Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 

Современный читатель и современная библиотека: выбор коммуникативных практик»

18.12.2018

С 30 ноября по 2 декабря в г. Дивногорске, на базе Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры, прошёл межрегиональный мастер-форум «Современный читатель и современная библиотека: выбор коммуникативных практик». Мероприятие объединило более 90 участников руководителей и молодых специалистов библиотек, специалистов по работе с молодёжью, педагогов общеобразовательных школ Красноярского края, Иркутской области, Республики Крым, Республики Тыва и Республики Хакасии.

Цель проведения мастер-форума – определение перспектив развития современной библиотеки, работающей с молодёжью, в условиях технологических, социальных и культурных изменений. Организатором форума выступила Красноярская краевая молодёжная библиотека при поддержке министерства культуры Красноярского края, Российской библиотечной Ассоциации (молодёжной секции), Красноярской региональной общественной организации «Союз библиотечной молодёжи», Красноярского краевого научно-учебного центра кадров культуры.

В приветственном слове заместитель министра культуры Красноярского края Ольга Сергеевна Васильева пожелала участникам плодотворной работы, воплощения замыслов и новых проектов. По её словам, одной из главных задач библиотек на современном этапе является поддержка и продвижение чтения, реализация новых моделей взаимодействия с пользователями библиотек.

С открытой лекцией «Библиотека и библиотекари в эпоху искусственного интеллекта и тотальной роботизации» выступил Вадим Константинович Степанов, доцент кафедры информатизации культуры и электронных библиотек Московского государственного института культуры, кандидат педагогических наук. Он подчеркнул, что чтение в эпоху триумфального шествия искусственного интеллекта становится элитарным, развивает воображение. Задача библиотеки – стать таким социальным институтом и центром интеллектуального развития, который бы стимулировал и обеспечивал познавательно-творческую деятельность, был пространством для реализации идей сообщества. Молодым инициативным специалистам библиотек отводится в этом процессе важное место.

Спикерами проблемного семинара «О современных ценностях и смыслах библиотечной деятельности» выступили руководители модернизированных библиотек Красноярского края. Проект модернизации муниципальных библиотек в Красноярском крае «Городская библиотека» осуществляется с 2015 года. В проект вовлечены уже 20 библиотек, расположенных в 11-ти муниципальных образованиях региона. Основные принципы данного проекта – доступность, открытость, комфортность.

Руководители модернизированных библиотек поделились опытом, рассказали о том, как изменились подходы к организации работы с читателями; как создаются новые форматы взаимодействия библиотеки с местным сообществом; как библиотеки сохраняют свои исторически сложившиеся, индивидуальные особенности; как библиотекари формируют сегодня новые компетенции; что привлекает молодёжь в современных библиотеках.

Теме использования социальных медиа для продвижения чтения был посвящён мастер-класс «Социальные сети в 2018 году: не ждём читателя, а идём навстречу ему». Мастер-класс провела Юлия Владимировна Семёнова, SMM-редактор Российской государственной библиотеки. На конкретных примерах были рассмотрены варианты и способы работы библиотекарей с группами пользователей в социальных сетях.

Интенсивный семинар «Развитие ключевых «навыков будущего» у современной молодёжи» провёл Александр Альбертович Иоффе, преподаватель кафедры общественных связей Сибирского государственного университета науки и технологий им. академика М.Ф. Решетнёва, доцент, креативный директор Агентства Публичный Коммуникаций. На примере поколения Z Александр Альбертович рассказал, почему молодёжи не интересно получать традиционные знания. Он познакомил участников семинара с различными приёмами формирования у современной молодёжи таких навыков как работа в команде, развития ключевых навыков будущего – критического, креативного, экологического мышления.

Ведущим профессиональной панели «Актуальная проблематика и современные практики в информационно-библиотечном обслуживании молодёжи» выступил Сергей Валерьевич Костылев, старший преподаватель кафедры рекламы и социально-культурной деятельности Сибирского федерального университета, эксперт Всероссийского конкурса молодёжных проектов Федерального агентства по делам молодёжи.

В рамках профессиональной панели успешными практиками делились молодые специалисты муниципальных библиотек Красноярского края из Канска, Красноярска, Норильска, Лесосибирска, Боготольского района, Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина, Крымской республиканской библиотеки для молодёжи, Национальной библиотеки им. А. С. Пушкина (Республика Тыва).

Докладчики рассказали о том, как реализуются проекты:

  • – направленные на содействие в реабилитации детей с ограниченными возможностями (Алена Владимировна Сатарова, библиотека «Семейного чтения» № 3 «Централизованной библиотечной системы» города Норильска);
  • – о новых подходах в работе по краеведению (Лилия Валерьевна Корчицкая, Центральная городская детская библиотека им. Н.А. Островского, г. Красноярск);
  • – о формировании литературного интереса у молодёжи к творчеству В.П. Астафьева (Ксения Сергеевна Ямщикова, Молодёжная библиотека, г. Канск);
  • – о PR-деятельности в социальных сетях (Полина Сергеевна Маркова (Городская библиотека им. Н. Добролюбова, г. Красноярск; Городская библиотека им. Р.Х. Солнцева, г. Красноярск);
  • – о новых формах и методах развития читательской компетенции молодёжи в программе внеклассного чтения (Ирина Вадимовна Назаренко, Центральная городская библиотека, г. Лесосибирск);
  • – о создании на базе библиотеки клуба-мастерской «ТехноМИР» (Ксения Александровна Лалыко, филиал № 13 «Критовская библиотека Боготольского района) и др.

В работе библиотек активно используются возможности арт-терапии, которая является одним из основных направлений в социальнокультурной практике. Библиотеки усиливают социальные, реабилитационные, профилактические функции в местном сообществе. Библиотека может быть центром адаптации мигрантов и центром по работе с осужденными. Об этом свидетельствует практика Иркутской областной юношеской библиотеки им. И.П. Уткина. В Республике Тыва, к примеру, Национальная библиотека им. А.С. Пушкина стала центром поддержки образовательного и научного сообщества. Библиотека сегодня – коммуникативная и социокультурная площадка (Александра Викторовна Павловская, Крымская республиканская библиотека для молодёжи).

Программным мероприятием стал семинар-погружение «Геймификация образования». Целью его было знакомство с технологиями интеграции интеллектуальных игр в образовательный процесс учебных заведений общего и дополнительного образования. Участники семинара-погружения в теории и на практике изучали перспективные методики обучения и проверки знаний в разных областях. Программа семинара включала в себя тренинг «Интеграция интеллектуальных игр в учебный процесс», в рамках которого были разобраны форматы интеллектуальных игр и их техническая сторона, практическое занятие «Создание игровых материалов» и психологический тренинг по командообразованию.

Спикерами семинара стали: педагог дополнительного образования, Президент Городского интеллектуально клуба «Инсайт», г. Добрянка (Пермский край) Александр Евгеньевич Барышников; руководитель краевого интеллектуального клуба Красноярской краевой молодежной библиотеки Александр Михайлович Булавчук; психолог Красноярского молодёжного центра «Свое дело» Людмила Викторовна Ермакова.

В завершение форума состоялось награждение финалистов открытого конкурса инновационных практик молодых библиотекарей Красноярского края. В конкурсе приняли участие 53 библиотекаря из 24 городов и районов региона. Победителем конкурса стала библиотекарь Городской библиотеки им. Ю.Р. Кисловского г. Канска Наталья Валерьевна Брюханова (проект «Мобильный краеведческий маршрут»).

Подводя итоги, участники сходились во мнении о том, что мероприятие стало уникальной возможностью для библиотекарей, специалистов, работающих с молодёжью, повысить свою профессиональную компетентность, обменяться опытом успешных практик работы, наладить профессиональные контакты с коллегами из библиотек регионов России.

Н.А. Сангаджиева,
учёный секретарь Красноярской краевой молодёжной библиотеки

Последние события:

8.06.2019

В боливарах и с бакенбардами – в Челябинске отметили день рождения великого поэта

Источник: Красноярская краевая молодежная библиотека

Другие новости библиотеки:

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–18