Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Исследования и методические материалы Макаренко Т.С. Программно-проектная деятельность молодых специалистов библиотек

Программно-проектная деятельность молодых специалистов библиотек

Татьяна Сергеевна Макаренко,
ведущий специалист Российской государственной библиотеки для молодежи,
кандидат педагогических наук

Социальная политика государства в целом и молодежная политика как ее часть служат предпосылкой и фактором развития творческого начала в профессиональной деятельности молодых специалистов, в том числе работающих в библиотеках. Это выражается, в частности, и в их активном участии в программно-проектной деятельности. Содержательный аспект этой деятельности наиболее отчетливо проявляется в акцентировании внимания на конкретных социальных проблемах в рамках таких, например общероссийских акций, как Год молодежи, Год семьи, Год русского языка.

Молодежная политика регионов и проектная деятельность молодых специалистов библиотек

Влияние молодежной политики на развитие программно-проектного творчества молодых специалистов библиотек рассмотрим на примере двух регионов: Чувашской Республики и города Омска.

Государственная молодежная политика Чувашской Республики представляет собой целостную систему мер правового, организационно-управленческого, финансово-экономического, научного, информационного, кадрового характера, направленных на создание необходимых условий для выбора молодыми гражданами своего жизненного пути, ответственного участия в жизни общества, развития и самореализации личности. На сегодняшний день в Чувашской Республике действует ряд нормативных актов, касающихся государственной молодежной политики. Среди них:

– Закон Чувашской Республики от 30 июля 1992 г. «О государственной молодежной политике в Чувашской Республике»;

– постановления Кабинета Министров «О республиканской программе «Государственная поддержка молодых семей в решении жилищной проблемы на период с 2002 по 2010 годы» (от 15 октября 2002 г. № 274) и «О республиканской целевой программе «Молодежь Чувашской Республики: 2006–2010 годы» (от 20 июля 2005 № 185).

Одно из приоритетных направлений государственной молодежной политики в этой республике – поддержка талантливой и социально активной молодежи. Она выражается в присуждении именных стипендий Президента Чувашской Республики, государственных молодежных премий и др. Первые президентские стипендии были назначены в 1994 году. Такая форма «адресной» поддержки показала свою эффективность. Поэтому 6 марта 2002 г. президент Чувашской Республики Н. Федоров подписал Указ «О мерах по усилению государственной поддержки молодых граждан в Чувашской Республике». В соответствии с ним учреждены ежегодные специальные стипендии «За особую творческую устремленность». Эта награда присуждается одной тысяче молодых людей (среди них есть и библиотекари) за значительные достижения в учебной, исследовательской, научной, творческой, производственной, управленческой деятельности, а также в бизнес-проектировании.

Есть сотрудники библиотек, получающие стипендии не первый год, а ведь повторно они назначаются при наличии действительно высоких достижений на международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских конкурсах, смотрах, выставках, фестивалях, олимпиадах, соревнованиях, а также в производственной деятельности в течение последнего года.

Специальные стипендии стимулируют реализацию творческого потенциала молодых специалистов. Библиотекари, удостоенные стипендии, разрабатывают программы и проекты, направленные на внедрение новых информационных технологий в работу библиотек и создание тех или иных информационных ресурсов, формирование сайтов библиотек, по оказанию методической и практической помощи сельским библиотекарям. Все стипендиаты, работающие в Национальной библиотеки Чувашской Республики являются участниками модернизации сельских библиотек в рамках реализации Указа Президента Чувашской Республики «О создании сельских модельных библиотек в Чувашской Республике» [25, 20].

Библиотечная молодежь г. Омска, объединившись в Молодежный совет Централизованной системы муниципальных библиотек (ЦСМБ) (2002 г.) активно включилась в реализацию многих городских проблем и в том числе молодежных. В этой работе учитывается интеллектуальный и творческий потенциал молодых специалистов» [8].Одна из целей Совета – предоставление молодым специалистам реальной свободы творчества и возможности выступить в новом качестве – не рядовым исполнителем, а автором или менеджером собственных программ и проектов [4]. Новый формат деятельности ЦСМБ обеспечивается творческим подходом и лидерством молодых, внедрением и использованием информационно-коммуникативных технологий, ориентацией на достижение общих целей и ярко выраженным феноменом команды. По мнению председателя Совета Н.И. Вяткиной, он не просто объединил молодых специалистов одной из крупнейших библиотечных систем России, но и придал проектам ЦСМБ новый масштаб и звучание [3]. Программно-проектная деятельность Совета даже на самой начальной стадии получила одобрение местных властей. Постановлением Мэра города Омска № 244-п от 23.06.2004 г. Молодежному Совету ЦСМБ присуждена премия Мэра за создание и реализацию молодежных проектов, направленных на развитие у молодых омичей духовно-нравственных ценностей [17]. Одними из первых здесь были: корпоративный проект «Символы твоей России» (совместно с региональным отделением партии «Единство – Единая Россия» и компанией сибирской сотовой связи «TELE2» – трехмесячная общегородская акция); проект «Россия выбирает Президента» по предложению партнера «Единство – Единая Россия».

Молодежный совет наработал опыт реализации проектов, в которые были вовлечены все библиотеки или группы библиотек, а также разные организации города, а лидеры Совета выступили в качестве менеджеров крупных программ и проектов. Таким образом, реализуемая в ЦСМБ молодежная кадровая политика содействует достижению двух целей: профессиональному росту и закреплению молодых специалистов в библиотеках, а также развитию программно-проектной деятельности, направленной на поднятия престижа библиотеки у омичей.

Проиллюстрируем это положение на примере утвержденной в 2005 г. городской целевой программы «Читающий город. Сохранение и развитие библиотечных фондов муниципальных библиотек Омска» (2005–2010 гг.). Менеджером проекта стала Н.Л. Чернявская, лидер группы анализа и прогнозирования Молодежного совета, главный библиотекарь ЦГБ, а с сентября 2009 г. – директор ЦСМБ г. Омска.

О содержательной и организационной многоаспектности проекта «Читающий город» свидетельствуют реализованные в его рамках программы и акции. Среди них: «Омск читай!»; «Библиомобиль» (в рамках акции «Бросай всё и читай!») (2005)[28]; «Компетентная мама» (2007) [29]; интернет-акция «Победа.ru» (путешествия по интернет-проектам, экспозициям книг, электронным ресурсам, детским рисункам, посвященным Великой Отечественной войне); информационно-драматическая композиция «Дети войны» [7].

Важно, что библиотечная молодежь Омска рассматривается как часть коллектива, а не как обособленная группа. Молодежный совет муниципальных библиотек своей работой доказал, что это не детская площадка, где маленькие играют в свои маленькие игры, не экспериментальная пионерская делянка или закрытая лаборатория для развития особых молодежных проектов исключительной креативности. Деятельность совета выражает прежде всего ответственность молодых за происходящее вокруг и относится как к продвижению перспективных идей, так и поддержке мероприятий всей библиотечной системы и города в целом [4].

Развитие проектных компетенций молодых специалистов

Программно-целевая (проектная деятельность) стала в библиотечной отрасли России повсеместной, поэтому развитие проектных компетенций сотрудников библиотек может рассматриваться как актуальная задача кадровой политики. Формирование этих компетенций в молодежной библиотечной среде осуществляется через обучающие и развивающие мероприятия. В конце 1990-х – начале 2000-х годов прошла целая серия семинаров, школ и других обучающих мероприятий по программно-проектной деятельности в целом и написанию конкретных проектов. Однако и приход в библиотеки новых сотрудников, в том числе молодых, и возрастающее значение такого рода деятельности в контексте стратегического планирования и инновационного менеджмента позволяет рассматривать организацию повышения профессиональных знаний в данном направлении как первостепенную и в высшей степени современную. Новым Федеральным государственным стандартом высшего профессионального библиотечно-информационного образования по направлению «Библиотечно-информационная деятельность» (2008 г.) закреплено, в частности, положение о том, что профессиональные компетенции магистра ориентированы в том числе и на самостоятельное ведение научно-исследовательской, проектной и экспертно-консультативной деятельности [11].

Проектной деятельности молодые специалисты обучаются чаще всего совместно с другими категориями библиотечных работников. Однако организована также и учеба только для молодых – примером может служить II Межрегиональная школа молодого библиотекаря Юга России «Проектное развитие библиотеки в современных условиях», прошедшая летом 2005 г. в г. Железноводске [9].

Проектное развитие библиотечных учреждений – ключевой приоритет нового времени, базовый инструмент инновационного менеджмента. Поэтому каждый новый аспект, иное видение этой проблемы очень важно для всех кто занимается проектированием и, в первую очередь, для молодых специалистов, только начинающих проектную деятельность.

Уместным и необходимым, как полагает С.Д. Колегаева, представляется презентация библиотечной общественности информации о проектной деятельности библиотек в виде семинарских занятий, последовательно раскрывающих данную тему [10].

В этой связи представляет интерес авторский семинар А.А. Пурника «Проектное управление в библиотечной сфере» [23]. В целях возможного практического использования данного опыта, обратим внимание на тематику составляющих семинар занятий. Среди них: Некоммерческий проект: основные понятия + источники финансирования; Идентификация библиотечных проектов + жизненный цикл проектов; Типология проектов; Корпоративные проекты; Некоторые особенности процесса управления некоммерческими библиотечными проектами; Особенности юридического оформления получения гранта на библиотечный проект; Методические предложения по управлению проектами (на примере проекта «Создание компьютерных публичных библиотек в сельских районах»).

Представляется, что изучение данного курса позволит библиотекарям-практикам ответить на такие, например, вопросы: Что такое некоммерческий проект? Каковы источники финансирования некоммерческого проекта? Какие параметры лежат в основе идентификации некоммерческого проекта? Какие типы проектов реализуются в библиотеках? Что относится к основным факторам успеха проекта? Что такое корпоративный проект и в чем его особенности? Какие действия должен осуществлять менеджер проекта в процессе управления им? Данный цикл занятий даст целостное представление о том, что же такое ПРОЕКТ, как система. Материал такого рода будет полезен тем, кто уже имеет определенные навыки проектной деятельности, поскольку позволит им более осмысленно и систематизировано подойти к написанию проекта и его реализации. Но еще более необходимом сотрудникам, только начинающим проектную деятельность [10].

С других позиций развивает у молодых библиотекарей проектное мышление занятия по технологии «Open Space» («Открытое пространство»). По характеру это мероприятие ближе всего к хорошо известному методу «мозговой атаки», «мозгового штурма». Методика «Open Space» привлекательна, во-первых, своей результативностью – итогом работы становятся конкретные проекты на объявленную тему. Во-вторых, максимальной активизацией творческих способностей за минимально короткое время. В-третьих, возможностью объединить ориентацией на решение одной и той же задачи максимальное количество специалистов (до 700 человек).

Возможность впервые оценить такую методику дал автору статьи Слет молодых библиотекарей Сибири – 2002 «Молодые профессионалы на службе общества», а уже в мае 2002 г. работа секции РБА «Молодые в библиотечном деле» на VII Ежегодной сессии Конференции РБА в г. Ярославле началась именно с занятия по проведению «Open Space» (тема: «Идеи молодых – будущему библиотек»). Сертифицированный специалист по этому методу, получившая аттестацию на его родине в Канаде, А.Г. Акимова говорила об очень серьезном результате занятий, что повлияло на последующие молодежные мероприятия. Так, молодым библиотекарям Ярославля «Открытое пространство» показало, например, что можно реально действовать, осознавая свою ответственность; обсуждать круг значимых в данный момент задач; проводить работы совместно с учетом общих ресурсов; уважительно разрешать возникающие разногласия; вырабатывать и обсуждать планы деятельности.

60 специалистов из 10 регионов России оставили молодым коллегам из Ярославля разработанные ими проекты [15]. В ноябре того же 2002 г. А.Г. Акимова была приглашена для проведения «Открытого пространства» на Всероссийскую научно-практическую конференции молодых ученых и специалистов «Библиотека – XXI век: библиотечное обслуживание». Результат – 50 молодых специалистов из 20 регионов России по теме конференции передали проекты на тему конференции специалистам ЦБС № 1 ЮАО г. Москвы [16]. В 2003 г. А.Г. Акимовой на Втором (в Улан-Удэ) и на Четвертом в Иркутске Межрегиональных слетах молодых библиотекарей Сибири также проводились занятия по методике «Open Space» [1, 27]. Большую пользу принес этот метод и для развития творческой мысли молодых участников четвертой Международной конференции «Молодые в библиотечном деле: социальные вопросы» в г. Рязани [26].

Основным результатом проведения занятий по технологии «Open Space» можно считать развитие проектных компетенций у участников соответствующих мероприятий. Однако не менее важно, что в тоже время опосредовано шло формирование модераторов (ведущих этих занятий) из числа специалистов имеющих определенные навыки работы в качестве ведущих по другим методикам и тренингам. Впоследствии представилась возможность углубить знания и навыки ведущего по этой методике на тренингах для тренеров, проводимых Новосибирской областной юношеской библиотекой. Методика активно применялась при проектной деятельности в некоторых регионах, например – в Кемеровской области и Ставропольском крае. Так, занятие по технологии «Open Space», состоявшееся в рамках заседания секции «Молодые в библиотечном деле» на XIII Ежегодной сессии Конференции РБА (Ульяновск, 18–23 мая 2008 г.) провела, освоившая этот метод, И.Г. Кононова, практикующий психолог и заместитель директора Ставропольской краевой юношеской библиотеки [14]. Этот метод И.Г. Кононова активно применяет при работе тренинг-центра «Карьера» с молодыми библиотекарями края и других регионов Юга России. Одной из задач клуба «Империя библиотечной молодежи», созданного на базе Андроповской ЦБС Ставропольского края – разработка и внедрение программ и проектов библиотечного обслуживания. [9].

На молодежных мероприятиях всероссийского и регионального уровней также применялись и другие, кроме «Open Space», методики развития проектных компетенций молодых специалистов. Так, например, специалисты-психологи Иркутской юношеской библиотеки делились своими знаниями и умениями с молодыми специалистами сибирского региона на IV Межрегиональном слете молодых библиотекарей Сибири. Ими были проведены тренинги:

– «Социально-психологические основы инновационной деятельности в библиотеке» – психологический тренинг на формирование положительного отношения к инновациям и творчеству, которое должно стать неотъемлемой частью профессионального самосознания библиотекарей (В.А. Гордеева);

– «Раскрытие личностного и творческого потенциала молодых специалистов» – психологический тренинг, который провела Е.Ю. Сагитова, направленный на адекватное и наиболее полное познание себя, углубление процессов самораскрытия, а также преодоление психологических барьеров, стереотипов, мешающих полноценному самовыражению и развитию творческого мышления [27].

Конкурсы в контексте программно-проектной деятельности молодых специалистов

Конкурсы как форма, развивающая и стимулирующая творческую активность, особенно важна в работе с молодежью – ведь она мобильна и очень восприимчива к состязательным началам в творчестве. Она обычно остро реагирует на новое, легко поддерживает интересные начинания и инициативы. Дух профессионального соперничества, возникающий при проведении конкурсов, стимулирует у молодежи стремление к самосовершенствованию и созданию нового. Находиться в состоянии соревнования – естественно для молодежи. Пока что конкурсы проектов чаще всего бывают тематическими и проводятся в рамках той или иной темы единожды.

Постоянно действующие на всероссийском уровне конкурсы, развивающие проектную и инновационную деятельность молодежи, в настоящее время проходят в рамках Форума молодых библиотекарей России. Это конкурс инновационных проектов «Свершения и мечты молодых библиотекарей России». Особенностью данного конкурса является прежде всего его тематическая направленность. То есть требуется, чтобы проекты по содержанию соответствовали заданному Форумом девизу, относящемуся к тому или иному направлению деятельности библиотек. Конкурс должен активизировать творческую мысль молодых специалистов в разработке проектов заявленной проблематики. Два последних конкурса были прямо направлены на раскрытие места молодых специалистов в проектной и инновационной деятельности библиотек. Девиз II Форума молодых библиотекарей России (2007 г.) – «Молодые молодым». Как основная перед молодыми специалистами была поставлена задача раскрытия возможностей консолидации библиотечной молодежи со сверстниками – молодыми учеными, бизнесменами, администраторами и управленцами, учителями, строителями, издателями, книготорговцами и другими молодыми специалистами, выявление конкретных форм их взаимовыгодного сотрудничества.

Девиз III Форума молодых библиотекарей России (2009 г.) – «Инновационный потенциал страны – развивать молодым». Здесь предполагалось, что молодые библиотекари-инноваторы представят проекты и рационализаторские предложения, раскрывающие, как и чем молодые специалисты различных специальностей способствуют инновационному развитию своей библиотеки и библиотечного дела в целом, а также инновационному развитию страны.

Так, в докладе на Саратовском форуме 2009 г. С.В. Кургузова говорила о роли молодых специалистов в реализации долгосрочных проектов Сахалинской ОУНБ по информационному сопровождению деятельности международных нефтяных корпораций, а также проекта «Информационная культура руководителя» в рамках областной целевой программы «Электронный Сахалин (2008–2010 гг.)» [12].

Анализ проектной деятельности молодых специалистов в рамках конкурсов позволяет заметить, что в молодежных конкурсах большинство участников составляют работники ЦБС. Не исключением были и три конкурса «Свершения и мечты молодых библиотекарей России» (2006, 2007, 2009), проходившие в рамках Форума молодых библиотекарей России, где участвовало от 41,6% до 70,5% молодых библиотекарей из ЦБС.

На конкурс «Лучшее в библиотеках России» (2008 г.) на тему «Участие молодых библиотекарей в развитии социального партнерства «Библиотеки – общество» молодые специалисты 400 библиотек представили 433 проекта, связанных с деятельностью библиотек 67 регионов России. Лидерами по количеству представленных работ оказались: Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Красноярский край, Омская, Кемеровская, Белгородская и Рязанская области.

Даже простой перечень тем проектов-победителей показывает спектр социальных приоритетов молодых библиотекарей. Среди них, например, проект «Утомленные мусором» ГУНБ Красноярского края, посвященный одной из важнейших экологических проблем – утилизации отходов [13]. Проект «Информационное поле Андроповского агрария» Межпоселенческой центральной районной библиотеки с. Курсавка Ставропольского края ориентирован на содействие реализации национального проекта «Развитие АПК» [21]. Проект Кемеровской областной юношеской библиотеки «Между равными: Преодоление гендерных стереотипов» нацелен на помощь гендерной социализации молодежи [18]. Про два последних проекта, ставших победителями, так и хочется сказать: «Куда уж социальнее!». Молодые библиотекари детской библиотеки с. Туруханск Красноярского края в рамках своего проекта «Здесь Родины моей начало», занялись просветительской работой среди воспитанников детского дома в целях содействия сохранению культуры и традиций коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Туруханского района [6]. А библиотекари г. Ижевска решили поддержать несовершеннолетних матерей. Основной аудиторией проекта «Добрые странички Книги Жизни» стали беременные 14–17 лет и несовершеннолетние молодые матери [5].

Перечень социально значимых проектов молодых библиотекарей можно было бы продолжить – интересных работ было предостаточно: дипломы получили 36 проектов, 33 из них рекомендованы к внедрению. Пять лауреатов конкурса получили премии, на которые Федеральное агентство по культуре и кинематографии выделило 1 млн. рублей.

В регионах, к сожалению, пока не всегда хватает бюджетных средств для претворения в жизнь социально и экономически значимых проектов, в том числе и молодых библиотекарей. Поддержку молодежных проектов попыталось взять на себя руководство партийного проекта «Библиотеки России» Всероссийской политической партии «Единая Россия», отправив 33 руководителям Региональных исполнительных комитетов политической партии «Единая Россия» письма с просьбой рассмотрения возможности оказания организационной (в том числе и финансовой) и информационной поддержки в реализации проектов молодых.

В регионах проведение конкурсов стало массовым явлением с начала 2000-х гг. Лидером в этом направлении стал Молодежный совет ЦБС г. Ижевска со своим Фестивалем молодежных библиотечных проектов «Я ПЛЮС».

Развитию программно-проектной деятельности молодых специалистов библиотек уже в течение многих лет содействуют, прежде всего, такие конкурсы, как:

– Краевой межведомственный конкурс молодых специалистов «Молодые в библиотечном деле» (Пермский край) – один раз в два года с 1998;

– Краевой профессиональный конкурс молодых библиотекарей Ставрополья «Надежды будущего» (Ставропольский край) – один раз в два года с 2002 г.;

– конкурсы проектов в рамках ежегодного Межрегионального слета молодых библиотекарей Сибири (Новосибирск, Улан-Удэ, Кемерово, Иркутск, Красноярск, Барнаул, Новосибирск) – проводится ежегодно с 2002 г.

Каждый из них функционирует на основе собственного подхода. В основу Пермского конкурса заложена, например, схема систематически проводимого ранее Всероссийского конкурса научных работ и инновационных проектов, где номинациями являются результаты научной деятельности: научная работа, реализованный проект, идея (проект для реализации) – независимо от тематики. Ставропольский и сибирские конкурсы – тематические, на каждый конкурс представляются работы по актуальным проблемам сегодняшнего дня, при этом форма значения не имеет (НИР, проект и др.). Главное, чтобы было наработано новое знание или продукт.

Конкурсы активно развиваются и сегодня. Вот далеко не полный перечень конкурсов проектов и идей, прошедших в 2009 г.:

– Краевой конкурс творческих работ и проектов молодых библиотекарей «Молодые в библиотечном деле» (КУНБ им. В.Я. Шишкова, Алтайский край);

– Межведомственный конкурс профессионального творчества среди молодых библиотекарей Кузбасса «КНИГИНЯ-2009» (Кемеровская ОБДЮ);

– Конкурс проектов отдела обслуживания читателей, посвященный Году молодежи – 2009 (Научная библиотека Дальневосточного государственного гуманитарного университета);

– Фестиваль творческих идей (ЦГБ им. Б. Ручьева, г. Магнитогорск Челябинской области).

Анализ программно-проектной деятельности и конкретных проектов молодых в библиотечном деле позволил выявить, например, что в течение почти полутора десятилетий, как отмечает И.П. Осипова, наиболее значительна по количеству и разнообразна по тематике совокупность программных документов реализуемых муниципальными библиотеками (иногда в русле программ областного, краевого, республиканского и федерального уровня) [9]. То же самое относится к молодежным проектам.

Анализ содержания проектов муниципальных библиотек показывает, что в большей степени они ориентированы на внешнюю среду, чем на свои внутренние проблемы. Это объяснимо: ведь именно этим библиотекам более чем областным универсальным или вузовским надо доказывать свою необходимость властям, местному сообществу в целом или каким-то целевым его группам. Подтверждением здесь может быть, в частности, мнение Н.В. Щурихиной (ЦРБ г. Беломорска Республики Карелия) «Стратегия развития библиотеки сегодня выстраивается как создание и последовательное воплощение в жизнь системы проектов … все проекты, несмотря на их непохожесть, имеют две основные цели: создание благоприятного мнения о библиотеке во внешней среде и мобилизация творческих сил сотрудников» [30]. Поэтому у молодежи много PR-проектов, дизайнерских решений, проектов обслуживания внешних потребителей. Внутриструктурное развитие муниципальных систем и библиотек осуществляется через программы развития и крупные проекты, где, как показывает практика, молодым не всегда находится место. Конкурсные проекты, работающие, например, в вузовских и академических библиотеках, в большей степени ориентированы на решение внутрисистемных проблем. Примером может служить «Конкурс проектов отдела обслуживания читателей, посвященный Году молодежи–2009» прошедший в Научной библиотеке Дальневосточного государственного гуманитарного университета (г. Владивосток).

Сравнительно новой и перспективной чертой, характеризующей программно-целевую деятельность (особенно молодых сотрудников), можно считать появление здесь интернет-проектов.

Инновационный аспект программно-проектной деятельности молодежи

Теоретический посыл – программно-проектная деятельность есть одна из форм инновационного менеджмента – практически реализуется в деятельности ГПНТБ СО РАН, где конкурс становится одним из его элементов. Руководители этой библиотеки всегда уделяли должное внимание созданию условий для поддержания новаторского духа своего коллектива. Начиная с 1986 г. здесь ежегодно проводился конкурс рацпредложений, который можно считать некой разновидностью конкурса проектов. Если первоначально это было состязание лучших предложений только в области научной организации труда, то постепенно сфера этого состязания расширялась. Ныне проводится конкурс инновационных предложений «Повышение эффективности и качества библиотечной деятельности». В 2009 г он прошел под девизом «Отсутствие новых идей есть показатель неблагополучности коллектива!». Этим конкурсом ГПНТБ СО РАН поставила цель повышения производительности труда, внедрения новой и совершенствования традиционной библиотечной и информационной технологии, улучшения обслуживания читателей (реализации новых форм и услуг), оптимального использования производственных площадей, экономии материальных и трудовых затрат [22]. Организаторы конкурса считают, что он призван содействовать: повышению эффективности работы Библиотеки, в том числе путем развития ее инновационной деятельности; активизации ученых и научных работников, библиотечных специалистов; формированию благоприятного общественного мнения об инновационном потенциале ГПНТБ СО РАН.

Очень важным моментом и, вероятно, основой всего этого состязания явилось положение о том, что на него принимаются любые предложения, которые могут быть рекомендованы к внедрению в библиотечную, информационную, научную, научно-методическую практику, в хозяйственную или управленческую деятельность ГПНТБ СО РАН с целью повышения производительности труда, экономии трудовых и материальных ресурсов, улучшения качества и сокращения сроков выполненных работ и т. п. Развитию инновационных процессов содействовал широкий взгляд на характер представляемых предложений. Последние необязательно должны быть результатом собственного творчества. Возможно их заимствование из опыта других учреждений [22], что особенно важно для молодых – от внедрения так называемых заимствованных инноваций, приемлемых для собственной библиотеки, они скорее смогут перейти к генерации собственных идей.

Возможностью участия в такого рода конкурсе не преминули воспользоваться молодые сотрудники библиотеки. Почти в каждом втором из представленных предложений участвовали молодые специалисты (самостоятельно или в соавторстве со старшими коллегами). Представляет интерес тот факт, что в победивших работах молодежь также участвовала (в десяти работах из двадцати семи). Все работы молодых специалистов (как представленные, так и победившие) связаны с развитием и совершенствованием электронных технологий и ресурсов. Даже простой перечень конкурсных предложений, говорит о широте интересов молодых, связанных с НИТ, больших возможностях их приложения возможности и позволяет положительно оценить творческие способности.

Назовем некоторые из предложений. Среди них:

– технология адресного информирования читателей библиотеки, которое направлено на формирование положительного имиджа библиотеки;

– размещению сенсорных киосков с информацией о ГПНТБ СО РАН в общественных местах посвящено предложение молодого научного сотрудника Лаборатории информационно-системного анализа. Размещение подобных киосков повысит информированность населения о библиотеках и привлечет к ним внимание;

– создание модуля учета финансовых расчетов с абонентами России в АРМе МБА было предложено группой авторов, в состав которой вошел и молодой специалист Отдела автоматизированных систем. В результате создания модуля в АРМ МБА системы ИРБИС планируется высвободить не менее 60 часов в месяц (720 часов в год), повысить производительность труда при подготовке финансовых отчетов, сократить затраты времени удаленных пользователей на ожидание информации об остатках или долгах финансовых средств, усовершенствовать технологический процесс (за счет сокращения операций по необоснованному дублированию учета поступивших и выполненных заказов); устранения лишних операций по подготовке отчетов в Microsoft Excel; рационального комплексирования традиционных операций путем использования автоматизированных режимов при подготовке сообщений абонентам об остатке или долге финансовых средств;

– вопросу оптимизации технологии МБА ИРБИС в работе с абонентами сети ННЦ посвящено предложение в состав авторского коллектива которого также входит и молодой специалист Отдела автоматизированных систем. Предложение заключается в поэтапном подключении абонентов к БД МБА с целью мониторинга пути заказов и разработки системы автоматического предупреждения абонента о задолженности. Это приведет к повышению производительности труда при приеме и обработке требований, сократит сроки их обработки и затраты времени сотрудников МБА во всех звеньях технологического процесса, включая библиотеки сети ННЦ;

– отдел периодики (зал журналов) выступил с предложением о внедрении учета книговыдачи журналов в автоматизированном режиме, что позволит экономить бланочную продукцию и финансовые средства при формировании репертуара отечественных и иностранных журналов, иметь оперативную информацию о спросе на издания;

– проблема совершенствования редакционно-издательских и полиграфических процессов нашла отражение в предложении авторского коллектива, включающего и молодого специалиста. В результате самостоятельного оформления полноцветных обложек и иллюстраций срок исполнения будет составлять от 2-х дней до 1 недели (на сегодняшний день сторонними специалистами работа выполняется в срок от 2-х недель до 1 месяца). Экономический эффект от внедрения составит более 50 000 руб. в год (более 10 обложек);

– предложение по оптимизации вторичного отбора в массиве изданий, передаваемых из научных читальных залов в фонд основного книгохранения поступило от сотрудников Отдела хранения фондов. В результате достигается экономия трудозатрат при приеме-передаче изданий из НЧЗ (около 500 часов в год), повышается качество формирования фонда основного книгохранения;

– предложение о введении автоматизированного учета рабочего времени поступило из Отдела кадров. Система будет предоставлять надежную информацию о времени работы сотрудников, позволит администрации контролировать нарушения, связанные с опозданиями, ранними уходами с работы, выявлять переработки, а также сократит время на заполнение в ручном режиме журнала учета рабочего времени;

– вопрос реорганизации сайта ГПНТБ СО РАН затронут в предложении молодого научного сотрудника Научно-технологического отдела совместно со старшим коллегой. Разработка и внедрение в промышленную эксплуатацию обновленного сайта ГПНТБ СО РАН будет способствовать укреплению имиджа библиотеки как крупного информационного, методического и научного центра региона, продвижению библиотечных ресурсов и услуг с использованием виртуальных сервисов, позволит рационально управлять контентом, а также повысит ее взаимодействие с библиотечным сообществом;

– апробация методики LibQual с целью исследования возможности ее внедрения в деятельность библиотек региона для получения оценки качества оказываемых услуг и производимых продуктов предложена молодым специалистом Отдела научной и методической работы. Он-лайновое анкетирование не является пока широко распространенной формой в практике работы российских библиотек, однако данная форм позволяет неограниченно расширить контингент респондентов, сократить трудозатраты сотрудников по проведению анкетирования, позволят экономить печатные материалы. На основании полученных результатов могут быть приняты меры по повышению качества услуг (продуктов), что позволит повысить социальную эффективность деятельности библиотеки и привлечь новых читателей [24].

Деятельность ГПНТБ СО РАН особенно отчетливо свидетельствует о результативности конкурсных форм для активизации инновационного развития библиотеки – это доказывают перечисленные выше предложения организационно-технологического, методического и управленческого характера. Помимо прочего, они помогут реализации следующего этапа инновационного процесса – стратегического планирования и его внедренческого завершения, то есть отобранные предложения войдут в стратегический план развития Библиотеки и получат поддержку при внедрении.

Таким образом, молодежные библиотечные конкурсы выявили значительный творческий потенциал библиотечной молодежи, который проявился в предложенных ею в ходе конкурсов проектах разной тематики, уровня и масштаба.

Библиотекари участвуют во многих конкурсах, все более увереннее осваивая при этом методы проектной деятельности. Представляемые на конкурс проекты отвечают основным требованиям к такого рода материалам – авторы осознают и ясно формулируют цели предстоящей работы, ее временные и организационные рамки, ресурсные возможности библиотеки – имеющиеся и дополнительные. Проект становится одним из важнейших инструментов государственной поддержки инновационных сторон деятельности библиотек, как посредством таких форм, как конкурсы и гранты, так и через государственные целевые программы («Культура России», гранты РГНФ и др.) [2].

При этом надо отметить, что так называемое сочинение на заданную тему пока молодежи дается с трудом. Речь здесь идет о том, что проектов, специально подготовленных к конкурсу, т. е. напрямую раскрывающих требуемую проблематику почти нет, тем более если тема очень конкретна или мало разработана. Возможно, перед молодыми библиотекарями ставятся слишком сложные и неизученные проблемы, но ведь для того и объявляется конкурс, чтобы помочь найти их решения.

Важным условием эффективного использования проектного метода в дальнейшем, как полагает М.Д. Афанасьев, является установка, из которой исходит библиотекарь, когда выбирает тему проекта. Нужно, чтобы в рамках темы он ориентировался на то, что именно он, как библиотекарь, должен, но в силу каких-то причин не мог этого делать раньше. «Тогда и появляется проект острый по проблематике, работа, нужная обществу, та, за которую еще никто не брался» [2].


  1. Акимова А.Г. Конференция по методу «Открытое пространство (Open Space)» по теме «Парад идей: инициативы молодых – будущее библиотеки // Молодые в библиотечном деле.– 2004. – № 3/4. – С.60-66.
  2. Афанасьев М.Д. Конкурс «Лучшее в библиотеках России» – показатель профессиональной зрелости молодых в библиотечном деле / М.Д. Афанасьев, Т.С. Макаренко // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 10/11. – С. 31-40.
  3. Вяткина Н.И. Культурный потенциал города: медиаинновации и успешные проекты молодых библиотекарей Центральной системы муниципальных библиотек Омска // http://kulgor.narod.ru/kongress/vjatkina.html
  4. Вяткина Н.И. Стратегия кадровой политики в муниципальных библиотеках: привлечение, адаптация и профессиональное развитие молодых специалистов // http://www.lib.omsk.ru/csmb.php?page=publ27
  5. Гузикова Е.В. Добрые странички книги жизни: партнерский проект для несовершеннолетних матерей // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 10/11. – С. 143-155.
  6. Давыдова-Сергиенко В.Ю. Здесь Родины моей начало: возвращение к национальным истокам детей, оставшихся без попечения родителей // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 10/11. – С. 115-126.
  7. Зайцева Л.В. Новые версии традиционных форм // Молодые в библиотечном деле.– 2006. – № 2/3. – С. 248-250.
  8. Зайцева Л.В. Мы – разные, но мы хотим действовать / Л.В. Зайцева, М.П. Захаренко // Молодые в библиотечном деле.– 2003. – № 1. – С. 91-94.
  9. Колгина А.А. Молодежь библиотек Юга России: призвание – профессия – судьба // Молодые в библиотечном деле.– 2006. – № 2/3. – С. 174-186.
  10. Колегаева С.Д. [Комментарий к авторскому семинару в рубрике «Школа библиоменеджера»] // Молодые в библиотечном деле.– 2006. – № 4. – С. 3-4.
  11. Кузнецова Т.Я. Инновационная роль библиотек в современном социуме и новые модели подготовки специалистов // Молодые в библиотечном деле.– 2010. – № 1/2. – С. 31-42.
  12. Кургузова С.В. Информационная поддержка региональных инновационных процессов: вклад молодых специалистов СахОУНБ // Молодые в библиотечном деле.– 2010. – № 1/2. – С. 55-64.
  13. Левашова Г.Т. Утомленные мусором // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 10/11. – С. 41-57.
  14. Макаренко Т.С. Заседание секции РБА «Молодые в библиотечном деле» // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 9. – С. 3-6.
  15. Макаренко Т.С. От Саратова до Ярославля, и вот уже Псков, а там Новосибирск не за горами // Молодые в библиотечном деле.– 2003. – № 1. – С.23-35.
  16. Материалы тренинга по методике «Открытое пространство («Open Space») ведущая А.Г. Акимова // Библиотека XXI века: библиотечное обслуживание: Сб. матер. Всерос. Науч.-практ. конф. молодых ученых и специалистов «Библиотека XXI века: библиотечное обслуживание» (4-6 ноября 202 г., Москва / МК РФ, РГБ, ЦБС № 1 ЮАО г. Москвы, ББФ, секция РБА «Молодые в библиотечном деле». Сост и отв. за вып. Т.С. Макаренко; Науч. Ред. Л.Н. Тихонова. – М.: «Один из лучших», С. 218-224.
  17. Надежда Ивановна Вяткина [Имена года 2004] // Молодые в библиотечном деле – 2004. – № 9/10. – С. 67-69.
  18. Обрикова Н.Н. Между равными: преодоление гендерных стереотипов // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 10/11. – С.3-6.
  19. Осипова И.П. Проектная деятельность библиотек: общие пробл., регион, опыт // Библиотечное дело – XXI век.: науч.-практ. Сб./ Рос. гос. Б-ка. М., 2003. Вып. 2(6) С.243-271.
  20. Павлова А.Ю. Молодые специалисты Чувашии: идеи, практика, проекты // Информационный бюллетень РБА. – 2009. – № 53 – C. 89-91.
  21. Погосова Т.В. Информационное поле Андроповского агрария // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 10/11. – С. 65-75.
  22. Положение о конкурсе инновационных предложений «Повышение эффективности и качества библиотечной деятельности» // Новости ГПНТБ СО РАН. – 2009. – № 4. – С. 56-60.
  23. Пурник А.А. Проектное управление в библиотечной сфере: авторский семинар // Молодые в библиотечном деле.– 2006. – № 4. – С. 4-27; № 7. – С. 35-47; № 8. – С. 3-19; № 11. – С. 5-21; № 12. – С. 3-16.
  24. Редькина Н.С. Конкурс инновационных предложений «Повышение эффективности и качества библиотечной деятельности» в ГПНТБ СО РАН / Н.С. Редькина // Библиосфера. – 2010. – № 2. – С.67-73.
  25. Старкова С.М. Молодежная политика Чувашской Республики – основа профессионального роста молодых библиотекарей / С.М. Старикова, Н.М. Вишневская // Молодые в библиотечном деле. – 2006. – № 2/3. – С. 120-134.
  26. Суравова В.В. Социальный вопрос – это вопрос: заметки на полях программы // Молодые в библиотечном деле.– 2006. – № 5/6. – С.4-17.
  27. Тябутова И.Н. Библиотечная молодежь – гарант развития информационного общества / И.Н. Тябутова, В.А. Гордеева // Молодые в библиотечном деле.– 2006. – № 9/10. – С.4-11.
  28. Чернявская Н.Л. Yes! Омский маршрут пройден (муниципальные библиотеки и книготорговые фирмы Омска объединяют усилия для поддержки интереса к чтению у граждан // Молодые в библиотечном деле.– 2006. – № 2/3. – С. 250-253.
  29. Чернявская Н.Л. Компетентная мама: адресный подход к продвижению чтения // Молодые в библиотечном деле.– 2008. – № 9. – С. 27–32.
  30. Щурихина Н.В. Роль профессионального и личностного самосознания библиотекаря как фактор инновационного развития ЦБС // Молодые в библиотечном деле. – 2006. – № 5/6. – С. 59-65.
© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17