Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Фоторепортажи
Фоторепортажи Знакомство с опытом американских коллег

Знакомство с опытом американских коллег

По приглашению Центра международных библиотечных программ (Центра Мортенсона) Иллинойского университета (Урбана-Шампейн, США) группа ведущих российских библиотечных специалистов из 14 городов с 1 по 12 июля 2013 г. прошла обучение в рамках специально разработанной программы профессионального лидерства. Делегацию ведущих специалистов РГБМ из шести человек возглавляла директор библиотеки, вице-президент РБА И.Б. Михнова. Наряду со многим другим, нам довелось познакомиться с опытом работы разветвлённой библиотечной сети Иллинойского университета, детских и молодёжных подразделений городских публичных библиотек иллинойских городов Чикаго, Эванстон, Урбана и Шампейн, а также деятельностью Центра детской литературы и Библиотеки общеобразовательной старшей (8–12 классы) школы при Иллинойском университете.

Обучение проходило на площадках университетского кампуса, находящегося на территории двух городов – Урбана и Шампейна. Иллинойский университет знаменит тем, что располагает одной из самых крупных и богатейших вузовских библиотек мира – документный фонд более 24 миллионов экземпляров. Здесь осуществляется лучшая подготовка библиотечных кадров в стране, наряду с физиками и инженерами. Готовит библиотекарей Высшая школа библиотечных и информационных наук при Библиотеке университета.

Центр Мортенсона основан в 1991 году с целью корпоративной консолидации и взаимодействия с международным сообществом библиотекарей по профессиональному развитию и образованию.

Профессионально-образовательная программа была очень насыщена по тематике и содержанию, разнообразна по формам занятий (лекции, семинары, тренинги, экскурсии по библиотекам). Приветствовалось активность аудитории, выступления с комментариями и вопросами, инициировались дискуссии.

Доктор философии, профессор Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета Боб Бургер представил «Обзор структуры и деятельности публичных библиотек США». Материал лекции позволил получить представление о том, как организовано библиотечное обслуживание в стране, какие источники финансирования американских библиотек, кто формирует библиотечную политику, какие специалисты работают в библиотеках и кто их готовит и т.д.

Будущее библиотек зависит от того, насколько мы – сотрудники – понимаем настроение и проблемы общества; библиотекам важно знать, как их воспринимают во внешнем мире, чтобы формировать отношение к себе; необходимо сотрудничество библиотек с общественными негосударственными организациями и местными властями. Таков основной вывод тренинг-семинара «Роль общественных (публичных) библиотек в поддержке местного сообщества», который представила Сюзан Шнуэр, заместитель директора центра Мортенсона, бывший президент Американской библиотечной ассоциации (АLА).

Ярким и эмоциональным было выступление сотрудника библиотеки общеобразовательной старшей школы при Иллинойском университете Франсис Харрис с лекцией «Общее образование в США и отличительные особенности школьных и публичных библиотек». Интересно, что в Америке 12 классов средней школы и нет единого образовательного стандарта, потому очень разнится бюджет школ и их библиотек на различных территориях. Задачи школьных библиотек: обеспечение пространства для чтения и совместной работы учащихся, формирование и поддержание информационной культуры, обучение ответственному использованию ИКТ.

Об основных проблемах и трендах библиотечных услуг для молодёжи рассказала профессор Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета Карол Тили. Во многих (более 9 тыс.) публичных библиотеках США функционируют специальные подразделения для работы с молодёжью, но в большинстве случаев нет специально подготовленных сотрудников. Около 5 тыс. библиотекарей являются индивидуальными членами Ассоциации библиотечных услуг для молодёжи. Подростки активно вовлекаются в жизнь библиотек, в том числе участвуют в формировании их интерьера и комплектовании фонда, деятельности так называемых наблюдательных советов, пишут рецензии на прочитанные книги для сверстников. Услуги для подростков – сравнительно новый аспект деятельности американских публичных библиотек, хотя особые стандарты библиотечного обслуживания стали формироваться ещё в 1960–1970-хх годах. Наличие специализированных фондовых материалов (в частности, в молодёжной среде США очень популярны комиксы и настольные игры) обуславливает появление нетрадиционных для публичных библиотек услуг, выделение более длительных часов работы для молодёжных зон (лофтов). В качестве ключевых аспектов успешной деятельности таких специализированных библиотечных структур можно выделить: привлечение подростков к сотрудничеству; обеспечение обстановки поощряющей их эмоциональное, социальное и интеллектуальное развитие; обеспечение библиотечного пространства, отражающего общество, в котором живут подростки; формирование и развитие библиотечных ресурсов, поддерживающих образовательные потребности и досуг тинейджеров; составление правил пользования, позволяющих молодым пользователям чувствовать себя «радушно принятыми» и в безопасности; предоставлять комфортные и адекватные потребностям молодёжи мебель и технологии.

Крайне интересным и полезным был тренинг-семинар «Позитивная философия работы с посетителями библиотек», представленный психологом-консультантом Джен Айсон. Главный посыл – от работы нужно получать удовольствие и делать пользователей счастливыми, т.е. должен быть обоюдный позитивный настрой. Посетитель библиотеки должен быть «настроен» на услугу. Важно «активное присутствие», действенность на работе, а не просто пребывание на рабочем месте.

Узнать что такое стиль поведения, как он формируется и от чего зависит, какие бывают стили и как они проявляются во взаимоотношениях с коллегами, позволит тренинг «Лидерские качества в профессиональной среде» (тренер-консультант Ширли Стелбринк). То как мы работаем, как себя ведём, что и как говорим, о чём думаем, как организуем взаимоотношение с внешним миром и что другие видят в нас, зависят от прошлого опыта и сегодняшнего окружения конкретного человека. Существуют разные стили поведения, но ни один стиль не является лучшим или худшим, надо быть более гибким в общении с людьми, пытаться понять стиль поведения другого (коллеги, пользователя, любого собеседника) и действовать с этим знанием, адаптируя своё коммуникативное поведение.

В публичных библиотеках США интерес к маркетингу усилился в последние 5–6 лет, поскольку нужно постоянно доказывать свою нужность и важность. Библиотеки инициируют заказные платные исследования реального и потенциального рынка своих услуг, воспринимая это как инвестиции в перспективу. Главный акцент сегодняшнего дня – клиентоориентированность, потому основная цель библиотечного маркетинга – хорошее обслуживание пользователей. Вследствие чего предлагаемые библиотекой услуги должны быть гибкими и адаптируемыми. Этой теме был посвящён тренинг-семинар «Маркетинг публичных библиотек», проведённый Мег Эдвардс – консультантом и координатором Высшей школы библиотечных и информационных наук Иллинойского университета.

С популярной программой для местных школ познакомили Скотт Шварц, директор музыкального архива Университета и Мартин Стромберг, руководитель отдела манускриптов Библиотеки Университета. Университетская библиотека разработала программу для местных школ об американской истории, состоящую из 4-х модулей (рассказывают об истории США, географии, развитии общества, экономике, культуре). Практикуется вовлечение детей в процесс подготовки отдельных мероприятий – совместно продумывать сценарии, сочинять истории, писать песни и музыку, шить исторические костюмы и изготавливать другую атрибутику, разучивать этнические танцы. Подобные активные занятия включаются в программы школьного обучения.

Очень полезным было знакомство с деятельностью Американской библиотечной ассоциации (ALA) в её штаб-квартире в Чикаго. ALA – старейшая (с 1876 г.) и самая крупная в мире – 60 тысяч членов, большинство из них – индивидуальные. Свыше 2 тыс. членов из других стран (всего представлено более 100 стран), из России – всего две библиотеки, одной из которых является РГБМ. Руководство Ассоциации рассматривают свою деятельность с позиций современного бизнеса. Основная задача – продвижение библиотеки в обществе, повышение статуса профессии, улучшение качества работы библиотек и их поддержка. Актуальные задача на сегодня: убедить производителей электронных изданий передавать их в библиотеки, чтобы те могли выдавать эти книги как бумажные. ALA также борется за равные возможности библиотек в использовании Интернета. В дополнение к университетским программам (библиотечным школам) ALA также осуществляет обучение сотрудников библиотек, в основном дистанционно. Также упор делается на обучение менеджеров среднего звена лидерским качествам. Кроме того, Ассоциация официально аккредитует все профессиональные образовательные программы подготовки библиотечно-информационных кадров.

Непосредственное знакомство с практическим опытом работы различных американских библиотек позволило прийти к однозначному выводу о том, что библиотеки в США являются значимой частью национальной культуры и образования, и важной составляющей инфраструктуры жизни местного сообщества, активно востребованы молодёжной пользовательской аудиторией. В отличие от наших сограждан, американцы чётко осознают, что библиотеки организованы и функционируют на средства из местного бюджета, сформированного за счёт налогоплательщиков. Абсолютно все библиотеки (включая вузовские) – общедоступны и бесплатны.

В американских библиотеках, обсуживающих подрастающее поколение, главным считается предоставление молодым пользователям необходимых им технологических ресурсов, а фонд и библиотечная среда взаимодополняют друг друга. Основной посыл – молодым нужны собственное пространство в любой библиотеке, которая их обслуживает, и профильные фонды с адаптированными к запросам услугами и понимающими пользователей сотрудниками.

Среди приоритетов также взаимодействие библиотеки с внешней средой, укрепление контактов и демонстрация ценности и необходимости услуг библиотеки местному сообществу: важно постоянно доказывать социальную эффективность библиотек, их адекватную ресурсную затратность посредством маркетингового инструментария и библиотечной адвокации.

Великолепным дополнением к профессиональной программе стала культурная программа. Нам посчастливилось принять участие в городском параде-шествии в честь Дня независимости США, побывать в поселении амишей и познакомиться с их бытом, в День города посетить Художественный музей Чикаго и полюбоваться городским пейзажем с высоты 103 этажа Вилли-тауэра – самого высокого (110 этажей!) небоскрёба Америки, а также совершить незабываемую прогулку на теплоходике по озеру Мичиган…

Насыщенная программа пребывания предоставила нам уникальную возможность получить многоаспектное представление о разнообразной профессиональной и культурной жизни Северной Америки. Знакомство с библиотеками США оказалось особенно интересным и плодотворным. Опыт коллег укрепил нас в убеждении, что современная российская библиотека должна позиционировать себя именно как привлекательная общедоступная среда для каждого.

Марина Захаренко,
заместитель директора по научной и методической работе Российской государственной библиотеки для молодёжи

Обучение проходило на площадках университетского кампуса
Обучение проходило на площадках университетского кампуса
Территория университетского кампуса
Территория университетского кампуса
Открытие программы. Выступает директор Центра Мортинсона Барбара Форд
Открытие программы. Выступает директор Центра Мортинсона Барбара Форд
Открытие программы
Открытие программы
Тренинг «Лидерские качества в профессиональной среде»
Тренинг «Лидерские качества в профессиональной среде»
Во время занятий
Во время занятий
Один из корпусов Библиотеки Иллинойского  университа на территории кампуса.
Один из корпусов Библиотеки Иллинойского университа на территории кампуса.
Университетская библиотека
Университетская библиотека





И снова работа на семинаре
И снова работа на семинаре


Обсуждение профессиональных вопросов
Обсуждение профессиональных вопросов
После вручения сертификатов
После вручения сертификатов
Российская делегация в гостях у Ричарда и Сюзан Шнуэр
Российская делегация в гостях у Ричарда и Сюзан Шнуэр
В этом здании расположена штаб-квартира Американской библиотечной ассоциации в Чикаго
В этом здании расположена штаб-квартира Американской библиотечной ассоциации в Чикаго
Встреча в штаб-квартире ALA
Встреча в штаб-квартире ALA
Публичная библиотека Урбана
Публичная библиотека Урбана








Публичная библиотека Шампейна
Публичная библиотека Шампейна





Публичная библиотека Эванстона
Публичная библиотека Эванстона


Встреча с директором библиотеки Карен Данчак Лайонс
Встреча с директором библиотеки Карен Данчак Лайонс








Публичная библиотека Чикаго
Публичная библиотека Чикаго





Молодежная зона библиотеки
Молодежная зона библиотеки


Детская зона
Детская зона
Зимний сад библиотеки
Зимний сад библиотеки
Чикаго с высоты 103-го этажа небоскрёба
Чикаго с высоты 103-го этажа небоскрёба



Парад в честь Дня независимости
Парад в честь Дня независимости


© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17