Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Инновации в библиотеках: сборник статей

Инновации в библиотеках: сборник статейИнновации в библиотеках: сборник статей / Российская гос. б-ка, Научно-исслед. отд. библиотековедения; [сост. М.Я. Дворкина, Е.Н. Гусева]. – М.: Пашков дом, 2010. – 132 с.

Коллектив авторов, представляющий собой различные регионы и библиотеки нашей страны и ближнего зарубежья, рассматривает факторы, условия и складывающиеся тенденции информационного развития библиотек, намечает пути дальнейшего развития библиотечно-информационных учреждений страны.

Сборник предназначен для сотрудников библиотек, студентов и аспирантов вузов культуры, всех интересующихся проблемами развития библиотечно-информационной сферы.


Содержание

Предисловие составителей

3

Раздел I Теоретические аспекты библиотечной инноватики

Е.Н. Гусева. Факторы и условия инновационного развития

13

Ю.И. Максименко. Творческое мышление как основа инновации (Размышления на тему)

22

Е.Ю. Елисина. Инновации и электронная среда библиотек

27

Т.В. Майстрович. Компьютерные технологии в библиотеках как инновация

40

С.Е. Шилов. Электронная библиотека как инновационный фактор роста информационного общества

47

Раздел II Инновационное развитие библиотек

М.Л. Дворкина. Нормативное обеспечение инновационной деятельности библиотек

59

Н.Т. Чуприкова. От управления функциями к управлению бизнес-процессами библиотеки

65

Н.И. Размарилова. Управление качеством в библиотеке вуза на основе стандарта ИСО 9001:2000

82

П.С. Романов. Матрица оценки и измерения эффективности библиотечной услуги

89

Н.С. Редъкина. Координация технологических служб как инновация

95

А.Л. Таращенко. Обучающий курс по инноватике как пример повышения компетентности специалистов библиотек

100

Е.В. Стрелкова. Справочное сетевое издание библиотеки как элемент обратной связи в системе управления распределенными информационными ресурсами

108

А.Ю. Онацкая. Инновационная деятельность вузовских библиотек

121

Сведения об авторах

128

 

Из предисловия составителей

В современной науке существует несколько подходов к определению сущности инновации. В одном случае под инновацией подразумевается результат процесса познания, воплощенный в виде новой продукции, новой технологии, нового метода, введения новых элементов, принципов, подходов к реализации экономической деятельности взамен существующих или параллельно действующих.

Такая позиция распространена среди отечественных ученых-экономистов. Они также определяют инновацию как результат творческого процесса в виде новой продукции (техники), технологии, метода. При таком подходе инновация понимается как материальный итог научных исследований и научно-технических разработок, изобретений, доведенный до стадии непосредственного (в том числе, коммерческого) использования.

Во втором случае, более распространенном на Западе, инновация трактуется не только как конечный результат, но и как процесс доведения научного открытия или технического изобретения до стадии практического использования, когда он начинает давать экономический эффект, т. е. это процесс, в ходе которого открытие или изобретение приобретает экономическое содержание.

Такое двоякое понимание инноваций объясняется их двуединой природой. Но существует общее представление, что в основе каждой инновации лежит новое знание, источником идей и генератором инновационной деятельности является творческий процесс научного поиска.

Говоря об инновациях в библиотеке, нужно иметь в виду, что это инновации социально-культурного типа. Среди специалистов библиотечно-информационной сферы существуют различные мнения о значении инноваций. Библиотечные нововведения понимают и как средство распространения «передового библиотечного опыта» в рамках научно-методической деятельности библиотек, и как направление деятельности по поиску новых путей функционирования, развития и совершенствования библиотечной работы (как правило, с использованием информационно-коммуникационных технологий и среды цифровой информации) и как современное средство творческого роста сотрудников библиотек1.

Наиболее адекватным на сегодня нам представляется следующее определение инновации – это внедренный образец деятельности, продукции, услуг, имеющий качественной характеристикой абсолютную или относительную новизну; выходящий за пределы усвоенных традиций; выводящий профессиональную деятельность на принципиально улучшенный или качественно новый уровень2.

<…>

Предлагаемый сборник отражает определенный этап развития и осмысления библиотечной инноватики. В первом разделе сборника – статьи, раскрывающие факторы и условия инновационного развития библиотек, во втором разделе представлена практика инновационного развития библиотек, дается ее анализ.

Некоторые авторы статей предлагают оригинальное видение феномена электронной библиотеки (СЕ. Шилов), другие раскрывают особенности психологии инновационности (Ю.И. Максименко). Интересный взгляд на управление инновационностью предложен в рамках «Флюгер-концепции» Е.Н. Гусевой. Насколько всеобщая компьютеризация библиотек повлияла на изменение ее функций, и можно ли это считать библиотечной инновацией, рассуждает Т.В. Майстрович.

Обзор зарубежных подходов к оценке качества услуг библиотек, представленный П.С. Романовым, заинтересует тех, для кого методы измерения эффективности деятельности для повышения ее качества являются насущной проблемой. Удачным дополнением этой статьи является материал Н.И. Размариловой о модернизации библиотечной деятельности на основе системы менеджмента качества (СМК). Н.Т. Чуприкова рассказывает о технологии управления системой процессов входящих в СМК (в той же библиотеке).

Оригинальный, инновационный подход к управлению технологией библиотечной деятельности предлагается вниманию читателей в работе Н.С. Редькиной. О влиянии стандартизации деятельности на ее дальнейшую модернизацию рассуждает М.Я. Дворкина. Этот материал перекликается со статей Н.И. Размариловой.

Какие из многообразных технологических изменений в библиотечной деятельности «спровоцировали» появление инноваций, что влияет и что сдерживает инновационное развитие российских библиотек – тема статьи Е.Ю. Елисиной. Инновациями в библиотеке могут быть новые по форме, реализации и наполнению (и при этом, крайне своевременные) курсы повышения квалификации сотрудников библиотек, на которых обучают инновациям в библиотеках, о чем рассказывает материал А.А. Таращенко. Как инновационный подход можно охарактеризовать представление Е.В. Стрелковой открывающихся для библиотек возможностей обратной связи в контексте авторского права и интернет-технологий. Рассуждение о современном состоянии вузовской библиотеки и реализуемые технологии развития некоторых библиотечных услуг предлагаются вниманию читателей в статье А.Ю. Онацкой.

Приведенные характеристики материалов, вошедших в этот сборник, наталкивают на мысль, что инновации в библиотечно-информационной сфере представляют собой разноплановое, многоаспектное, до конца неосознанное и не всегда структурированное, во многом творческое явление, но – и это все понимают – инновации – один из реальных способов (если не единственный) сделать библиотечную «жизнь» лучше, интереснее и «правильнее». Правильнее в том смысле, что библиотека как часть общества была бы должным образом встроена в него, могла бы активно и результативно взаимодействовать с ним и соответствовать его требованиям.


 


 


1 Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках / В.Ю. Качанова; науч. ред. В.А. Минкина; СПбГУКИ. – СПб.: Профессия, 2003. – 318с; Качанова, Е.Ю. Инновационно-методическая работа библиотек / Е.Ю. Качанова. – СПб.: Профессия, 2007. – 335 с.

2 Определение предложено Е.Н. Гусевой.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17