Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Издания для профессионалов
Издания для профессионалов Электронная информация и электронный ресурсы

Земсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотекиЗемсков А.И., Шрайберг Я.Л. Электронная информация и электронные ресурсы: публикации и документы, фонды и библиотеки / А.И. Земсков, Я.Л. Шрайберг; под ред. Л.А. Казаченковой. – М.: «Издательство ФАИР», 2007. – 528 с.: ил. – (Специальный издательский проект для библиотек).

Цель настоящей книги – предоставить читателю возможность первоначального ознакомления с обзорным и фактическим материалом по данной тематике. По сути это – полномасштабное введение в курс по электронным документам, электронным фондам и публикациям и электронным библиотекам, хотя по ряду разделов мы достаточно серьезно углубились в разъяснение этих явлений действительности


1.1. Информационное общество и информационная инфраструктура. Путь России (отрывок)

Рассуждать о процессе становления информационного общества стало достаточно обычным делом для политиков и библиотекарей. Интересующихся всеми аспектами этой темы мы отсылаем к специальной литературе, благо ее имеется несметное количество. Поисковая система Яху (Yahoo.com) дает 47,5 млн. документов по этому запросу, а российский сайт «Гугл» (Google.ru) – более 400 тыс. документов. Так что выбор вполне достаточный!

ЮНЕСКО в последние несколько лет изменило свой подход к определению эволюционирующего общества и трактует сегодня информационное общество как переходный этап на пути к обществу, построенному на знаниях (или как его иногда упрощенно называют «общество знаний»).

Тем не менее, чтобы достичь уровня, который предполагает наступление этапа информационного общества, нужно еще очень многое сделать, в первую очередь в области развития и применения ИКТ в большинстве стран мира, включая и Россию.

Объем доступной информации в современном обществе давно уже растет неимоверно быстро, что вполне естественно. «Вложения в знания всегда приносят наибольшую прибыль» – эту мысль Бенджамина Франклина человечество усвоило. Как утверждает «Британская энциклопедия» («Британника»), с развитием книгопечатания с XIV в. в Европе количество книг удваивалось каждые 7 лет. Теми же темпами в мире в XX в. росло количество публикуемой научно-технической информации. Точно также наращивался объем деловой (бизнес) информации в США в 80-х гг. прошлого столетия. Однако в последние 15-20 лет, с развитием технологий электронных публикаций, процесс пошел значительно быстрее.

Эти изменения выразились в том, что основную долю активов наиболее динамичных компаний составляют не традиционные ценности – земля, здания, оборудование, дороги, системы электро-, водо- и теплообеспечения, системы утилизации отходов и т. п., а совсем другие, интеллектуальные, ценности – стоимость полученных патентов, раскрученной торговой марки и накопленного опыта, подготовленного персонала и т.п. Например, хорошо известная в России компания «Моторола» (Motorola) на июнь 2004 г. являлась владельцем 4900 патентов! Естественно, что и основой деловых транзакций в такой экономике является не транспортировка товара, а передача информации и, естественно, ИКТ. Такого рода экономика, опирающаяся на аккумулированное знание, ИКТ и информацию в целом, и стала основой построения информационного общества, большое значение для развития которого имеют гуманитарные и социальные аспекты, а именно: формулирование прав и обязанностей каждого человека и общества в целом, стремление обеспечить равный доступ к информации, открытость действий компаний и правительственных органов и одновременно ответственность граждан за разумное и рачительное пользование информацией и достойное поведение в виртуальном мире.

Вот как характеризовала в 1998 г. основные черты информационного общества и задачи, стоящие перед библиотеками и информационными центрами, г-жа Маргарет Хэйнс (Margaret Haynes), исполнительный директор Британской комиссии по библиотекам и информации. Библиотеки и информационные центры действуют в быстро меняющемся внешнем окружении, в котором:

• свободный доступ к информации составляет основу демократического общества;

• информация является международным товаром;

• знание составляет основу любой экономической активности;

• промышленность все больше и больше оказывается в зависимости от информированного работника;

• информация доступна, организованна и управляема;

• информационные потребности становятся все более сложными;

• технологические достижения создают потенциал для обеспечения всеобщего доступа к информации.

Библиотеки и информационные службы могут внести существенный вклад в повышение уровня жизни, поскольку они:

• создают существенно значимый сектор экономики;

• составляют необходимую часть благополучия отдельных лиц, сообществ и общества в целом;

• являются памятью общества, собирая и сохраняя знания;

• повышают ценность знания путем его оценки, обеспечения доступности, осуществления посреднических функций, формирования и продвижения;

• помогают творческому самовыражению человека, обеспечивают доступ к знанию, дают возможность получать непрерывное образование и участвовать в социальных, культурных мероприятиях;

• расширяют возможности личности, открывая новые ресурсы и предоставляя информацию соответствующим группам пользователей, облегчая приобретение навыков работы с информацией, столь необходимых для жизни в современном мире;

• показывают важность коллективной деятельности, формируют ощущение общности в данном регионе и предоставляют место, где люди ощущают себя в безопасности в рамках системы общих ценностей.

В настоящее время все типовые черты, отмеченные для британской системы в 1998 г., проявляются и во многих других странах, в том числе и в России.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17