Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Библиотечно-информационное обслуживание : учебник

Библиотечно-информационное обслуживание : учебник / Ю. Ф. Андреева, О. Ф. Бойкова, В. А. Бородина и др.; науч. ред. М. Я. Дворкина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – 240 с. – (Учебник для бакалавров)Библиотечно-информационное обслуживание : учебник / Ю. Ф. Андреева, О. Ф. Бойкова, В. А. Бородина и др.; науч. ред. М. Я. Дворкина. – Санкт-Петербург : Профессия, 2016. – 240 с. – (Учебник для бакалавров)

В учебнике освещены теоретико-методологические и организационные аспекты библиотечно-информационного обслуживания. Подробно охарактеризованы виды обслуживания, его нормативная база. Рассмотрены виды библиотечно-информационных услуг, технология их предоставления. Приведены методики оценки качества библиотечно-информационного обслуживания и библиотечно-информационных услуг.

Издание адресовано студентам бакалавриата, обучающимся по направлению подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», преподавателям библиотечно-информационных дисциплин. Учебник также может быть использован в системе среднего профессионального библиотечного образования и в системе повышения квалификации и переподготовки кадров для библиотек.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение7
Глава 1. Теоретико-методологические основы библиотечно-информационного обслуживания13
§ 1. Библиотечно-информационное обслуживание как система доступа к информационным ресурсам и культурным ценностям 13
§ 2. Эволюция терминологии и принципы библиотечно-информационного обслуживания20
Глава 2. Библиотекарь и пользователь27
§ 1. Система профессиональных требований к библиотекарю27
§ 2. Пользователи библиотек и их типология31
§ 3. Диалогика библиотечно-информационного обслуживания37
Глава 3. Виды библиотечно-информационного обслуживания и формы его организации50
§ 1. Характеристика основных видов библиотечно-информационного обслуживания50
§ 2. Формы организации стационарного, внестационарного и дистанционного обслуживания62
Глава 4. Правовое регулирование библиотечно-информационого обслуживания 88
§ 1. Основные нормативные правовые акты, определяющие порядок библиотечно-информационного обслуживания88
§ 2. Правовое регулирование правоотношений библиотеки и пользователя93
§ 3. Защита персональных данных пользователей96
§ 4. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания пользователей в сфере интеллектуальной собственности100
§ 5. Правовое регулирование библиотечно-информационного обслуживания детей105
§ 6. Правовое регулирование работы библиотек с экстремистскими материалами113
Глава 5. Библиотечно-информационные услуги: понятие и классификация 124
§ 1. Понятие о библиотечно-информационной услуге124
§ 2. Классификация библиотечно-информационных услуг126
Глава 6. Технология предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде137
§ 1. Структура технологического описания библиотечно-информационных услуг137
§ 2. Технология предоставления отдельных библиотечно-информационных услуг148
Глава 7. Оценка качества библиотечно-информационных услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания191
§ 1. Характеристика базовых понятий191
§ 2. Показатели и методы оценки качества библиотечно-информационных услуг194
§ 3. Методики оценки качества библиотечно-информационных услуг202
§ 4. Оценка эффективности библиотечно-информационного обслуживания214
Заключение222
Приложения224
Приложение 1. Технологическая схема выполнения запроса на предоставление документов из основного фонда библиотеки224
Приложение 2. Блок-схема государственной услуги «Предоставление информации из государственных библиотечных фондов в части, не касающейся авторских прав»225
Приложение 3. Оперограмма подготовки электронной библиотечной выставки (фрагмент)226
Приложение 4. Модель технологического процесса сбора материала для проведения учебного занятия по основам информационной культуры227
Приложение 5. Операционные нормы времени на процесс подготовки книжной выставки (фрагмент)228
Список использованных сокращений230
Предметный указатель232

ВВЕДЕНИЕ

Учебная дисциплина «Библиотечно-информационное обслуживание» входит в состав базовой части профессионального цикла основных образовательных программ бакалавриата, предусмотренных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 071900 «Библиотечно-информационная деятельность».

Цель освоения дисциплины «Библиотечно-информационное обслуживание» – сформировать комплекс знаний, умений и навыков эффективного библиотечно-информационного обслуживания пользователей разных видов библиотек с ориентацией на непрерывное изменение библиотеки как социального института в условиях развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Задачи дисциплины:

  1. сформировать у студентов целостное представление о библиотечно-информационном обслуживании – важнейшей деятельности библиотеки;
  2. дать представление о теоретико-методологических основах библиотечно-информационного обслуживания;
  3. познакомить с законодательной базой этой деятельности;
  4. раскрыть характеристики основных библиотечно-информационных услуг, предоставляемых библиотекой;
  5. дать представление о технологии выполнения библиотечно-информационных услуг;
  6. познакомить с проблемами организации библиотечно-информационной среды обслуживания;
  7. вооружить инструментарием организации мониторинга качества и эффективности библиотечно-информационного обслуживания.

Учебная дисциплина логически и содержательно-методически связана с общенаучными и профессиональными дисциплинами: «Социальные коммуникации», «Педагогика», «Психология», «Информационные сети и системы», «Информационные технологии», «Библиотековедение», «Библиотечный фонд», «Справочно-поисковый аппарат библиотеки», «Аналитико-синтетическая переработка информации», «Менеджмент библиотечно-информационной деятельности», «Маркетинг библиотечно-информационной деятельности», «Лингвистические средства библиотечных и информационных технологий». Изучение дисциплины направлено на формирование следующих компетенций:

  1. осознание социальной значимости своей профессии;
  2. владение системным мышлением;
  3. способность к восприятию информации, ее обобщению и анализу, постановке цели и выбору путей ее достижения;
  4. готовность к взаимодействию с пользователями библиотеки, готовность выявлять их потребности и качественно удовлетворять запросы, повышать уровень информационной культуры пользователей;
  5. готовность к использованию психолого-педагогических подходов и методов в библиотечно-информационном обслуживании различных групп пользователей;
  6. готовность использовать в библиотечно-информационном обслуживании современные библиотечные технологии и методы организации обслуживания;
  7. владение методами количественной и качественной оценки библиотечно-информационного обслуживания.

В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. знать теоретические основы библиотечного обслуживания как целостной системы, обеспечивающей доступ пользователей к информационным ресурсам и ценностям культуры в целях удовлетворения их информационных потребностей;
  2. уметь реализовывать теоретические положения в практике библиотечно-информационного обслуживания;
  3. владеть технологиями библиотечно-информационного обслуживания и методикой организации этой деятельности.

«Библиотечно-информационное обслуживание» как учебная дисциплина прошло определенную эволюцию, частично охарактеризованную во втором параграфе первой главы данного учебника. Теория библиотечно-информационного обслуживания и соответствующая учебная дисциплина складывались постепенно в процессе осмысления практики и дискуссий, которые продолжаются и в настоящее время.

В разработку теории обслуживания внесли вклад библиотечные деятели XIX – начала XX в.: В. И. Собольщиков, Н. А. Рубакин, Л. Б. Хавкина, Д. А. Валика и др., которые дали описание этого вида деятельности, исследовали чтение, читателей и их взаимоотношения с библиотекой.

В 1930–1940-е гг. изучением обслуживания читателей занимались А. А. Покровская, Ф. Э. Доблер, Ю. В. Григорьев, Р. С. Кибрик, В. Ф. Сахаров и др.

В разработку теории библиотечного обслуживания в 1960-1990-е гг. внесли вклад Б. В. Банк, Е. А. Горш, В. Г. Умнов, Л. В. Беляков, Е. М. Нагловская, Н. С. Карташов, В. С. Крейденко, А. Е. Шапошников, С. Г. Матлина, В. А. Бородина, М. Я. Дворкина, Ю. П. Мелентьева, большинство из них было авторами учебников по этому курсу.

Существенное влияние на разработку теоретических вопросов обслуживания оказали исследования 1960–1980-х гг. по социологии чтения (В. Д. Стельмах, А. И. Рейтблат, Н. Е. Добрынина, В. Я. Аскарова, М. Д. Афанасьев и др.), а также изучение проблем общения (С. А. Езова, И. А. Мейжис), этических вопросов обслуживания (Г. А. Алтухова).

Предшествующие учебники («Работа с читателями» (1961, 1970, 1981 гг.), «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996) базировались, в основном, на педагогической концепции библиотечного обслуживания, учебник Ю. П. Мелентьевой (2006) – на концепции социализации.

В настоящем учебнике представлена информационно-культурно-сервисная концепция обслуживания, которая исходит из того, что информация в социуме, в том числе кумулируемая библиотекой, является составляющей культуры, а способом доступа пользователей библиотеки к этой информации является услуга (сервис). Название «Библиотечно-информационное обслуживание» подчеркивает, что библиотечное обслуживание представляет собой один из видов информационного обслуживания, реализуемого не только в библиотеках, но и в архивах, службах научной информации, музеях.

Учебник состоит из 7 глав. Первые четыре посвящены теории, организации, правовым вопросам обслуживания, в трех последних рассматриваются технология этой деятельности и ее результат, необходимый для пользователей (читателей).

В первой главе раскрываются методологические и теоретические основы библиотечно-информационного обслуживания, дается определение этой деятельности, рассматриваются эволюция названия учебного курса и принципы библиотечно-информационного обслуживания.

Вторая глава посвящена субъектам библиотечно-информационного обслуживания – библиотекарю и пользователю, а также особенностям общения между ними.

В третьей главе впервые выделены виды библиотечно-информационного обслуживания и представлены известные формы его организации.

В последние годы библиотекарям все более приходится уделять внимание правовым вопросам своей деятельности. Поэтому четвертая глава посвящена правовому регулированию библиотечно-информационного обслуживания. В ней рассмотрены основные нормативно-правовые акты, относящиеся к этой деятельности, правоотношения библиотеки и пользователей, вопросы защиты персональных данных, работы библиотек с экстремистскими материалами, вопросы регулирования библиотечно-информационного обслуживания в сфере интеллектуальной собственности.

Поскольку для пользователей библиотеки важно получение квалифицированных ответов на их запросы, которые предоставляются в виде библиотечно-информационных услуг, в пятой главе дается характеристика этих услуг и их классификация.

Для бакалавров значима не только теория, но и практика, они должны знать, как выполнять ту или иную деятельность. Шестая глава посвящена технологии предоставления библиотечно-информационных услуг в традиционной и электронной среде. Общие вопросы технологии конкретизированы в описании технологических процессов выполнения отдельных услуг: выдачи документов, справок, избирательного распространения информации (ИРИ), выставок. Дано сравнение предоставления указанных услуг с применением традиционных и современных информационно-коммуникационных технологий. К шестой главе даны пять приложений: четыре из них представляют в графической и табличной форме технологические описания выдачи документов (традиционный и электронный варианты), подготовки электронной выставки, сбора материала для проведения занятия по основам информационной культуры, пятое приложение предлагает примерные нормы времени на процесс подготовки традиционной выставки.

В настоящее время большое внимание уделяется вопросам оценки качества любой деятельности, в том числе обслуживания. Эта проблема нашла отражение в седьмой главе учебника, где представлены критерии, показатели и методы оценки качества услуг и эффективности библиотечно-информационного обслуживания в целом.

Авторы выражают надежду, что учебник поможет студентам освоить основы важнейшей библиотечной деятельности – библиотечно-информационного обслуживания.

Учебник ориентирован, прежде всего, на студентов и преподавателей вузов культуры. Его могут также использовать как справочное и практическое пособие библиографы и информационные работники библиотек и информационных служб, сотрудники системы повышения квалификации, сотрудники и руководители органов управления в сфере образования и культуры.

Василий Федорович Сахаров (1901–1986)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Внес значительный вклад в разработку проблем работы с читателями, открытого доступа к фондам, межбиблиотечного абонемента, пропаганды литературы в библиотеках, строительства и оборудования библиотечных зданий. Основатель учебных курсов «Работа с читателями», «Проектирование и оборудование библиотечных зданий и помещений». Создатель ряда проектов оборудования библиотек в условиях открытого доступа читателей к литературе. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961,1970,1981). Основные труды: «Вечера рабочей критики» (1927), «Писатель перед судом рабочего читателя» (1928), «За открытый доступ к полкам» (1931), «Печатная пропаганда книги» (1931), «Основное библиотечное оборудование» (1935), «Англо-русский словарь библиотечных терминов» (1941) «Междубиблиотечный абонемент» (1946), «Междубиблиотечный и заочный абонемент» (1953).

Борис Владимирович Банк (1900–1984)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Ленинградского государственного института культуры им. Н. К. Крупской (ныне СПбГИК). Разрабатывал проблемы истории изучения читателей в России, исследования чтения, руководства чтением. Заложил основы читателеведения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1961, 1970, 1981).

Основные труды: «Деревенская беднота и библиотека» (1927), «Крестьянская молодежь и книга: опыт исследования читательских интересов» (1929), «Рабочий читатель в библиотеке» (1930), «Изучение интересов советского читателя» (1954), «Изучение интересов рабочей молодежи» (1966), «Изучение читателей в России. XIX век» (1969), «Эффективность методов руководства чтением молодежи» (1982).

Александр Евгеньевич Шапошников (1932–2010)

Российский библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. Специалист в области библиотечного обслуживания социально незащищенных слоев населения, основоположник научной школы дефектологического библиотековедения. Участвовал в разработке программы развития «Система библиотечного обслуживания инвалидов в Российской Федерации» (1993). Занимался изучением истории чтения и читателя. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1981) и учебника «Библиотечное обслуживание: теория и методика» (1996). Основные труды: «Библиотечное обслуживание инвалидов: история, современность, тенденции» (1992), «История чтения и читателя в России (IХ-ХХ вв.)» (2001), «Библиотечное обслуживание лиц с ограниченными возможностями: материалы в помощь библиотекам, обслуживающим инвалидов» (2002).

Леонид Васильевич Беляков (1932–1977)

Российский библиотековед, кандидат педагогических наук. Ведущий преподаватель курса «Работа с читателями» Московского государственного института культуры. Разрабатывал классификацию читателей на основе понятия «читательская квалификация», занимался проблемами массовой работы с читателями и обслуживания читателей в целом. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970, 1981).

Основные труды: «Книжные выставки в библиотеке» (1961), «Массовая работа библиотеки» (1973), «Методика работы с читателями» (1975).

Николай Семенович Карташов (1928–2011).

Библиотечный деятель, библиотековед, доктор педагогических наук, профессор кафедры библиотековедения Московского государственного института культуры. В 1965-1979 гг. был директором ГПНТБ СО АН СССР. В 1975-1990 гг. возглавлял Государственную библиотеку СССР им. В. И. Ленина (ныне РГБ). Обосновал принцип системного подхода к изучению и организации библиотечного дела, сформулировал закономерности библиотечной интеграции и формирования библиотечных систем. Разработал концепции регионального и сравнительного библиотековедения. Один из авторов учебника «Работа с читателями» (1970,1981).

Основные труды: «Взаимодействие научных библиотек РСФСР (1917-1967 гг.)» (1975), «Формирование библиотечно-территориальных комплексов» (1978), «Сравнительное библиотековедение» (2000), «Региональное библиотековедение» (2004).

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18