Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Социолог в библиотеке или библиотекарь как социолог

Самохина М.М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социологСамохина М.М. Социолог в библиотеке, или библиотекарь как социолог: практическое пособие для тех, кто хочет и любит исследовать. – М.: Рос. гос. юнош. б-ка., 2008. – 194 с.

В книге представлена система рекомендаций по организации и проведению социологических исследований как в библиотеке, так и за ее пределами. Автор – кандидат социологических наук, участник и руководитель многих исследований по проблемам чтения и библиотеки.

Пособие адресовано библиотекарям, занимающимся исследовательской работой, а также может быть полезно преподавателям и студентам колледжей и вузов культуры.


Проблемное поле библиотечного социолога (глава из книги)

Тематика исследований, ведущихся сегодня в больших и малых библиотеках, очень широка: они охватывают так или иначе все аспекты, все стороны библиотечной деятельности – обслуживание, массовую работу, управление; нередко сопровождают ход и результаты работы по проектам1.

Чаще всего исследования носят маркетинговый характер, то есть с их помощью библиотека хочет решить конкретную проблему или комплекс проблем. И здесь мне хотелось бы немного порассуждать о библиотечном маркетинге именно с точки зрения социолога.

По определению одного из классиков маркетологии Филиппа Котлера, маркетинг – это деятельность, направленная на удовлетворение потребностей посредством обмена (то есть речь идет о купле-продаже товаров и услуг, о спросе и предложении). Важно подчеркнуть при этом, что дело отнюдь не упирается в экономику. За теорией и, соответственно, практикой маркетинга стоит вся система социальных наук. А социология играет особую роль. Сквозь концепцию Котлера явно просматривается теория социальных институтов – одна из центральных социологических теорий ХХ века, разработанная Толкоттом Парсонсом и его последователями. Основные понятия этой теории – социальные нормы, социальные роли, социальные ожидания, социальный обмен.

Маркетинг некоммерческих организаций (к каковым относятся и библиотеки) связан прежде всего не с материальным, а именно с социальным обменом. Библиотечный маркетинг – это анализ социальных ролей библиотекаря и пользователя (читателя, абонента, реального и потенциального «клиента» библиотеки). Это определение их взаимных ожиданий; в частности, ожиданий пользователя, которые зависят, с одной стороны, от его потребностей (в свою очередь, связанных с принадлежностью его к той или иной социокультурной группе и с общей социокультурной ситуацией), с другой стороны, от его готовности удовлетворить эти потребности в библиотеке или с помощью библиотеки. Это постоянный поиск эффективных путей, способов оправдания ожиданий.

Партнеры по социальному обмену (в нашем случае библиотекари и пользователи) занимают определенные позиции в обществе – демографические, экономические, политические, культурные. Именно этими позициями определяются, с одной стороны, их цели и ценности, с другой, их ресурсы (власть, статус, деньги, моральный авторитет). И обмен происходит лишь тогда, когда личность или группа в нем заинтересована. Хочет библиотекарь получить поддержку (от государства, организации, группы, отдельного человека) – значит, должен предоставить взамен нужные им, соответствующие их целям и ценностям товар или услугу.

Это давно уже отмечено специалистами по библиотечному маркетингу. «Библиотеки – организации, которые что-то предлагают. И чем интенсивнее потребители пользуются их услугами, чем точнее библиотеки определяют и качественнее удовлетворяют их потребности, чем, наконец, больше число довольных читателей, тем вероятнее внимание и значительнее поддержка, которые им будут оказаны со стороны общественности и тех, кто их содержит«2.

Исходя, с одной стороны, из своей системы ценностей, с другой – из реальной ситуации, в которой он находится, библиотекарь выбирает свою профессиональную позицию. Кто он – хранитель фондов? продавец информации? культуртрегер? воспитатель? пропагандист определенных идей? Кем быть (на социологическом языке – какие роли играть)? С кем и чем обмениваться (на маркетологическом языке – на какой рынок, к какому клиенту идти)? Такого рода вопросы могут не только определять цели, программы и методики работ «чисто» маркетингового характера, но и звучать в исследованиях более общего, более широкого плана.

Подобные исследования нередки сегодня даже в небольших библиотеках. Они бывают совсем или почти совсем не связаны с практической деятельностью и конкретными задачами этих библиотек. Изучается, например, отношение посетителей к тем или иным событиям, проблемам, ценностям, социальным институтам. Тематика крайне разнообразна: семья, экология, здоровый образ жизни, религиозные взгляды, политические и эстетические предпочтения пользователей (а иногда и не только пользователей), различные местные проблемы и т.д. Разумеется, внимание библиотечных социологов привлекают проблемы чтения, изменения его роли в современном мире.

Итак, просматриваются два типа исследований, которые ведут или могут вести библиотечные социологи. Первый тип мы назвали «чисто маркетинговым», тематика исследований второго не связана или слабо связана с конкретной деятельностью данной библиотеки, с повышением эффективности этой деятельности, с модернизацией и т.д. Однако между двумя этими типами нет такой уж резкой границы. Я думаю, главное здесь – в самом специалисте, в его заинтересованности, энтузиазме, в стремлении расширить свой кругозор, развить исследовательские умения и навыки, выработать социологический взгляд. Если это есть, то результатом «узкого» исследования могут стать не только удачные маркетинговые решения, но и выводы, и размышления «общего» социологического и культурологического плана, интересные широкому кругу коллег. А результаты исследований «общего типа» могут быть использованы при разработке концепции развития библиотеки, а иногда – прямо или косвенно – даже в ее практической работе.

Теперь, учитывая наш общий опыт, окинем взглядом проблемное поле библиотечного социолога.

Начнем с его «маркетинговой половины», а на ней – с локальных, внутрибиблиотечных проблем. Самой кардинальной из них, как бы «обобщающей» большинство остальных является, очевидно, степень удовлетворенности пользователей различными сторонами, различными аспектами деятельности библиотеки. Иначе говоря – соответствие этой деятельности потребностям тех, кто обращается к услугам данной библиотеки в данный период времени. (Это важно как для публичных и научных библиотек, так и, например, для библиотек учебных заведений.) Внимание социолога здесь могут привлечь (по отдельности или в комплексе) многие темы и вопросы:

– спрос и его удовлетворение; соотношение спроса и выдачи;

– количество, тематика и причины отказов;

– мнения пользователей о фонде (и сам фонд, его структура, содержание, виды документов, степень новизны и т.п. – в подобных случаях в исследовательскую группу логично включить работников отдела комплектования или других коллег-фондовиков);

– мнения пользователей о справочном аппарате и справочно-информационном обслуживании (и сама система справочно-информационного обслуживания, ее соответствие современным меркам, оперативность и т.п. – с точки зрения социолога);

– мнения пользователей о персонале (о компетентности, внимательности, вежливости библиотекарей и т.п.);

– мнения пользователей о технической оснащенности библиотеки (и сама техническая оснащенность, ее соответствие современным требованиям – конечно, с позиций библиотечного социолога, а не библиотечного автоматизатора; позиции эти могут кое в чем и расходиться);

– мнения пользователей об удобстве и комфортности библиотеки (и сама комфортность – дни и часы работы, свет, температура в помещении, мебель, дизайн и пр.);

– значимость библиотечных источников информации (фонда открытого доступа, рекомендаций библиотекаря, выставок и др.);

– отношение пользователей к библиотеке, оценка ее деятельности в целом.

Существенной, на мой взгляд, проблемой является мотивация обращения пользователя к библиотечным услугам. Соотносительная значимость деловых и свободных мотивов, роль и содержание учебного, инструментального, информационного, самообразовательного, развлекательного, «эстетического» чтения (а сегодня, при наличии в библиотеке современных технологий, еще и «слушания», и «смотрения») – все это безусловно влияет на удовлетворенность пользователей (всех или отдельных групп) работой библиотеки.

Собственно, важнейшей маркетинговой проблемой является сам контингент пользователей библиотеки. Ведь степень удовлетворенности во многом определяется тем, чьи именно потребности библиотека может и должна удовлетворять, каков возраст, пол, образование, другие характеристики ее аудитории. И объектом исследования социолог может сделать не всю эту аудиторию сразу, а отдельные социально-демографические группы абонентов; тех, кого библиотека считает целевой группой; посетителей различных подразделений; посетителей массовых мероприятий; членов библиотечных клубов; «виртуальных» пользователей.

Внимание социолога может быть обращено и на проблемы библиотечного коллектива: на взаимоотношения с пользователями, координацию подразделений, удовлетворенность содержанием и условиями труда, повышение квалификации и т.д.

Теперь попробуем передвинуться на другую, тоже «маркетинговую» часть поля. Здесь лежат разнообразные проблемы, связанные с анализом внешней среды библиотеки. Очевидно, речь идет прежде всего о привлечении новых (при сохранении старых) пользователей. А для этого необходимо постоянно изучать информационные и культурные потребности людей, живущих, учащихся и работающих в вашей зоне обслуживания. И, конечно, знать о тех, кто на этой и близлежащих «территориях» способен удовлетворять такие потребности – вместе с вами (это ваши возможные партнеры) или вместо вас (они могут стать вашими конкурентами).

Библиотечному социологу полезно иметь по возможности более точную и обширную информацию о зоне обслуживания:

– количество населения, его возрастная структура, образование, профессии и т.п.;

– работающие здесь библиотеки, информационные центры; их пользователи; их ресурсы (фонды, кадры, техническое оснащение);

– учебные заведения (средние, средние специальные, высшие); их профиль; количество учащихся; наличие библиотек, их ресурсы;

– предприятия, учреждения, их профиль, количество работающих наличие библиотек, их ресурсы;

– культурные организации (театры, кинотеатры, клубы, выставочные залы и т.п.) их направления, программы деятельности;

– существуют ли среди жителей или среди учащихся, работающих здесь какие-либо объединения «по интересам»; какие именно; кто в них состоит, кто ими руководит;

Анализируя возможности расширения аудитории своей библиотеки, социолог должен получить и рассмотреть данные, описывающие такие, например, характеристики:

– доля посетителей этой библиотеки среди населения зоны обслуживания в целом и среди отдельных (в частности, целевых для библиотеки) групп, среди учащихся и работающих на этой территории;

– доля посетителей других библиотек (или библиотек вообще) среди этих же групп;

– информированность населения зоны обслуживания, учащихся и работающих здесь о библиотеке вообще (как институте), на ее возможности;

– их представления о данной конкретной библиотеке, ее ресурсах, услугах;

– причины, по которым люди не посещают или перестали посещать данную библиотеку (или библиотеку вообще);

– их мнения о том, что должно перемениться в данной библиотеке (или в библиотеке вообще), чтобы они стали ее посещать; их представления о хорошей (идеальной) современной библиотеке;

– информационные, культурные и другие потребности потенциальных пользователей (в частности – представителей целевых групп), которые могли бы быть удовлетворены библиотекой – в ее сегодняшнем состоянии или при условии развития в определенных направлениях

Между прочим, работая с такого рода данными, мы постепенно перемещаемся на «немаркетинговую» половину проблемного поля библиотечного социолога. Здесь, как уже говорилось, лежат проблемы, не связанные непосредственно с деятельностью данной конкретной библиотеки. Наш анализ, результаты исследования могут вывести на «большие», общие проблемы социологии библиотечного дела, социологии чтения:

– современная библиотека, ее роль и функции;

– значимость библиотеки для различных групп населения (социодемографических, социокультурных и т.п.);

– библиотека как социальный институт;

– роль и функции чтения сегодня; мотивация чтения;

– чтение в ряду других способов получения информации;

– реальное и виртуальное библиотечное обслуживание;

– современный библиотекарь: модификация профессии – и т.п.

К тому же, например, исследования, которые специалисты региональных методических центров организуют в библиотеках своих «сетей», с одной стороны, являются маркетинговыми (поскольку влияют на организацию методической работы в их библиотеках), с другой – имеют более общий характер (поскольку их результаты часто – особенно в сравнении с подобными же результатами, полученными в других библиотеках – представляют интерес для всего профессионального сообщества).




1 Достаточно удачная попытка описать реальное проблемное поле библиотечной социологии сделана Д.К.Равинским. См.: в кн.: Социологические исследования в библиотеках: Практическое пособие / Васильев И.Г., Илле М.Е., Равинский Д.К. – СПб, Профессия, 2002. – С. 8-9.

2 Борхард П., Флодель Ш., Мильц М., Рейнхардт К., Райтер Г. Концепция маркетинга для публичных библиотек / Пер. с нем. Е.М. Ястребовой; Науч. ред. И.Б. Михнова – М.: НВЦ «Библиомаркет», 1993. – С. 32; http://www.library.ru/1/kb/books/marketing/06_chto_takoe_marketing.php

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17