Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие

Качанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособиеКачанова Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек: учеб. пособие / Е.Ю. Качанова; ХГИИК; науч. ред. А.Н. Ванеев. – СПб.: Профессия, 2007. – 336 с. – (Серия «Библиотека»).

В пособии рассматриваются основные понятия инновационно-методической деятельности библиотек, характеризуются этапы инновационных процессов, особенности реализации инноваций различных видов, технология изучения, управления и документирования инновационной деятельности.

Рекомендуется студентам, изучающим вопросы управления деятельностью библиотек в новых условиях общественного развития, аспирантам и преподавателям вузов культуры и искусств.


Содержание

Предисловие5
Глава 1. Инноватика как теория изменений10
1.1. Инновационная деятельность библиотек в контексте новой общественной реальности10
1.2. Инноватика как междисциплинарное научное направление14
1.3. Терминологическая система инноватики18
1.4. Направления развития библиотечной инноватики29
Глава 2. Инновационная политика в стратегическом управлении библиотекой42
2.1. Инновационная политика: особенности формирования42
2.2. Цели и содержание стратегического управления изменениями в библиотеках45
2.3. Маркетинг в стратегическом управлении и реализации инновационной политики библиотеки59
Глава 3. Реализация инновационного процесса в библиотеке 72
3.1. Виды библиотечных инноваций72
3.2. Реализация инновационного процесса80
3.3. Разработка инновационных проектов83
3.4. Реализация продуктных и сервисных инноваций91
3.5. Ассортиментная политика и стратегия развития продуктных изменений98
3.6. Определение целевых групп потребителей услуг/продукции библиотеки108
3.7. Определение свойств новых (модифицированных) услуг/продукции библиотеки и механизм создания продуктных инноваций112
3.8. Ассортиментное регулирование116
3-9. Реализация технологических изменений124
3.10. Особенности реализации технологических инноваций в библиотеках127
3.11. Реализация управленческих изменений139
Глава 4. Нововведения в библиотеке151
4-1. Управление библиотечными нововведениями151
4.2. Создание инновационного климата в библиотеке163
4-3. Контроль и регулирование инновационной деятельности библиотеки178
4-4. Библиотечный менеджер как лидер преобразований186
Глава 5. Научная и организационно-методическая поддержка инновационной деятельности библиотек193
5.1. Научно-методическая работа библиотек и реализация инноваций193
5.2. Организация работы инновационно-методических служб библиотек197
5.3. Аналитическая деятельность библиотек. Направления и методика изучения инноваций201
5.4. Организация работ по распространению и продвижению новшеств215
Заключение233
Список литературы242
Приложение 1. Инноватика: рубрикатор предметной области251
Приложение 2. Образцы инновационных документов257
2.1. Заявка на участие в целевой программе257
2.2. Заявка на участие в конкурсном инициативном проекте257
2.3. Структура инновационного проекта261
2.4. Структура инновационного проекта для инвестора (спонсора)262
2.5. План выполнения проектных работ263
2.6. Форма инновационной заявки263
2.7. Форма инновационного предложения265
Приложение 3. Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов271
3.1. Особенности применения основных методов изучения при проведении предпроектных исследований272
3.2. Заявка на проведение исследования280
3.3. Образец текста отчета предпроектного исследования инновационной ситуации по теме «Готовность библиотекарей к изменениям и оценка состояния инновационной деятельности библиотек»280
3.3.1. Предыстория исследования281
3.3.2. Цели и задачи исследования283
3.3.3. Методы исследования283
Образец анкеты № 1284
Образец анкеты № 2289
3.3.4. Основные результаты исследования294
Приложение 4. Библиотечная инноватика как направление образования и постобразования304
4.1. Учебно-методические материалы в помощь изучению курса «Инновационно-методическая работа библиотеки»304
4.2. Программа курса «Библиотечная инноватика как направление библиотечного постобразования»306
Приложение 5. Основные материалы научно-практического семинара «Основы библиотечной инноватики и инновационной деятельности библиотек»315
Приложение 6. Словарь основных терминов328

1.3. Терминологическая система инноватики

Развитие любого нового научного направления предполагает разработку его терминологической системы, позволяющей уточнить значение основных понятий. «Ядро» терминологической системы инноватики составляют понятия: «инновация», «нововведение», «новшество», «инновационная деятельность», «рынок новшеств» и некоторые другие. На сегодняшний день практически все эти понятия трактуются неоднозначно. Центральным из них является «инновация». В философских исследованиях XIX в. понятие «инновация» использовалось для характеристики процесса введения некоторых элементов одной культуры в другую (чаще, для характеристики процессов инфильтрации европейских обычаев и способов организации в традиционные азиатские и африканские общества).

Сегодня «инновация» имеет иное значение, ее сущность понимается по-разному и остается спорной. Современные ученые характеризуют «инновацию» либо как процесс, либо как результат изменений, слишком широко, как любые изменения, или слишком узко, как технические изменения объектов. Считается, что в изучении вопроса наметились два магистральных подхода: «объектный» и «процессный», однако, учитывая все существующие определения, рассматривают наличие пяти основных подходов:

• объектный (инновация – это результат творческой деятельности, объект изменений);
• объектно-утилитарный (инновация – это результат творческой деятельности, объект, способный удовлетворить новые общественные потребности);
• процессный (инновация – это процесс творческой деятельности);
• процессно-утилитарный (инновация – это процесс создания новой потребительской стоимости для продажи на рынке);
• процессно-финансовый (инновация – это процесс инвестиций в инновационное развитие предприятий и организаций).

Сущность объектного подхода заключается в том, что инновации рассматриваются как результат творческой деятельности. В результате ее создается новый объект. Это связано с разработкой, производством и распространением новых видов конкурентоспособной на мировом рынке продукции, современных технологий, внедрением новых, адекватных рыночным условиям хозяйствования организационных форм и методов управления, новых экономических структур и т. д. Сторонники данного подхода понимают под инновацией готовый «продукт, воспринимаемый индивидом как новый», «любой результат усовершенствования, обеспечивающий экономию затрат или создающий условия для такой экономии». В целом отмечается, что инновация это «конечный результат интеллектуальной деятельности специалистов в виде некоторого нового объекта (системы, технологий, оборудования, товаров и услуг и пр.) или в виде некоторого объекта, качественно отличающегося от предыдущего аналога».

Сторонники объектно-утилитарного подхода подчеркивают потребительскую полезность инноваций, их утилитарность, имея в виду два основания:

• инновация понимается как объект и новая потребительская стоимость, основанная на достижениях науки и техники;
• инновация способна удовлетворять общественные потребности с большим полезным эффектом, чем аналоги.

В целом, объектный подход к рассмотрению сущности инноваций считается основным в современной инноватике. На его основе составлены правовые документы инновационной деятельности: Международный стандарт инновационной деятельности – Руководство Фраскати 1993 г., разработанный Группой национальных экспертов по показателям науки и техники при Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Концепция инновационной политики Российской Федерации, одобренная постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832.

В данных документах отмечается, что «инновация – это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к услугам». Таким образом, подчеркивается, что следует тогда говорить об инновациях, когда получен положительный результат инновационной деятельности. Положительный эффект – это обязательное условие для отнесения изменения к инновации. Ф.Ф. Бездудным, Г.А. Смирновой и О.Д. Нечаевой предложено исключить из определения «инновации» вероятность отрицательных последствий, иначе инновация не будет иметь смысла.

Сторонники процессной природы инноваций рассматривают инновацию как процесс получения результатов, как общественные (субъектно-объектные) отношения, создающие условия и возможности для реализации инновационного процесса. Под «инновацией» понимается комплексный процесс, включающий разработку, внедрение в производство и коммерциализацию новых потребительских ценностей товаров, техники, технологии; новые организационные формы их распространения и использования, приводящие к повышению эффективности функционирования объектов инновационной деятельности. Сущность процессно-утилитарного подхода заключается в том, что его сторонниками подчеркивается направленность процесса создания, распространения и использования нового практического средства на лучшее удовлетворение известной потребности людей и достижение позитивного социально-экономического эффекта. Утверждается экономическая необходимость инновации, осознанная через потребности рынка. Подчеркивается, что именно рынок, а не нужды отдельного предприятия лежат в основе инноваций. Указывается на значимость как потребительской, так и экономической (рыночной) эффективности инноваций. Считается, что инновация – это «процесс реализации новой идеи в любой сфере жизни и деятельности Человека, способствующий удовлетворению существующей потребности на рынке и приносящий экономический эффект» (процессно-утилитарный подход).

В последние годы появляются работы, авторы которых придерживаются процессно-финансового подхода. Здесь под «инновацией» понимается процесс инвестиций в новации. Инновация рассматривается как вложение средств в разработку новой техники, технологии, научные исследования. При таком подходе к инновациям относят:

• инвестиции в новации, денежные вложения в разработку новой техники, технологии, организацию труда, научные исследования;
• внедрение научных и технических разработок в производство, стимулируемое, как правило, налоговыми льготами;
• процесс вложения средств в экономику, обеспечивающий смену поколений техники и технологии.

В работах сторонников «процессного» подхода Л.А. Баева, Ф.Ф. Бездудного, Л.В. Шаборкиной и других исследователей понятия «инновация», «инновационная деятельность», «нововведение» рассматриваются как синонимичные. Процессную природу инноваций отстаивают и многие зарубежные ученые, понимая под инновациями:

• совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования;
• такой общественный, технический и экономический процесс, который через практическое использование новых идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий и технологий;
• внедрение и массовое потребление новых продуктов, процессов или способов поведения.

Подчеркивается, что, как процесс создания нового, инновация изначально ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, позволяет обеспечивать фирме добавочный доход. Здесь понятие «инновация» синонимично «нововведению» – новому или модифицированному (экономически обусловленному) комплексному процессу изготовления продукта. Синонимичными понятия «инновация», «новшество», «нововведение» считают многие зарубежные авторы: Й. Ален, Р. Джонсон, Б. Санто, А. Харман, которые под «инновацией» понимают все, что характеризует осуществление различного рода изменений – это широкая трактовка понятия «инновация». Ее сторонники рассматривают инновацию как любое изменение во внутренней структуре хозяйственного организма путем перехода от первоначального в новое состояние. Считается, что такой подход основан на буквальном переводе с английского слова «innovation», что означает «внедрение новаций» (in – внедрение, novation – новация). Таким образом, инновация – это внедрение чего-либо нового, какой-либо новой вещи, проведение реформы, экономическое применение новой идеи.

Сторонники широкой трактовки термина предлагают характеризовать его с трех позиций: как стратегию, как процесс распространения новой продукции, часть концепции эффективности маркетинга. Таким образом, предложено три определения:

• innovation dominated strategy: стратегия с доминирующим инновационным подходом, концентрирующая внимание менеджеров на создании и/или применении на практике новых технологий, продуктов или услуг;
• innovative diffusion: распространение инноваций – выпуск новой продукции, ориентированной на сформировавшийся спрос некоторой группы потребителей нового товара;
• innovative efficiency: часть концепции эффективности маркетинга, позволяющая обосновать предложение изделий и услуг, требующихся на рынке и поставляемых на рынок с помощью деятельности, наиболее приемлемой из тех, что могут быть воплощены при современном уровне знания рынка и технологий.

И, наконец, существует узкий подход, сторонники которого трактует понятие «инновация» как конкретные шаги предприятия по внедрению конкретных изобретений, новых видов техники, технологии, новых продуктов. Е.В. Пушняк, Л.В. Пархоменко, В.В. Быковский, Б.И. Герасимов и ряд других исследователей, говоря о сущности понятия «инновация», ограничиваются «новой техникой, технологиями, являющимися результатом достижений научно-технического прогресса», учитывают только научно-технический аспект, который отождествляется с инновационным. Ограничение предметной области инноваций научно-техническими проблемами технических изменений обусловлено, как считается, прежде всего, той ролью, которую данные изменения играют в хозяйственных процессах и социально-экономическом развитии как общества в целом, так и отдельно взятого предприятия. Считается, что в рамках узкого понимания сущности инноваций значительно проще и нагляднее исследовать их количественные и качественные характеристики различного свойства, определить экономические и другие виды эффекта от их практического использования.

Многие авторы с понятием «инновация» тесно связывают термины «изобретение» и «открытие», однако инновация, в отличие от открытия, всегда нацелена на коммерческий результат. Открытие или изобретение может произойти случайно, а инновация всегда является результатом поиска, задуманного намерения, запланированного действия. Она – результат планирования и технико-экономического обоснования.

Таким образом, анализ различных подходов к пониманию сущности термина «инновация» в общей теории изменений позволяет заключить, что все авторы подчеркивают значимость достижения конечного результата изменений. Инновация в современном понимании – это результат изменений, проявляющийся в том, что научная идея или техническое изобретение доводится до стадии практического использования, начинает давать экономический (социальный) эффект, влияющий и обуславливающий развитие организации. Видимо поэтому, все чаще, авторы научных публикаций, учебников по инновационному менеджменту и составители официальных документов, определяя понятие «инновация», придерживаются «объектного» подхода, характеризующего ее как результат изменений.

В терминологической системе инноватики особое место занимает понятие «новшество». Считается, что анализ природы новшества позволяет осмыслить последовательность и особенности осуществления инновационных процессов. Под «новшеством», как правило, понимают результат разработки оригинальной идеи, пригодной для производственного освоения, а под «нововведением» – промежуточный результат внедрения новшества, когда оно еще не стало инновацией и находится на стадии производственного освоения.

Разработка новшества предшествует нововведению и инновации. Соотношение данных понятий рассмотрено в теории нововведений А.И. Пригожина. Подчеркивается, что «оба термина тесно взаимосвязаны, взаимообусловлены и невозможны один без другого». В одном случае происходит процесс формирования новой идеи, в другом – процесс ее применения. В то время как новшество спроектировано, изготовлено и даже устарело, нововведение может так и не начаться, и не воплотиться в инновацию. Новшества закрепляются в виде какого-либо первичного документа на новый или усовершенствованный продукт, технологию, управленческий или производственный процесс, ноу-хау. Чтобы воплотиться в инновацию, идея должна пройти все три стадии реализации: новшество – нововведение – инновация. Пройдя стадию внедрения в производство, новшество становится нововведением. Это означает что «новшество» готово к практическому использованию. Оно будет инновацией, когда станет возможным получение эффекта от внедрения, а «нововведение» приобретет социальное качество. Главное в инновационной деятельности – не только внедрить новшество, но превратить нововведение в форму инновации, получить положительный результат, обеспечить возможность для диффузии и трансферта инновации.

Под «новшеством» понимается результат освоения новой идеи, закрепленный в документе и воплощенный в опытном образце техники, продукции или материала, описании технологии или услуги. Новшество – это возможность опредмечивания нового знания, а инновация – конечный результат осуществления инновационного процесса.

Воплощение инновационной идеи в результат изменений рассматривается в контексте «жизненного цикла инновации» – этапов реализации идеи изменений от ее инициации до слияния инновации с существующим производством и возникновения новых инновационных потребностей. «Жизненный цикл инновации» в совокупности представляет слияние, «перерастание» новшества в нововведение и в инновацию, т. е. состоит из «жизненного цикла новшества» и «жизненного цикла нововведения». Учитывая, что инновация – это реализованная идея, весь цикл ее «превращения» в реальный объект изменений представляет собой сложный, многоэтапный и последовательно осуществляемый процесс.

Новшество как «сердцевина» инновационного процесса может быть заимствовано или разработано по заказу в инновационной организации (научно-практический или внедренческий центр) или разработано организацией самостоятельно. В любом случае реализация новшества в инновацию возможна только тогда, когда созданы определенные условия, новшество соответствует инновационной потребности, имеет определенные преимущества перед ранее освоенной продукцией/услугами, приемами, технологией, обладает новизной. При этом его свойства, особенности применения и внедрения должны быть зафиксированы документально (в инновационном предложении), а информация доступна сообществу.

Считается, что инновации бывают по-настоящему востребованными только в рыночной среде, в условиях конкуренции, существования спроса и предложения. В этом случае в теории инноваций говорят о рынке новшеств.

«Рынок новшеств» определяется как система экономических отношений между различными государственными, общественными и коммерческими организациями, частными лицами, взаимодействие которых открывает новые возможности развития и создает условия для осуществления позитивных изменений. Рынок в любой сфере – это среда взаимодействия участников рыночных отношений, субъектов, существующая благодаря действию определенных механизмов, в данном случае, таких как «спрос на новшества», «предложение готовой интеллектуальной продукции», «инновационные отношения и коммуникации между субъектами инновационной деятельности – участниками рынка новшеств».

«Спрос на новшества» в теории инноваций рассматривается как платежеспособная потребность организации во внедрении новшеств, подкрепленная инвестициями (платежеспособными ресурсами) в инновационный процесс в каждый конкретный момент времени. Спрос обеспечивается готовой интеллектуальной продукцией – «инновационным предложением», содержащим научную и техническую информацию, обращающуюся по правилам объектов авторского права. Инновационное предложение – это документ, интеллектуальный

продукт, позволяющий определить не только все особенности применения новой оригинальной идеи по созданию нового объекта, но и способы ее воплощения в нововведение, т. е. применения на практике. Считается, что заказ на разработку нового объекта (продукта/ технологического решения и пр.) или самостоятельное выполнение разработки и создания новшества, а затем его внедрение требуют определенных организационно-экономических усилий, затрат и ресурсов. Поэтому их расчет, обоснование и изыскание представляют собой комплекс определенных мероприятий, входящих в понятия «инновационный проект» и «проект (программа) поддержки инновационной деятельности». Цель первого – рассчитать и обосновать изменения, второго – изыскать необходимые средства для разработки и/или внедрения новшества.

Если потребность в разработке, внедрении, освоении (заказе) новшеств не подкреплена инвестициями, т. е. заказчик инноваций не имеет в определенный момент финансовых средств для разработки и движения новшества в производство, говорят о «потенциальном (отложенном) спросе на инновации». Таким образом, для того, чтобы возникло новшество, а затем и трансформировалось в инновацию, должны быть созданы соответствующие условия, позволяющие обеспечить ход инновационного процесса и добиться определенного результата. Создание соответствующих условий предполагает, прежде всего, оценку инновационного потенциала и рациональности инновационных изменений.

В теории инноваций «инновационный потенциал» определяется как способность и готовность организации к осуществлению инновационной деятельности. «Способность» выражается в наличии и сбалансированности структуры потенциала (ресурсов, необходимых для инновационной деятельности), а «готовность» определяется как достаточность уровня развития потенциала для ее осуществления.

В состав «инновационного потенциала» как основного ресурса инновационной деятельности включают:

• кадры организаторов и исполнителей инновационной деятельности, ученых и специалистов, научные школы;
• материально-техническую базу и финансирование: государственное, местное, муниципальное и пр.;
• интеллектуальную собственность отрасли: готовые разработки новшеств (патенты, зафиксированные в документальных источниках; формы организации и управления инновационной деятельностью; идеи по созданию новых продуктов и услуг и пр.).

Формированию инновационного потенциала способствуют определенные инновационные отношения и коммуникации между участниками инновационной деятельности. На их основе инновационный процесс насыщается материальными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, обеспечивается продвижение новшеств в профессиональном сообществе.

Субъектами инновационной деятельности являются юридические и физические лица, которые осуществляют и развивают (т.е. ведут, организовывают, регулируют, поддерживают, стимулируют) инновационную деятельность. Считается, что между субъектами инноваций существует сложная система взаимоотношений, осуществляемая посредством договоров, соглашений, совместной разработки и реализации инновационных проектов, целевых программ и проектов их поддержки. Эффективность отношений обеспечивается наличием определенной инфраструктуры информационного обеспечения субъектов инновационной деятельности (организаций, коллективов, ученых); подготовки и переподготовки научных кадров и менеджеров для сферы науки и инновационной деятельности, их сертификации.

Конечная цель формирования инновационной инфраструктуры – создание конкретных хозяйствующих субъектов для более эффективного ведения ими совокупной инновационной деятельности.

Под «инновационной инфраструктурой» в инноватике понимается сложная организационная система, в состав которой входит ряд взаимосвязанных систем:

• информационного обеспечения инновационной деятельности достоверными данными и знаниями, необходимыми для качественной реализации инновационного проекта – заказа «под ключ» и дающими возможность доступа к этим инновационным базам данных и знаний на различных условиях для всех заинтересованных юридических и физических лиц;
• проектно-технологической и производственной поддержки создания новой конкурентоспособной наукоемкой продукции, высоких технологий и нововведений и их практического освоения на предприятиях;
• экспертизы и сертификации научно-технических и инновационных программ, проектов, предложений и заявок;
• мониторинга территорий, отраслей, предприятий и продвижения инноваций на региональный, межрегиональный, федеральный и зарубежные рынки;
• координации и регулирования инновационной деятельности и ее финансово-экономического обеспечения, активно использующих прямую и косвенную государственную поддержку и различные внебюджетные источники;
• подготовки кадрового обеспечения, представленного профессионально подготовленными и имеющими опыт практической инновационной деятельности руководителями проектов (учеными-организаторами), обеспечивающими организацию и реализацию инновационных проектов «под ключ».

Каждая из перечисленных систем инновационной инфраструктуры имеет собственные механизмы реализации своих функций и соответствующие организационные структуры в виде специализированных инновационных предприятий, учреждений или организаций, которые обеспечивают функционирование этих механизмов. В любом случае масштабы и результаты изменений будут зависеть не только от инновационного потенциала организации и инновационной инфраструктуры, но и от успешности управления инновационной деятельностью, от того, как организован инновационный процесс.

Одним из главных понятий терминологической системы современной инноватики является «инновационный менеджмент». Для организации любой сферы общественной деятельности он представляет собой органичную часть общей системы управления и рассматривается как особая организационно-управленческая деятельность, направленная на получение результатов стратегического развития путем использования инноваций. Инновационный менеджмент определяет механизм управления изменениями на основе инноваций, цели, масштабы и объекты изменений, возможности разработки новшеств, процедуру осуществления нововведений и использования инноваций.

Главное внимание в инновационном менеджменте уделяется выработке инновационной политики, стратегии инновации и мер, направленных на ее реализацию. Считается, что управление и регулирование инновационной деятельности происходит на базе разработки инновационных прогнозов, стратегий, программ, проектов, а также программ и проектов поддержки инновационной деятельности.

Таким образом, в терминологическую систему инновационной деятельности входит широкий диапазон понятий, объясняющих сущность, природу и последовательность ее осуществления. Разработка терминологической системы инноватики позволяет реализовать возможности использования общих механизмов осуществления инновационных преобразований в различных сферах общественной практики, а также обозначить особенности использования тех ее инструментов, которые подчеркивают отраслевую специфику.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17