Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Захарчук Т.В., Фролова Ю.А. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке

Захарчук Т. В., Фролова Ю.А. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке : учеб.-практ. пособие / Т. В. Захарчук, Ю. А. Фролова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2017. – 176 с. – (Азбука библиотечной профессии).

Захарчук Т. В., Фролова Ю.А. Патриотическое воспитание в общедоступной библиотеке : учеб.-практ. пособие / Т. В. Захарчук, Ю. А. Фролова. – Санкт-Петербург: Профессия, 2017. – 176 с. – (Азбука библиотечной профессии).

В пособии в доступной форме рассмотрена одна из наиболее актуальных проблем библиотечной работы – проблема патриотического воспитания в общедоступной библиотеке. Основной акцент сделан на патриотическое воспитание детей и молодежи в муниципальных библиотеках небольших городов и сельских библиотеках.

В книге рассмотрены нормативная база и основные направления патриотического воспитания, представлена авторская методика проведения мероприятий по патриотическому воспитанию в общедоступных библиотеках, Значительную часть пособия составляют сценарии различных мероприятий, направленных на формирование патриотизма у детей и молодежи.

Издание предназначено для работников библиотек, не имеющих специального образования, слушателей системы повышения квалификации, а также для студентов и преподавателей библиотечно-информационных факультетов вузов и колледжей культуры.


Содержание

Предисловие3
1. Феномен патриотического воспитания5
1.1. Сущность понятия «патриотизм» 5
1.2. Направления патриотического воспитания......7
2. Нормативно-правовая база патриотического воспитания13
3. Патриотическое воспитание детей и молодёжи в общедоступной
библиотеке17
3.1. Методы и формы патриотического воспитания17
3.2. Методика организации мероприятий по патриотическому
воспитанию. 29
Заключение76
Список рекомендуемой литературы78
ПРИЛОЖЕНИЯ79
Приложение 1. Комплекс мероприятий по историко-краеведческому направлению патриотического воспитания в рамках празднования 185-летнего юбилея села Нижняя Пёша в 2015 году.79
Приложение 2. Комплекс мероприятий к 50-летию первого полёта человека в космос. 108
Приложение 3. Комплекс мероприятий, посвященных 300-летию со дня рождения Михаила Васильевича Ломоносова
Приложение 4. Мероприятие по патриотическому воспитанию молодёжи средствами краеведения «Край мой – гордость моя». 137
Приложение 5. Сценарий урока литературы в библиотеке «Женщины. Память. Война» 154
Приложение 6. Встреча со школьниками, посвященная дню славянской письменности и культуры «Послание солунских братьев». 166

Предисловие

Характерной особенностью современного этапа развития российского общества является значительный рост интереса к проблемам патриотического воспитания как среди специалистов, так и широкой общественности. Стало очевидным, что решение множества проблем в жизни страны во многом зависит от уровня сформированности гражданской позиции у подрастающего поколения, потребности в духовно-нравственном совершенствовании, уважения к историко-культурному наследию своего народа и народов России. Патриотическое воспитание настолько значимо, сложно и многообразно, что на каждом этапе развития нашей страны этот вопрос ставится снова и снова. Убедительным свидетельством тому могут служить масштабные мероприятия, посвященные 65-летию и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, обсуждение проблем патриотизма в СМИ, реализация программ и проектов на уровне государства и регионов.

Особое внимание привлечено к патриотическому воспитанию подрастающего поколения и молодёжи. Сегодня в Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания этой социальной группы. Формирование у молодёжи чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор является одной из главных задач российского общества.

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов в организации этой деятельности с подрастающим поколением.

Для этого необходимо добиваться согласованности усилий всех основных социальных институтов воспитания. Общество нуждается в новом уровне сотрудничества в деле воспитания детей и молодёжи государства, семьи, церкви и других, политических партий, общественных объединений, средств массовой информации.

В теоретическом аспекте остается актуальной разработка мировоззренческих и духовно-нравственных основ российской гражданственности и патриотизма, предусматривающих достижение широкого общественного согласия, конструктивную интеграцию общенациональных мировоззренческих и культурных ценностей, в том числе тех, которые ранее исключались по идеологическим причинам. Реализацией этих задач занимаются представители основного, дополнительного образования, общественные организации, организации культуры, среди которых значительную роль выполняют библиотеки.

Патриотическое воспитание читателей является традиционным в работе библиотек и осуществляется в соответствии с идеями, представленными в Манифесте ЮНЕСКО о публичной библиотеке. В последние годы в деятельности библиотек, работающих с детьми, подростками и молодёжью, наметился ряд инноваций, направленных на активизацию чтения, приобщения к российским традициям, гражданско-патриотическое воспитание. Их опыт воспитания подрастающего поколения нуждается в поддержке, изучении и распространении.

В пособии сделана попытка обобщить представления о патриотизме и патриотическом воспитании, показать его основные виды и формы, представить направления и методики патриотического воспитания детей и молодёжи в публичной библиотеке.

Основной акцент в издании сделан на проблемах патриотического воспитания молодёжи в рамках деятельности муниципальных библиотек, которые представляются наиболее «близкими» к читателям небольшого города или поселка, села, деревни.

Значительную часть книги составляют методические разработки библиотекарей муниципальных и школьных библиотек Архангельской области и Ненецкого автономного округа. Эти сценарии, планы, разработки могут быть использованы в практической деятельности муниципальных библиотек по всей стране.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18