Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Фоторепортажи
Фоторепортажи Впечатления и размышления об организации обслуживания в публичных библиотеках Франции

Впечатления и размышления об организации обслуживания в публичных библиотеках Франции
Париж – Лион (Франция), 15–24 августа 2014 г.

«Всё для посетителей!» – примерно так одной фразой можно охарактеризовать постановку обслуживания в публичных библиотеках Франции, где с профессиональными целями довелось побывать во время Всемирного библиотечного и информационного конгресса – 80-й Генеральной конференции ИФЛА с 15 по 24 августа 2014 года. Возможность познакомиться с библиотеками стран, принимающих этот международный форум – один из привлекательных моментов проведения конференций ИФЛА в разных государствах.

Реформирование французской библиотечной отрасли на протяжении последних лет способствовало тому, что теперь практически каждая публичная библиотека располагается в самостоятельном здании, часто выполненном по индивидуальному проекту с уникальной планировкой помещений, техническим оснащением и соответствующим оформлением интерьеров, в чём мы смогли убедиться, лично побывав в нескольких публичных библиотеках Лиона и Парижа. Итак…

Библиотека для пользователей

Именно во Франции, во французском библиотековедении конца ХХ века, был впервые введён и стал активно использоваться термин «медиатека» по отношению к деятельности публичных библиотек, появилась даже соответствующая должность – медиатекарь.

Здание Медиатеки квартала Башю в Лионе отличается современной архитектурой, много стекла, открытых пространств, обслуживание технологично и дружелюбно, что очень притягательно для большого числа пользователей. В фонде гармонично представлены материалы на различных носителях, хотя объём электронных ресурсов впечатляет, занимая обширные пространства на специальных стеллажах открытого доступа. Большинство сотрудников сосредоточено в холле первого этажа, где есть несколько информационных стоек, а также расположены станции самообслуживания, периодические издания и фонд комиксов. Библиотека занимает несколько этажей, оборудованных и оформленных в одном общем стиле и по периметру замыкающихся на сквозной атриум. Есть отдельное пространство (лофт) для посетителей младшего возраста, где дети вместе с родителями имеют возможность находиться в адаптированных условиях и получают возможность играть, брать ориентированные на них книги, смотреть видео. Мебель и интерьеры в этой зоне особенно яркие и удобные, много узнаваемых визуальных объектов.

Хотелось бы отметить часы работы, которые разнятся у библиотек города, что позволяет им «замещать по времени» друг друга (например, в день нашего посещения библиотека работала с 13 до 19 ч., а в другие дни с 10 до 19 ч.), но еще два выходных дня в неделю (воскресенье и понедельник) у всех библиотек системы... В то же время мы поняли, что много построено здесь на технологических возможностях удалённого доступа к ресурсам библиотеки, также работает несколько внешних книгоприёмников.

Главная в сети муниципальных библиотек Лиона – Библиотека муниципального района Пар-Дьё – поражает нестандартным по архитектуре большим зданием с огромными стилизованными часами над порталом, просторными светлыми залами, удобным и красивым по дизайну пользовательским пространством с минимальным числом сотрудников, выступающих преимущественно в роли консультантов. Приветствуется фактически полная самостоятельность посетителей, имеющих возможность самим оформить читательский билет, воспользоваться стойками с электронным каталогом, отобрать из фонда открытого доступа любой документ, поработать с библиотечными электронными ресурсами, выйти в интернет, оформить (сдать-получить) необходимые материалы на станции самообслуживания… Современный стильный облик, актуальный документный фонд, хорошее компьютерное оборудование, инновационные формы и методы обслуживания привлекают огромное количество посетителей, особенно из числа молодёжи, в чём мы смогли убедиться.

Эта общедоступная библиотека, предлагая услуги для всех, принимает более миллиона посетителей в год. В её фондах более 1,8 млн. документов, включая немало редких и старинных книг, изданий по музыке и искусству, в том числе современному. Собираются также региональные материалы – книги, газеты, журналы, фильмы, карты и планы. Часть фонда – это общегородской депозитарий (17 этажей), из которого можно заказать любое издание во все городские библиотеки.

И ещё одна небольшая библиотека – третья из лионской сети муниципальных – попалась нам в старой части города (район Сен-Жан). Не лучшая из увиденного, нуждается в ремонте и, как нам показалось, в более приветливых сотрудниках, но реально посещаемая. Привлекло внимание историческое «дворцовое» здание, в котором библиотека размещается с 1909 г., находясь рядом с почитаемым городским кафедральным собором. Как мы узнали, до 1972 г. она была главной в городской сети. Удалось посетить только часть помещений, ибо детское отделение, к сожалению, было закрыто до 15 ч., а мы там были гораздо раньше...

Библиотека актуальной литературы

Именно так можно с полным основанием квалифицировать Публичную информационную библиотеку Национального центра искусства и культуры им. Жоржа Помпиду в Париже, которую мы посетили после основной программы Конгресса ИФЛА, приехав на полтора дня в столицу Франции на постконференцию одной из секций. Мы прежде много слышали про неё и теперь воочию убедились, что это крупнейшая современная публичная библиотека Франции с высоким уровнем технической оснащённости, созданная на принципах общедоступности и бесплатности. Библиотека была открыта в 1977 г., а в 2000 г. завершена её реконструкция (модернизация) и для библиотеки начался новый этап развития.

Публичная информационная библиотека занимает три этажа здания Центра (15 000 кв. м.) и организовано по принципу гибкой планировки. Примечательно, что пространство этажей почти полностью свободно от стен, перегородок и конструкций, препятствующих свободному передвижению, организовано так, что всё просматривается и достаточно легко сориентироваться и самостоятельно, выбрать свой алгоритм действий на библиотечной территории. Масштабы этих залов, оснащённые удобными рабочими местами и переполненные разновозрастными пользователями, поистине поражают и впечатляют, заставляют задуматься о причинах такой недосягаемой популярности этого места.

Для удобства многочисленных посетителей выделено шесть зон обслуживания: две общие с размещением печатных изданий на полках открытого доступа и четыре специализированные: «звук и видео» (фонд документальных фильмов, записей музыкальных произведений, звучащих текстовых документов, а также цифровых записей встреч, конференций, семинаров), «самообразование» (своеобразная лаборатория для изучения иностранных языков, подготовки к экзаменам, снабжена большим числом автоматизированных рабочих мест), «печать» (региональная, национальная и международная пресса на бумажных носителях, CD-ROM, микрофильмах, а также базы в интернет) и «справочно-информационное обслуживание» (выполнение справок и индивидуальная помощь в осуществлении документного поиска, а также практическая помощь в поиске работы, получения образования и т.д.). Специализированные зоны «звук и видео» и «самообразование» отделяют от общей зоны обслуживания, в данном случае, звуконепроницаемые легкие прозрачные перегородки.

Порадовало особое внимание к обслуживанию пользователей с нарушениями зрения (слепых и слабовидящих) – на первом этаже библиотеки расположено пять специальных кабин, оснащённых компьютерами со шрифтом Брайля, выполнением голосовых команд и выходом в интернет.

Публичная информационная библиотека в Париже – это не только пространство для чтения текстов и работы с собственными материалами и электронной аппаратурой, открытое для всех (вход совершенно свободен) и с традиционным для современных общедоступных библиотек акцентом на самостоятельность, но и площадка для культурных мероприятий (лекций, дискуссий, выставок, показов документального кино), центр внедрения профессиональных инноваций для специалистов других публичных библиотек, включая зарубежные. Она бесплатна, доступна без предварительной записи и открыта с 11 до 22 часов все дни недели (кроме вторника), работая даже в официальные праздничные дни (включая Рождественские праздники).

О составе фонда стоит сказать отдельно. Библиотека располагает универсальным фондом актуальных печатных изданий – 430 000 ед. Ежегодно приобретается примерно 21 000 экземпляров новой литературы, потому свыше 11% книг в фонде – издания последних 1–3-х лет. Библиотека располагает завидно богатой коллекцией энциклопедических и других справочных материалов в разных форматах: печатных, аудиовизуальных и электронных. Особо отметим, что библиотека не комплектуется учебниками и не рассчитана на студенческую аудиторию, поскольку она концептуально создавалась главным образом для «неучащейся публики» (в первую очередь тех, кто не имеет возможности по каким-то причинам продолжать своё образование в учебных заведениях). На практике ситуация сложилась иначе: библиотека очень популярна среди студентов и лиц уже имеющих высшее образование – таковых среди пользователей больше трёх четвертей. При этом доля студентов продолжает неуклонно расти, причём эта тенденция отмечается и в других публичных библиотеках Франции: практика коллег свидетельствует, что новые или реконструированные библиотеки становятся всё более привлекательными для молодёжи.

В настоящее время приоритетными задачами Публичной информационной библиотеки им. Ж. Помпиду в Париже являются поиски новых путей наилучшего (адекватного, ожидаемого) удовлетворения растущих и постоянно меняющихся потребностей (запросов) пользователей (в том числе в электронной среде) при сохранении принципов общедоступного и бесплатного библиотечного обслуживания.

Ещё раз подчеркну, что непривычно огромные площади открытого пространства восхищают неимоверным числом посетителей, одномоментно находящихся там! Даже затруднительно сказать, какое количество людей находилось здесь в момент нашего посещения, такое ощущение, что несколько тысяч... Посмотрев позже опубликованные в печати и на сайте библиотеки материалы, поняла, что её ежедневно посещают 5–7 тысяч человек, в воскресенье – наиболее высокий уровень посещаемости, а самое «тихое» время – летние месяцы. Как шутят сами сотрудники, очередь на вход в библиотеку – её главный недостаток! О таком недостатке многие российские библиотеки пока только мечтают…

Практика французских публичных библиотек, увиденная нами в процессе знакомства с их повседневной деятельностью, а также представленная в докладах коллег на Конгрессе, ярко демонстрирует эффективные подходы к организации библиотечного обслуживания всех категорий граждан, активную востребованность библиотек как центров местного сообщества, авторитетных информационных навигаторов и желанной коммуникационной среды, достойных пребывания в них культурных площадок… Уверена, нам всем есть чему поучиться у французских коллег, творчески восприняв и приумножив их профессиональный опыт.

Текст и фото: М.П. Захаренко, заместитель директора Российской государственной библиотеки для молодёжи по научной и методической работе

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17