Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью О проекте Карта сайта Электронная почта
Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Ежемесячная библиотечная газета о молодёжи и для молодёжи
Электронная библиотека 'Молодежь России'
Вопрос-ответ
Библиотеки и молодёжь (зарубежный опыт)
 
Исследования и методические материалы
Исследования и методические материалы Степанова А.С. Практические и исследовательские проблемы библиотек: взгляд реальных и будущих библиотекарей

Практические и исследовательские проблемы библиотек: взгляд реальных и будущих библиотекарей

А.С. Степанова

Говоря о ценностях библиотечной молодежи, нельзя обойти стороной взгляды тех, кто в ближайшее время может повлиять на российское библиотечное дело, тех, кто получает высшее образование в нашей сфере, – библиотечное студенчество. При этом интересно рассмотреть сходства и различия в представлениях уже состоявшихся специалистов и студентов библиотечно-информационного факультета. Хотя «будущими библиотекарями» последних можно назвать с известной долей условности, так как очень небольшой процент из них приходит работать в библиотечную сферу.

Именно поэтому для сравнения мнений был выбран острый момент: основные практические проблемы, которые мешают полноценной деятельности библиотек и из-за которых молодые специалисты не стремятся связать свою жизнь с библиотекой. Второй параметр для сравнения – противоречия, которые, на взгляд реальных и будущих библиотекарей, можно обнаружить с помощью прикладных исследований – в конечном счете, это отражает отношение специалистов и студентов к самой исследовательской деятельности.

Точка зрения реальных библиотекарей выявлялась по результатам исследования Центра чтения Российской национальной библиотеки «Чтение в библиотеках России». Анализировались материалы анкетирования библиотекарей по теме «Исследовательская деятельность библиотек» (2006 год, 28 библиотек малых и средних городов) и анкетирования специалистов региональных Центров чтения (2007 год, 22 областные и краевые библиотеки).

Мнения студентов выявлялись по результатам практических работ, выполненных на IV курсе вечернего отделения библиотечно-информационного факультета Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств в 2007 году (всего 42 человека). Студенты вечерней формы обучения были выбраны не случайно. Обучающиеся на дневном отделении фактически не ориентированы на работу в библиотеке; заочники, напротив, зачастую уже состоявшиеся специалисты. Среди «вечерников» часть работает в библиотеках, и они в целом немного больше заинтересованы библиотечной специальностью.

Какие же проблемы библиотечного дела являются наиболее актуальными с точки зрения сотрудников библиотек?

На первое место, конечно, были поставлены материальные проблемы. Именно они затрудняют работу библиотек как областных центров, так и малых и средних городов. Причем, понятие «материальные проблемы» понимается широко, сюда относятся:

• низкая заработная плата сотрудников;
• недостаток средств на должное комплектование фонда библиотеки книгами, периодическими и медиаизданиями;
• слабая материально-техническая база библиотеки, не позволяющая создать комфортную среду для пользователя и внедрять новые информационные технологии;
• отсутствие средств на реализацию масштабных программ и проектов.

В любом случае главную трудность в решении практических проблем библиотечного обслуживания населения состоявшиеся специалисты связывают с ограниченностью материальных средств.

Вторая проблема, которую выделяют библиотекари, – недостаточная степень координации и кооперации между библиотеками. Ее чаще называли специалисты региональных центров чтения, но она актуальна и для библиотекарей из районных центров. Были отмечены следующие составляющие данной проблемы:

• недостаточная степень взаимодействия между библиотеками в масштабах населенного пункта и страны (в первую очередь имелась в виду плохая работа МБА, но упоминались также корпоративная каталогизация, взаимодействие в электронной среде);
• отсутствие информации о деятельности библиотек. Множество российских библиотек реализует значимые проекты; их опыт интересен коллегам в разных регионах страны. Однако большинство такой информации «застревает» на уровне самой библиотеки, в лучшем случае – уровне региона. Лишь маленький ручеек этого информационного потока вливается в профессиональную периодическую печать. Наиболее доступный в настоящий момент канал общероссийской профессиональной коммуникации.

Третью проблему можно условно обозначить, как трудности в развитии социального партнерства. Библиотеки подразумевали главным образом отсутствие взаимодействия с местной администрацией – сложность, которая усугубилась с введением федерального закона №131. Называлась также проблема привлечения спонсорских средств на реализацию того или иного проекта.

Очень волнуют сотрудников библиотек кадровые проблемы, особенно:

• неукомплектованность штата библиотек, которая ведет к перегрузке сотрудников;
• невозможность привлечения в библиотеки молодых специалистов с новыми знаниями и идеями из-за неудовлетворительной зарплаты и низкого статуса профессии.

Как отдельную проблему можно выделить отсутствие государственной поддержки, что, в свою очередь, влечет за собой ряд перечисленных выше трудностей.

Таким образом, большинство библиотекарей основными помехами в своей работе считают объективные, независящие от них трудности. Однако сотрудники библиотек регионального и районного уровня назвали и проблему, которая в большей степени зависит от них самих, – недостаток опыта работы и специальных знаний. Поскольку теория и практика библиотечного дела активно развиваются, сами библиотекари признают, что имеющихся у них навыков уже недостаточно. В этом проблемном блоке было зафиксировано повышение квалификации библиотекарей по разным вопросам, прежде всего касающимся работы с населением.

В единичных случаях в анкетах встречались такие записи: трудности внедрения новых технологий, отсутствие национальной и региональной программ по чтению, слабая компьютеризация библиотек, невозможность выезда для участия в профессиональных мероприятиях.

Итак, практические проблемы, с точки зрения библиотекарей, в основном вызваны внешними обстоятельствами, повлиять на которые они не в силах. А вот, обозначая проблемы, которые можно решить с помощью исследований, специалисты ориентировались в первую очередь на собственные возможности. Большинство библиотекарей из малых и средних городов осознают значимость и результативность исследовательской деятельности, которая, считают они, способна прояснить следующие вопросы:

• выявление внутренних недостатков;
• определение собственно исследовательских задач (в первую очередь, изучение читательских интересов);
• установление обратной связи с читателем, повышение престижа библиотеки;
• планирование деятельности и установление приоритетов;
• совершенствование конкретных направлений работы.

Среди приоритетных для библиотек направлений исследований можно выделить два основных:

I. Изучение чтения как населения или пользователей библиотеки в целом, так и отдельных групп (детей, молодежи, военных, национальных диаспор, студентов, учителей, мужчин, женщин и т.д.) При этом как наиболее актуальные направления указывались:

• изучение читательских интересов населения города или региона в целом (т.е. выход за рамки сугубо библиотечной аудитории);
• изучение самих библиотекарей как читателей;

• изучение чтения читателями современной литературы.

II. Анализ работы библиотеки по конкретным тематическим направлениям (здоровый образ жизни, краеведение, патриотическое воспитание, профориентация).

Помимо того, специалисты региональных и районных библиотек называли в качестве приоритетных такие темы: «Библиотека глазами читателя», «Библиотечно-библиографическая грамотность», «Работа с фондом», «Состав читателей», «Услуги библиотеки», «Проблемы библиотечного обслуживания», «Анализ работы библиотеки в целом» и т.д. Эти темы для библиотек традиционны и призваны решать текущие вопросы. Странно, что библиотекари не видят прямой связи этих тем с практическими проблемами, которые сами же обозначили.

А как оценивают состояние библиотечного дела в России будущие специалисты? Как и библиотекари, студенты на первое место среди практических проблем ставят материальную. Но в отличие от состоявшихся специалистов, они сводят все к низкой зарплате библиотечных работников. Именно это, по высказываниям студентов, и является для них решающим при выборе места работы. Как следствие, данная проблема становится главной причиной старения кадров и излишней консервативности библиотечного дела. Некоторые студенты отмечали и недостаток средств на комплектование фондов современной литературой, что порождает неудовлетворенность читательских запросов и отток пользователей из библиотеки, а также низкую степень компьютеризации, не позволяющую полноценно вести работу с электронными ресурсами.

Многие студенты обозначили проблему, о которой не говорили сложившиеся специалисты, а именно, сложность читательской аудитории. Причем, в этой проблеме несколько составляющих:

• состав библиотечной аудитории (преобладание женщин, учащейся молодежи и пожилых людей);
• сложность читательских запросов (что во многом связано с учебными программами);
• низкий уровень читательской и библиографической культуры (отсутствие навыков пользования СПА библиотеки, в том числе электронным, незнание правил поиска литературы, непритязательные читательские вкусы).

В отличие от библиотекарей-практиков будущие специалисты в качестве наиболее важных назвали и субъективные проблемы, в которых участие библиотеки и библиотекарей очевидно. Так, нередко студенты ссылались на неудачные правила библиотеки (неудобные часы работы, система штрафов, многочисленные запреты для читателей). А отсюда, по мнению студентов, конфликтогенность библиотечного общения, большое количество поводов для разногласий между библиотекарем и читателем. С точки зрения будущих специалистов, помехой для развития библиотек является и отсутствие специалистов или даже отдельной службы, деятельность которой была бы направлена на повышение информационной и библиографической культуры пользователей.

Таким образом, студенты в большей степени связывают текущие проблемы библиотек с субъективными факторами. Возможно, сыграло роль то обстоятельство, что студенты видят себя, в первую очередь, как читателей и только потом как библиотечных специалистов.

Будущие библиотекари полагают, что исследования должны быть направлены на устранение текущих практических трудностей. Одинаково первоочередными для глубокого изучения сотрудники библиотек и студенты считают темы: «Услуги библиотеки», «Состав и использование фонда», «Проблемы библиотечного обслуживания», «Библиотека глазами читателя», «Состав читательской аудитории».

Как и реальные библиотекари, студенты приоритетное место отводят изучению чтения и приоритетными группами тоже называют молодежь и библиотекарей. Но студенты подчеркивают необходимость обратить внимание исследователей на чтение электронных изданий. Они же считают, что предстоит исследовать конфликты в библиотеках, взаимодействие и социальное партнерство библиотек, методическое обеспечение деятельности библиотек, кадры, возможности повышения квалификации сотрудников, вопросы информационной культуры, информационно-психологической безопасности читателя и библиотекаря.

В целом студенты библиотечно-информационного факультета давали более разнообразные ответы, чем библиотечные специалисты. Правда, называя в качестве приоритетных тем исследований действительно актуальные, нужные и имеющие практическую значимость, студенты, тем не менее, при написании дипломных работ демонстрируют совсем другие интересы, в основном далекие от библиотечного дела и абсолютно не связанные с библиотечным обслуживанием. Это косвенно еще раз подтверждает, что, формулируя свои ответы, студенты скорее исходят из своего опыта читателей библиотек, нежели из ощущения своей принадлежности к библиотечной профессии.

И все же ответы студентов лишены некой «зашоренности», свойственной опытным специалистам. Будущие библиотекари, в отличие от состоявшихся, видят основные трудности не в объективных факторах, а внутри самой библиотеки. Библиотечное студенчество в большей степени осознает, что всесторонний анализ актуальных практических проблем позволил бы выявить основные противоречия и возможные пути их устранения.

В любом случае, представители библиотечной молодежи и те, которые еще продолжают обучение, и те немногие, кто по окончании института все-таки приходят в библиотеки, привносят полезные и интересные идеи. Хорошо, если бы их голос был услышан опытными коллегами.

© Российская государственная библиотека для молодёжи, 2008–17