Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Библиотекарь: выбор профессии. Мастер-класс профессора Ю.Н. Столярова

Библиотекарь: выбор профессии. Мастер-класс профессора Ю.Н. СтоляроваБиблиотекарь: Выбор профессии. Мастер-класс проф. Ю.Н. Столярова. – М.: Либерея-Бибинформ, 2010. – 176 с.

Издание включает в себя самостоятельные работы слушателей Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки, выполненные в порядке выполнения учебного задания. Но это воспоминания о живых, невыдуманных судьбах и размышления людей, разными путями пришедших в профессию библиотекаря. Публикуемые работы, а также статьи о Высших библиотечных курсах РГБ, РНБ и ГПНТБ СО РАН представляют широкий профессиональный интерес. Издание предназначено для профессиональной ориентации и адаптации, самообразования абитуриентов, библиотекарей, абитуриентов вузов культуры, слушателей системы повышения квалификации слушателей курсов переподготовки библиотечных кадров.


Содержание

Ю.Н. Столяров. Вводное слово3
1-й раздел. ВЫСШИЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ КУРСЫ КАК ФЕНОМЕН РОССИЙСКОЙ БИБЛИОТЕЧНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ7
Е.Б. Дударева. Высшие библиотечные курсы Российской государственной библиотеки7
Е.В. Тихонова, Т.М. Некрасова. Высшие библиотечные курсы Российской национальной библиотеки15
Е.Б. Артемьева. Высшие библиотечные курсы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук34
2-й раздел. МЫСЛИ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ О КНИГЕ И БИБЛИОТЕКЕ41
Н.А. Фаюстова. Ода книге41
А.В. Яценюк. Развитие цивилизации невозможно без книг42
Г.И. Галковская. Живые библиотеки46
А.В. Адерихина. Книга – второй контур существования человечества48
О.А. Ештокина. Люди, «подсевшие» на книги, – самые здоровые члены общества54
С.С. Жилякова. Чем изношеннее переплет, тем интереснее книга55
А.В. Аленичева. Вещий сон56
М.В. Атанова. Библиотека в моей жизни65
Е.М. Фролова. Бережное отношение к книге привил мне отец67
В.А. Тихова. Библиотека и есть моя жизнь69
С.В. Петрова. Библиотечные акростихи71
3-й раздел. ВЫСШИЕ БИБЛИОТЕЧНЫЕ КУРСЫ ГЛАЗАМИ СЛУШАТЕЛЕЙ77
Е.Б. Виноградова. По-настоящему высшие77
Т.Н. Алякина. В библиотеке воинской части85
Е.С. Балашова. Библиотека всегда была в моей жизни86
В.Б. Баранова. Ленинка – библиотечный мегаполис87
Е.Б. Большакова. Работа в библиотеке успокаивает нервную систему88
Н.М. Вахитова. В плену у книг90
Е.Д. Викорук. Красна изба. томами93
Л.Н. Галыбина. Место нашло меня, а я – его!97
Н.Ю. Дёгтева. Бюст Пушкина в сквере Национальной библиотеки Чили98
Г.А. Дмитриева. Путь к отделу хранения фондов РГБ100
М.В. Заворохина. Библиотечную судьбу я напророчила себе сама101
И.И. Иванова. Библиотекари – святые люди102
Л.В. Иванова. Такой неповторимый запах книг105
И.В. Игнатюк. В библиотечном техникуме нормальные мальчики учатся!107
Е.Г. Карпук. Мне приятно сознавать свою социальную значимость как библиотекаря109
Г.Ю. Киселёва. Моя судьба – быть библиотекарем!111
Р.В. Ковалёва. Я – библиотекарь-библиограф: этим сказано все114
О.И. Кокорина. Я – офицер – переводчик – библиотекарь120
В.Ф. Коренок. Я просто гуляла по Москве, просто зашла в отдел кадров121
Е.А. Костина. Библиотека – и работа, и отдых, и хобби122
М.А. Любимова. Песня126
М.Н. Медовникова. Как я стала библиотекарем128
Н.Ч. Мустафаева. От библиотеки в Судане до детской библиотеки в Москве129
Л.В. Мучак. Увлекаюсь исторической и мемуарной литературой131
В.А. Никонорова. Домашняя общественная библиотека133
В.А. Овчинникова. Почему я работаю в библиотеке?134
М.С. Погосян. Моя первая и единственная специальность136
В.Д. Попова. Библиотеки моей судьбы137
Т.В. Потешина. Книга – проводник в неведомый мир139
Е.А. Равелова. Моя любимая работа144
Т.В. Ратникова. В детстве мне было сложно научиться читать145
0.6. Ревуцкая. Мою жизнь определила книга «Варенька»146
Н.А. Сапожникова. Любовь к книге началась с чтения сказок150
В.В. Сергеева. Любит ли мой сын книгу?151
С. Сенгупта. Библиотека – стиль моей жизни153
Л.И. Сероштан. Не понимаю тех, кто лишает себя удовольствия общаться с книгой154
В.А. Смирнова. В детстве я играла в библиотекаря157
Н.М. Соколова. Ничего случайного в жизни не бывает158
Е.А. Старцева. Долгий путь в библиотеку162
О.Ю. Тараненко. Душевная рана по чужой вине165
М.О. Филиппова. В библиотеке я работаю больше тридцати лет165
Е.М. Чурилина. Библиотекарь с дипломом филолога169
Е.Г. Штраймель. Станция метро названа в честь моей работы169
С.Н. Юсупова. В Третьем читальном зале171
А.Ю. Яцук. Тетрадь конспектов ценилась выше всех библиотечных книг172

Вводное слово

Библиотековедение достаточно богато литературой по профессиональной ориентации и мотивации, статьями и книгами о судьбах выдающихся библиотекарей, публикациями результатов социологических исследований состояния подготовки и повышения квалификации библиотечных кадров и т. д. Эта литература в основном адресована квалифицированным библиотекарям, то есть людям, изначально сделавшим библиотекарский труд своей жизненной установкой.

В то же время практически отсутствуют источники, обращенные к тем, кто стал библиотекарем случайно, волею судеб, кто готовил себя к другому поприщу, но вдруг, порой неожиданно для самого себя, связал свою жизнь с библиотекой. Но ведь превалируют-то в кадровом составе библиотек именно такие люди! Согласно данным статистики и социологическим замерам, в России свыше 80 процентов библиотекарей не имеют специального библиотечного образования. Каким путем они пришли сюда, почему в конце концов, отказавшись от изначальных планов, стали библиотекарями? Жизненные перипетии, превратности судьбы у каждого свои. Но они интересны для коллег, поскольку позволяют понять, чем привлекла библиотечная профессия тех, кто решил в ней остаться на всю жизнь, сравнить их «линии судьбы».

Каким образом можно получить об этом достоверную и убедительную информацию? Один из верных путей – услышать чистосердечные исповедальные признания людей, в которых они сами захотели бы раскрыться перед коллегами, выплеснуть то, что накипело в душе, так как прежде не представлялось такой возможности, теперь же она появилась.

Ежегодно на протяжении десятков лет Высшие библиотечные курсы при крупнейших библиотеках принимают на обучение лиц, имеющих высшее непрофильное образование. Что за люди приходят на эти курсы, почему жизненная судьба привела их в библиотеку на постоянное место работы? Думали ли они прежде о том, что их жизненный удел – стать библиотекарем? Какую роль сыграла книга в их судьбе? Под чьим влиянием они избрали новую для себя профессию? что думают о себе как библиотекаре, о коллегах, о начальстве, о своих читателях? Короче говоря, чем живут наши слушатели высших библиотечных курсов?

В.Л. Юскве, в Российской государственной библиотеке, среди многих самостоятельных заданий слушателям приходится выполнять и такое: исповедоваться о том, как сложилась их библиотекарская биография. Радует, что большинство курсантов относится к этому заданию очень ответственно и самокритично.

С разрешения авторов мы решили опубликовать их жизненные истории во всем их разнообразии, максимально бережно относясь к слогу, стилю изложения, сохраняя авторские оценки происходящего. Думаем, что эти живые свидетельства представляют интерес для библиотекарей, давая им возможность сопоставить свою библиотечную судьбу с судьбами коллег.

Сборник состоит из нескольких разделов.

Открывают его статьи, которые дают общее представление об истории возникновения Высших библиотечных курсов в нашей стране, их деятельности на современном этапе. Исторически сложилось три библиотечных центра переподготовки библиотекарей. Старейшим среди них являются Высшие библиотечные курсы Российской государственной библиотеки, возраст которых приближается к столетию. Весьма почтенная история и у Высших курсов библиотековедения Российской национальной библиотеки в Санкт-Петербурге. Курсы, возникшие несколько позднее при Государственной публичной научно-технической библиотеке Сибирского отделения Российской академии наук, также сразу зарекомендовали себя как весьма авторитетный в библиотечной среде институт, уверенно занявший достойное место в системе переподготовки библиотечных кадров.

Предлагаемые статьи не одинаковы по объему и по подходу к освещаемым вопросам. Е.Б. Дударева дала общее представление обо всех курсах этого рода, функционирующих в стране, раскрыла основные понятия, связанные с переподготовкой библиотечных кадров. Она представила, так сказать, чисто академическую историю Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки. Особую ценность в ее статье представляет воспроизведение начальных этапов этой истории. К замыслу данной книги в наибольшей степени приближены сведения профессионально-демографического характера о слушателях ВБК. Они позволяют составить ценную статистическую картину контингента слушателей с точки зрения их возраста, базового образования, стажа и других параметров*

Статья Е.В. Тихоновой и Т.М. Некрасовой привлекает анализом содержания читаемых на Курсах РНБ дисциплин, особенно – книговедческого характера. Публикация ценна также тем, что дает представление о личностях профессоров и преподавателей, особенностях постановки учебного процесса, различных дидактических новациях.

Высшим библиотечным курсам в ГПНТБ СО РАН исполнилось 45 лет, – они тоже приближаются к круглой юбилейной дате. Е.Б. Артемьева подводит итог их развития, много внимания уделяет выдающимся персоналиям, приводит ценные статистические данные.

Такое стилевое и содержательное разнообразие материалов имеет свои преимущества: оно позволяет убедиться, что один и тот же предмет можно освещать с разных сторон, и любой из аспектов по-своему интересен и значим. Вместе с тем на основе статей, каждая из которых в отдельности самодостаточна, напрашивается вывод о практически полном отсутствии у различных курсов практики перенимать другу друга ценный опыт и даже обмениваться таковым, в библиотечной истории еще не было случая, чтобы преподаватели курсов – всего-то трех на огромную страну! – собрались вместе и обсудили общие насущные вопросы.

Второй раздел включает в себя эмоциональные высказывания слушателей Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки о значении книги и чтения в их жизни, в судьбах других людей. Мнения образованных читателей-небиблиотекарей, какими были слушатели до вступления в библиотечную должность, о книжной культуре поучительны во многих отношениях и в том числе – для исследователей данной проблемы. О том, что эта тема глубоко волнует наших слушателей, свидетельствуют акростихи, завершающие второй раздел и определяющие общий эмоциональный настрой сборника.

Третий, самый большой раздел – мини-эссе слушателей Высших библиотечных курсов Российской государственной библиотеки с их живым восприятием нового поворота в своих судьбах. Он открывается опубликованными в свое время в журнале «Библиотека» впечатлениями о Высших библиотечных курсах слушательницы 2004 года выпуска Е.Б. Виноградовой. Ее интерес к библиотековедению по окончании курсов возрос, и она поступила в аспирантуру РГБ. Сейчас Елена Борисовна – кандидат педагогических наук, автор диссертации и монографии на тему «Мемориальные библиотеки. Классификационный и типологический анализ», заведующая медиатекой Библиотеки-дома А.Ф. Лосева. Таков профессиональный путь одной из выпускниц ВБК.

Статья Е.Б. Виноградовой импонирует личностным восприятием рабочей обстановки, царящей на ВБК РГБ. Этот материал – своего рода переходный мостик к мини-сочинениям остальных слушателей, поясняющим, какими путями каждый из них пришел в библиотечную профессию, как ее воспринимал прежде и впоследствии: накопив стаж и поучившись на Курсах.

Эти мини-сочинения даются в алфавитном порядке имен авторов. Указаны их первоначальное базовое образование и те должности в библиотеках, которые они занимали на момент составления сборника. Статьи отбирались по критериям искренности выражения авторами своих эмоций и значимости аналитических соображений, даже если последние были не всегда лестны по отношению к избранной профессии, к библиотеке, к сослуживцам и коллегам. Ценилась также оригинальность языка изложения. В большинстве своем у людей читающих язык образный, богатый, непринужденный. Их искренние признания приобщают читателей сборника к непосредственной, подчас безыскусной, неприукрашенной правде жизни. Именно этим и привлекательны житейские истории библиотекарей начала XXI века, родившихся в ушедшую историческую эпоху, со временем их рассказы станут бесценным фактическим материалом для изучения менталитета наиболее образованной части российских библиотекарей начала третьего тысячелетия, из которых сегодня состоит основной костяк специалистов, работающих в нашей сфере.

Итак, перед вами – истории библиотекарей, родившихся во второй половине XX века, повзрослевших на переломе двух эпох – распада Советского Союза и появления качественно новой страны – России, избравших в большинстве случаев не библиотечную профессию, но волею судьбы ставших библиотекарями.

Читатели этой книги! Не судите авторов строго, да не будете судимы сами! Лучше присылайте и ваши истории. Если их наберется много, мы постараемся опубликовать еще одну книгу.

Редактор-составитель сборника профессор Ю.Н. Столяров


 

* Пользуясь случаем, хотелось бы выразить искреннюю благодарность Е.Б. Дударевой за большую организационную работу, связанную с подготовкой этой книги.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17