Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Викулова В.П. Мемориальная деятельность библиотеки

Викулова В.П. Мемориальная деятельность библиотекиВикулова В. П. Мемориальная деятельность библиотеки: организационно-управленческая концепция : Монография / Департамент культуры г. Москвы, Центр, гор. б-ка – мемор. центр «Дом Гоголя» ; науч. ред. проф. В. К. Клюев ; авт. вступ. ст. М. Д. Афанасьев. – М.: «Издательство ФАИР», 2009. – 320 с.

В монографии изложены результаты обобщающего исследования формирования и перспектив развития мемориальной функции публичных библиотек, а также системной характеристики социально-культурных аспектов деятельности библиотеки с мемориальным компонентом. Проанализирована базовая терминология и сформулированы дефиниции профильных понятий, изложены методологические и организационно-методические подходы к библиотечно-музейному обслуживанию, обоснована концептуальная модель библиотечно-музейного учреждения в условиях модернизации профессиональных процессов и глобализации культуры.

Книга снабжена обширным блоком документальных приложений, иллюстрирующих основные инновационные подходы автора.

Издание предназначено для широкого круга библиотечных и музейных специалистов, а также культурологов и менеджеров социально-культурной сферы.


Предисловие

Культуру начала XXI в. можно охарактеризовать как высокодинамичную сферу общественной жизни. Применительно к библиотечному делу это проявляется в новых формах деятельности библиотек, быстрых изменениях самого типа библиотеки. Научные исследования не всегда успевают за меняющейся ситуацией, поэтому отрадно, когда та или иная работа не только отражает, но и теоретически осмысливает новейшие тенденции в развитии отрасли.

К таким знаменательным явлениям научной библиотековедческой мысли относится монография В.П. Викуловой.

Автор справедливо отмечает, что мемориальная функция изначально присуща библиотекам, и сегодня мы наблюдаем изменение ее места и роли в деятельности публичных библиотек. Из латентной функции, не всегда даже осознаваемой библиотечным сообществом, она перешла в разряд значимых. Более того, в ряде случаев (в библиотеках-музеях и иных подобных библиотечных учреждениях) она становится ведущей. Работа В.П. Викуловой фиксирует начало этого процесса в России, оценивает его значение, анализирует последствия и дает практические рекомендации по рациональному и эффективному управлению. В этом ее актуальность, практическая и теоретическая значимость.

Очевидна новизна предпринятого исследования. До настоящего времени не только отсутствовало теоретическое осмысление проблемы, но и не было систематизированного обобщения опыта библиотек, поставивших мемориальную функцию во главу своей деятельности. В.П. Викулова проделала значительную и кропотливую работу – собрала, обобщила и проанализировала разрозненную информацию, не ограничившись при этом только Российской Федерацией, но увидев сходные тенденции в развитых странах Европы и США.

Одна из глав книги посвящена историческому и теоретическому анализу места мемориальной функции в работе публичной библиотеки. Привлекая примеры из истории библиотек, автор убедительно доказывает, что мемориальный компонент, в большей или меньшей степени осознаваемый библиотечным сообществом, онтологически присутствует в библиотечной деятельности. В этой связи отметим интересное наблюдение автора, насколько нам известно, ранее не сформулированное столь определенно – работа по эвакуации книжных фондов в годы Второй мировой войны заставила библиотекарей не только осознать мемориальную («сохранительную») функцию своей деятельности, но и выработать критерии отбора документов, отвечающих этой функции, что и было реализовано при выборе книг, подлежащих эвакуации.

Напомню, что в исторической перспективе мы имеем три этапа развития мемориальной функции: первый из них – синкретический, когда существовал единый (и единственный) социальный институт сохранения культурной памяти, и не важно, как он назывался в тот или иной отрезок времени в той или иной стране – Мусейоном, библиотекой или архивом. Все они собирали одновременно и письменные (позднее печатные), и материальные памятники. Типичным для библиотек, вплоть до XIX в., было собирание коллекций монет, а для музеев того же времени – формирование предметных коллекций вокруг книжного фонда, о чем справедливо пишет В.П. Викулова. Второй этап можно назвать этапом размежевания, дифференциации функций, так как в это время происходила выработка собственных музейной, библиотечной, архивной парадигм. Третий этап – современный – характеризуется интеграцией функций, стремлением обогатить свою практическую деятельность опытом и преимуществами родственных институтов. Монография В.П. Викуловой ярко иллюстрирует описанные процессы.

Немаловажно, что в данном исследовании впервые четко определена система факторов, влияющих на выбор библиотекой мемориальной функции в качестве доминирующей или, как минимум, осознаваемой в деятельности и отражаемой в структуре учреждения. К таким признакам автор относит: расположенность библиотеки в историческом здании; связь с личностью того, чье имя носит библиотека; присутствие в фонде документов о жизни и творчестве конкретного лица, а также собраний его сочинений; наличие в составе библиотеки мемориального музея; работу библиотеки по сохранению памяти о ком-либо или о чем-либо.

Кроме того, автор выделяет два ведущих дифференцирующих признака, позволяющих классифицировать мемориальные библиотеки: содержание фондов и направление деятельности, а также форму организации работы. Обобщая материал, сводя его в единую схему и, что особенно важно, проверяя группировку критерием практики, В.П. Викулова обосновывает единую классификацию публичных библиотек, реализующих мемориальную функцию. В классификации имеется многообразие вариантов, по каждому из которых приведена характеристика особенностей и проанализированы примеры из опыта работы отечественных и зарубежных библиотек.

На основе обширного эмпирического материала, собранного автором, в монографии детально рассматриваются особенности выполнения библиотеками традиционных библиотечных функций, таких как комплектование, обслуживание, библиографическая, массовая, методическая работа, информатизация, PR и реклама. Предметно анализируется особенность выполнения традиционно музейных функций – организации экспозиций, формирования коллекций, собирательства, учета и хранения, лекционной, экскурсионной и выставочной работы, научных исследований. Следует подчеркнуть, что все направления деятельности публичной библиотеки, выполняющей мемориальную функцию, показаны во взаимосвязи, позиционирующей библиотечно-музейное учреждение как единую структуру.

Особо отметим проведенный В.П. Викуловой комплексный, построенный «зеркально» анализ библиотечной и музейной работы одного из уникальных московских учреждений культуры – возглавляемой ею Центральной городской библиотеки – мемориального центра «Дом Гоголя». Успешная профессиональная деятельность этой, одной из старейших московских библиотек продемонстрировала возможность «примирения» двух до сих пор казавшихся антагонистическими противоречий между «библиотечным» и «музейным» подходом к предмету. Ни для кого не секрет, что для библиотекаря главным является «использование» того, что есть в фонде. Книга должна выдаваться читателю. Для музейного работника предмет в первую очередь должен храниться, во вторую – показываться (экспонироваться). Известно, к каким драматическим коллизиям привело, например, решение Министерства культуры СССР в конце 80-х гг. о переводе редких фондов музейных библиотек в музейный фонд. Из обращения были фактически изъяты ценнейшие источники информации, парализована информационная работа многих ведущих библиотек.

В монографии на примере нового полифункционального типа библиотек-музеев доказано, что эти, казалось бы, взаимоисключающие функции могут не только сосуществовать, но и взаимно дополнять друг друга. Обширный эмпирический и статистический материал, а также результаты проведенного социологического исследования не оставляют сомнений в успешности практического синтеза библиотечного и музейного направлений.

Обобщение фактов и разработанные автором методологические подходы стали основой для формирования целостной, логически четко выстроенной модели полифункциональной библиотеки нового типа, вобравшей все лучшее, что достигнуто публичными библиотеками.

В заключение отметим, что данная монография, несомненно, будет интересна самому широкому кругу библиотечных специалистов – теоретикам и практикам, историкам и тем, кто изучает новейшие тенденции в библиотечном деле.

М.Д. Афанасьев,
кандидат педагогических наук, директор Государственной публичной исторической библиотеки России,
член Общественного комитета содействия развитию библиотек России,
заслуженный работник культуры Российской Федерации

Глава 2 Характеристика мемориальной деятельности публичной библиотеки: организационно-управленческий аспект (отрывок)

2.1. Анализ основных направлений мемориальной деятельности публичной библиотеки

Анализ практического опыта деятельности публичных библиотек показал, что в последние десятилетия происходит возрождение традиций полифункциональных культурных институтов по примеру общедоступных учреждений культуры прошлого, где вместе функционировали читальный зал, литературный салон, клуб по интересам, музейная экспозиция, театр и даже чайная.

С 90-х гг. XX в. в России, а еще ранее – за рубежом вновь становится актуальной просветительская миссия библиотек. Мемориальная функция публичной библиотеки как средство просвещения, нравственного, патриотического воспитания, а также формирования культурной самоидентичности в современных условиях получает все большее развитие. Подтверждением служат многочисленные факты создания на базе библиотек и частных книжных собраний многоаспектных культурных институтов и музеев разного профиля: краеведческих, литературных, исторических и т. д.

Модель библиотеки в большинстве случаев формирует реальная жизнь, определяя социально-культурную роль учреждения и назначение его в обществе, от которых, в свою очередь, зависит выбор форм и методов реализации мемориальной функции в работе каждой конкретной публичной библиотеки.

Взяв за основу три направления деятельности полифункционального культурного института – библиотечно-информационное, музейное и научно-исследовательское, проанализируем с помощью таблиц опыт современных публичных библиотек, выделим наиболее показательные в данном отношении учреждения и охарактеризуем формы и методы их работы, а также особые мероприятия, осуществляемые в рамках мемориальных задач.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17