы библиотечную площадку посетили более полутора тысяч человек.

В числе мероприятий проекта: организация выставки книг и периодических изданий для детей, подростков и молодежи; оборудование игровой площадки; работа консультантов; трансляция видеоролика о библиотеках муниципальных образований Омской области, работающих с детьми и юношеством; театрализованное представление – открытие Недели детской книги; интерактивное шоу-викторина; распространение рекламной продукции.

Проект «Площадка. Руками – трогать!» был позитивно воспринят и на региональной сельскохозяйственной выставке, наша библиотека приняла в ней участие уже по приглашению ее организаторов. На этот раз мы вышли на региональную выставку с информационно-просветительским проектом «Детская сельхозакадемия», которую посетили 394 человека –дети и подростки.

В программе «Детской сельхозакадемии»: книжная выставка, викторины, творческая мастерская. Результат мероприятия: распространение информации естественнонаучного характера и информации о библиотеке, привлечение внимания молодежи к деятельности библиотеки.

Работа на большую аудиторию очень понравилась молодым специалистам библиотеки, и следующую региональную выставку мы ждали уже с нетерпением и готовились к ней заранее и с удовольствием.

На региональную выставку «Омская культура: известные имена и неизвестные факты» в марте 2010 года библиотека вышла с проектом «Любимые детские книги омичей». Заранее был проведен опрос известных в городе людей. Мы задавали один вопрос: «Назовите свою любимую детскую книгу». По результатам опроса подготовили книжную выставку и продолжили опрос – опрашивали посетителей библиотечной площадки. И выставка, и опрос вызвали огромный интерес у людей всех возрастов. О любимых детских книгах рассказывали с упоением, вспоминая подробности и впечатления от знакомства с книгой. Для себя мы сделали вывод: детская книга объединяет поколения, ведь молодые, взрослые и даже пожилые люди любят и помнят те же книги, которые сейчас читают дети и подростки, а значит – есть о чем поговорить! Проект «Любимые детские книги» мы будем продолжать, так как он удачно сочетает работу с большой аудиторией и индивидуальную работу, привлекает внимание к детской книге и библиотеке.

Всё, о чем сказано выше – это PR-акции. Мы должны быть видимы, заметны и значимы в местном сообществе – отсюда увлечение громкими и звучащими проектами, которые помогают реализовать свой творческий потенциал, внести оживление в деятельность библиотеки, показать, что она и сегодня востребована. Кроме того, массовые мероприятия увеличивают один из основных показателей деятельности библиотеки – посещаемость.

Вне стен библиотеки реализуется и программа «Товарищество передвижных выставок». В рамках этой программы специалисты библиотеки готовят и предоставляют во временное пользование муниципальным библиотекам Омской области, осуществляющим библиотечное обслуживание молодежи и подростков, и библиотекам учебных заведений книжно-иллюстративные выездные выставки актуальной тематики, которые позволяют приблизить информацию к пользователю, обеспечить выравнивание возможностей доступа к актуальной и социально значимой информации для молодежи и подростков, увеличить эффективность использования библиотечного фонда, расширить молодежную читательскую аудиторию. Целевые группы программы – подростки и молодежь в возрасте от 13 до 19 лет (школьники, учащиеся профессиональных учебных заведений, колледжей), а также сотрудники библиотек и педагоги. Кроме выставок, мероприятия программы включают и проведение просветительских мероприятий с небольшими группами подростков и молодежи. Сотрудники отдела обслуживания, выезжая в учебные заведения и библиотеки, проводят беседы, полемические и литературные видеочасы с использованием видеоматериалов и книг из фонда библиотеки.

Работа с малыми группами учащейся молодежи ведется уже много лет, и значительная часть наших читателей пришла в библиотеку и стала ее постоянными посетителями именно благодаря этой кропотливой повседневной творческой работе нашей заведующей сектором читального зала Е.В. Марковой. Это еще раз подтверждает факт значимости «роли личности в истории». Даже один высококвалифицированный заинтересованный специалист может привлечь в библиотеку не одну сотню читателей.

Работе с малыми группами подростков посвящен и партнерский проект «Я гражданин твой, Россия!». Основу каждого мероприятия проекта составляет проведение церемонии торжественного вручения паспортов Российской Федерации гражданам, достигшим 14-летнего возраста. Программа каждого мероприятия посвящена какой-либо всероссийской общественно-политической дате: Дню воинской славы России, ли другому общероссийскому празднику. Проект разработан и реализуется совместно с Управлением Федеральной миграционной службы России по Омской области. В мероприятиях проекта принимают участие не только подростки, которым вручаются паспорта, но и их родители, близкие друзья. Тематические мероприятия патриотической направленности, приуроченные к значимому событию личной жизни молодого человека (получению первого в жизни паспорта) позволяют (используя интеллектуальную атмосферу библиотеки, оформление, звуко- и видеоряд, а также книги, эмоциональность выступающих, игровые элементы) создать позитивный настрой у присутствующих подростков и их родителей, делать день получения первого паспорта гражданина Российской Федерации запоминающимся. А получил паспорт – запишись в библиотеку! Мероприятия с вручением паспортов проходят ежемесячно и получают позитивные отзывы.

В нашей библиотеке ежегодно 10 тыс. читателей, которым мы выдаем 156 тысяч экземпляров документов; посещаемость – 64 тысячи. Мы рады каждому из них. Пусть он приходит к нам за книгой, журналом, газетой, пообщаться со сверстниками, стать участником мероприятия, обменяться книгами, просто побыть в окружении книг, зайти на сайт библиотеки и т.д. Мы проводим множество мероприятий, рекомендуем книги, оформляем выставки, выходим за стены библиотеки с акциями по привлечению пользователей, привлекаем к работе партнеров и спонсоров, рекламируем библиотеку.

В ближайшей перспективе мы планируем:

• использовать сайт библиотеки – создать форум для обсуждения модных книг и личных знакомств «Давайте знакомиться»;
• разработать программу «Радость чтения», которая включит обучение библиотекарей и мероприятия для детей, подростков и молодежи (например, программы летнего чтения, книжные марафоны, читательские и семейные клубы чтения и др.), основанные на индивидуальной работе с читателем;
• оформить музейную экспозицию, посвященную детской книге;
• активизировать процесс автоматизации библиотеки;
• максимально открыть документный фонд.

Безусловно, у нас существуют проблемы –как у многих из вас: посещаемость, которая не растет, а норовит упасть; библиотечный фонд, который недостаточно интенсивно обновляется; автоматизация, которая происходит медленнее, чем хотелось бы; специалисты, которые не молодеют; заработная плата, которая никак не увеличивается настолько, чтобы ее хватало на обеспеченную жизнь «среднего класса» и прочее и прочее.

Однако самая главная проблема – это привлечение молодежи в библиотеку. Наша задача – не дать преждевременно уйти книжной культуре как источнику интеллектуального развития и удовольствия. Настала пора задуматься, а те ли методы привлечения читателей и продвижения чтения мы используем? Почему торговля для увеличения продаж и получения прибыли использует широчайшую палитру средств: от планирования помещения и хитроумного размещения товара, учитывающего психологию покупателя до «хитрых» приемов рекламы, пробуждающих жажду немедленного приобретения, а мы практически не используем психологические приемы в своей работе?

Давно уже пора привлечь к проблеме «нечтения» психологов и педагогов – не затем, чтобы анализировать глубину этого «нечтения», а затем, чтобы разработать методику практического применения современных приемов привлечения к чтению. Публичной библиотеке жизненно необходимо обучение библиотекарей методике индивидуальной работы, стимулирование личного развития библиотекаря как читателя, обучение родителей маленьких детей.

Российская государственная библиотека для молодежи ведет эту работу, организует семинары с участием психологов и социологов, на которые регулярно нас приглашает, а мы также регулярно не можем приехать. Вот здесь нам нужна

помощь нашей главной молодежной библиотеки и Российской библиотечной ассоциации. Нам бы очень помогли региональные семинары по продвижению чтения и библиотеки. Каждое подобное мероприятие заметно активизирует творческую деятельность и инициативу библиотекарей, дает стимул к развитию библиотечного дела в регионе. Мы с удовольствием вспоминаем «Библиокараван–2003», который проходил у нас в Омске и предлагаем провести региональную профессиональную встречу в нашем городе – самом лучшем городе Сибири, где библиотекари очень озабочены проблемой привлечения молодежи к книге и чтению!

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17